Хоккей на Донбассе. “Это не наша война...”

21:38, 15 декабря 2015
svg image
1354
svg image
0
image
Хави идет в печали

История донецкого клуба — это история о том, как политические дрязги в немаленькой стране могут выкосить под корень большие усилия преданных спорту людей. Ее вам и излагаем, воспользовавшись возможностью познать “Донбасс” живьем…

От “Дружбы” до войны

Хоккей на Донетчину пришел сорок лет назад, когда в столице области открыли дворец спорта “Дружба”. С тех пор город исправно трудился на благо детей и юношей и даже дал миру выдающегося защитника Олега Твердовского. Но первую профессиональную команду Донецк получил только в 1990-м, и то ненадолго — развалился Союз, изношенное до предела оборудование “Дружбы” отказалось работать, денег на реконструкцию никто не дал. Почти два десятка лет дворец простоял без холодильных установок и использовался для нужд легкой атлетики, баскетбола, волейбола, гандбола… Большой хоккей пытались возродить в 2001-м, а потом в 2005-м. В отсутствие искусственного льда тренировались даже на замерзшем пруду. Только в 2009-м масштабная реконструкция подарила арене новую жизнь, а годом позже ХК “Донбасс” полностью выкупил народный депутат Борис Колесников, и настроение, как говаривал Гришковец, улучшилось…
“Я с детства любил хоккей. Помню первый матч сборной СССР против канадских профессионалов 1 сентября 1972 года, шайбу, которую нам забросили на первой же минуте…” — признался Колесников после сделки. Человек этот небеден. Очень небеден. Он владеет активами “АПК-Инвест” и ЗАО “Конти”. Первое предприятие — агропромышленная компания и производитель мяса. Второе — один из крупнейших в стране производителей кондитерских изделий. Борис Викторович был министром инфраструктуры Украины, ответственным за подготовку и проведение EURO»2012. Регулярно попадал в двадцатку самых влиятельных людей страны, а его состояние в свое время оценивалось суммами около миллиарда долларов.
Большая любовь к хоккею, помноженная на большие возможности, быстро понесла “Донбасс” к вершинам. Уже через год клуб выиграл чемпионат Украины. Сразу после этого заявился в ВХЛ, где дошел до полуфинала. Затем двинул прямиком на КХЛ, отправив молодежь в МХЛ… Выстроилась разумная вертикаль. Хоккей в стране к тому времени был уже мало кому интересен, разваливались флагманы вроде “Беркута” и “Сокола”, поэтому Донецк выглядел островком надежды для небезразличных. Правда, местные хоккеисты любили костерить руководство за излишнее доверие легионерам — знакомый нам синдром первых лет в КХЛ. Однако в 2013-м вместо Юлиуса Шуплера у руля команды стал Андрей Назаров, и “айс-тайм” украинцев подрос. Подросли и результаты — донетчане пробились в плей-офф с четвертого места на “Западе”. Параллельно полным ходом шло строительство суперсовременной “Кальмиус-Арены”…
Но страну уже сильно трясло. Решающий седьмой матч первого раунда Кубка Гагарина против рижского “Динамо” “Донбасс” вынужденно играл в Братиславе и там же начинал четвертьфинальную серию с пражским “Львом”. Клубу разрешили вернуться домой только в шестом матче, когда чехи вели в серии 3:2. Парни Назарова изо всех сил упирались, однако переломить ход противостояния не смогли — минимальное поражение 0:1 подвело черту под сезоном, хотя оставило уйму ожиданий и надежд. А потом в регион пришла настоящая война…

От пожара до возрождения

Простой паренек Филипп окончил Донецкий национальный университет и работал журналистом. Разворачивавшиеся на Донбассе боевые действия подвигли его отправиться с сестрой и ее маленьким ребенком искать лучшую долю в Одессе. Родители остались — надо было приглядывать за пожилыми бабушками. Народ в то время уезжал активно — регион покинуло более полутора миллионов внутренних переселенцев и беженцев. Не решались на перемены в основном те, кто постарше.
Затем Филипп из Одессы подался в Киев — там больше работы и возможностей. А потом решил-таки вернуться на Донбасс, правда, не в Донецк, а в расположенную в восьмидесяти километрах Дружковку — скромный городок с семьюдесятью тысячами населения. Сорваться туда из столицы — сомнительная перспектива, но Филипп прознал, что хоккейному “Донбассу” нужен пресс-атташе. Теперь он отвечает в клубе за информационную составляющую и работу со СМИ и радушно рассказывает нам, что к чему в тамошнем хозяйстве.
Когда Донетчина стала утопать в выстрелах и взрывах, одними из первых пострадали спортивные объекты — хоккейная “Дружба” и футбольная “Донбасс-Арена”. “Дружбу” разворовали и подожгли еще в мае 2014-го. Борис Колесников тогда жестко обратился к общественности: “Деятели ДНР — это настоящая банда сомалийских пиратов, которым нет места в будущем Донбасса. Уверен, что всей этой преступной структуре придет конец и осталось совсем немