Экономика второй лиги. Как накормить обезьяну

21:55, 10 декабря 2015
svg image
1078
svg image
0
image
Хави идет в печали

Директор клуба Дмитрий КАРПОВСКИЙ рассказал “ПБ” о пройденном пути и бухгалтерии типичной команды Д3.

— Как возник ваш клуб?
— Все началось с АЛФ-2007. АЛФ — самый крупный в Беларуси любительский чемпионат. Его инициировала группа энтузиастов, я подключился несколько позже, в 2009-м. Из лучших футболистов лиги мы собрали команду АЛФ-2007, которая выиграла самые крутые на постсоветском пространстве турниры любителей — в Киеве и Одессе. В 2011-м победили в первенстве столицы, в следующем взяли первое место и Кубок Минска.

— Кто хозяин команды?
— Учредители — я и мой компаньон Александр Алешкевич. Реальное существование клуб начал благодаря помощи моего друга Павла Белохвостова. В межсезонье-2012/2013 мы собрали с миру по нитке и заявились во вторую лигу. Как раз разваливался СКВИЧ, оттуда к нам пришел тренер Иван Биончик вместе с воспитанниками 1996-1999 годов рождения. А в основной команде играли футболисты любительской лиги и два-три лимитчика, тренировал ее Александр Соболь, победитель чемпионата страны в составе солигорского “Шахтера”. В дебютном сезоне среди 13 команд Д3 оказались предпоследними. Правда, тогда мы впервые выиграли Кубок регионов среди любительских команд и получили право представлять страну в турнире УЕФА. Подведя черту под сезоном, поняли: финансировать не дающую результата команду плюс юношей тяжело.

— Сколько тогда потратили?
— Где-то от 15 до 18 тысяч условных единиц. Думали, как быть дальше. И все же решили снова рвануть с голой задницей на амбразуру. От содержания юношей пришлось отказаться, но лучших перевели в основную команду, которую возглавил Биончик. Паша Волчецкий на общественных началах работал с вратарями. С Соболем расстались полюбовно.

— Где находите средства?
— У меня есть небольшой бизнес, впрочем, как и у Павла. Вдобавок выручают личные контакты с людьми, которые любят футбол.

— В чемпионате-2014 вы сменили вывеску на “Луч”.
— Работник часового завода и одновременно игрок любительского турнира АЛФ Рафик Саркисян начал разговор о заявке во вторую лигу. Завод тогда вел переговоры с нами и минским “Торпедо”. Я предложил создать полноценную клубную структуру с бюджетом в районе ста тысяч долларов, используя в качестве базиса АЛФ-2007. И хотя та идея реализована не была, руководство часового завода решилось заключить с нами рекламный контракт. Чтобы продвигать торговый бренд партнера, мы стали “Лучом”, взамен получили примерно треть годового клубного бюджета, который по итогам сезона составил около 30 тысяч условных единиц. Учитывая проделанную организационную и тренировочную работу, мы вместе с Бион- чиком поставили цель: набрать в новом году в полтора раза больше очков и непременно войти в восьмерку финалистов. Тогда стали седьмыми.

— В восьмерку Д3 вошли. Но в финальном турнире европейского Кубка регионов вас изрядно потоптали: три поражения в трех матчах.
— Поездка в Боснию была очень полезной, развивающей. Я воочию увидел и узнал, как устроены любительские футбольные клубы в Европе. Мы играли с командами четвертых лиг Португалии и Италии и третьего дивизиона Боснии и Герцеговины. Несмотря на любительский статус, наши соперники имели собственные тренировочные базы, стадионы, футбольные школы, по несколько десятков человек в штате. У итальянцев, к примеру, было четыре тренера, массажист, доктор, администратор… Наставнику португальцев в перерыве матча с нами принесли статистическую распечатку действий игроков его команды. Отсюда и совершенно иное отношение к футболу всех — игроков и персонала. Есть чему учиться и к чему стремиться.
Конечно, хотели выступить лучше и в Европе, и в финальном турнире второй лиги. Анализируя неудачи, пришли к выводу, что их главная причина — нехватка человеческих ресурсов. А это в свою очередь следствие экономических проблем.

— Насколько изменились затраты в 2014-м в сравнении с предыдущим годом?
— Они выросли примерно до 30 тысяч долларов в рублевом эквиваленте. Я отдавал себе отчет, что 2015-й будет для нас последним во второй лиге: или поднимемся в Д2, или закроем проект. Наши друзья и спонсоры вкладывают в команду деньги, рассчитывая получить достойный результат. Когда его нет, их интерес, естественно, гаснет.

— Ставя более сложную задачу, увеличили финансирование?
— В межсезонье думать об этом было сложно. До конца марта в клубе сохранялась нестабильная экономическая ситуация. И все же решили претендовать на медальную тройку. Однако наш главный тренер полагал, что нельзя гнать людей к новой цели, не улучшив условий. Конкретно — нужно было пригласить трех- четырех человек, поигравших в более высоких лигах. Этого мы сделать не смогли. Старт выдался провальным: поражения от “Узды” и “Клецка” и ничья с минским “Торпедо”. После трех матчей — одно очко.

— В итоге ваши оппоненты вместе с “Лучом” стали участниками финального этапа, а узденцы и торпедовцы составили вам компанию по переходу в первую лигу.
— Так случилось осенью, но тогда мы вышли из сложной ситуации практически без дополнительных вливаний. Стимулировали футболистов премиальными бонусами за победы, хотя в матчах с аутсайдерами, которые ничего не решали, они были существенно меньше. В целом мы вышли приблизительно на те же цифры, что и в прошлом году. Рост расходов составил около 10 процентов. Не разделяю уничижительного отношения ко второй лиге. В моем понимании Д3 — плацдарм для развития футболистов и футбольных структур, интересная и насыщенная событиями жизнь. Можно сравнить с ремонтом в квартире. Сначала составляешь смету и аккуратно складываешь чеки, а затем начинаешь тратить на то, что необходимо, и перестаешь считать. Все предусмотреть и учесть невозможно.

— На что именно тратите?
— Вода, витамины, гематоген, мильгамма, чай, печенье, бананы и так далее. Людей ведь нужно кормить, заботиться об их самочувствии, помогать решать жизненные проблемы. Тем более Биончик, сколь требователен на тренировках, столь внимателен к здоровью футболистов. Приехали в Клецк, заходим в магазин за бананами. “Сколько вам взвесить?” — “Штук сорок”. — “Зачем столько?” — “Купили обезьяну, нечем кормить”… Кроме того, у нас имеется разнообразный инвентарь для проведения тренировочного процесса.

— Можете предметно изложить всю структуру расходов?
— В штате клуба два тренера, администратор, врач и массажист. Зарплата, затраты на бонусы и питание составляют около 300 миллионов рублей. Бонусы колеблются от 200 до 500 тысяч в зависимости от сложности матча. Однажды были и по 50 тысяч. Дальше — заявочный взнос: 50 миллионов. Аренда автобуса марки МАЗ на 24 места в автопарке БГАТУ стоит около 40 миллионов. Аренда домашнего стадиона для игр — 90 миллионов, услуги “скорой помощи” — еще 16. Тренировочный процесс обходится в 80 миллионов, страхование и медосмотры — 20 миллионов. В сумме получается примерно 600 миллионов рублей, или около 33 тысяч долларов в эквиваленте. И это не считая экипировки от фирмы “Patriсk”, получаемой по бартеру.

— Первая лига потребует существенного роста инвестиций.
— Готовимся к этому. Зарплатно-бонусные траты, вероятно, вырастут до 64 тысяч условных единиц, транспорт — до трех тысяч. До сих пор практически не тратили на маркетинг. Попробовали собрать людей на кубковый матч с “Днепром” — вроде бы получилось неплохо. Сейчас это входит в наши планы. Собираемся отправить Биончика учиться на тренерскую категорию “А”. В первой лиге это необходимо. Хотим развивать детско-юношеский футбол: включим частные футбольные школы в структуру “Луча”. Программа-максимум — поиск инвесторов для создания полноценной клубной инфраструктуры.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?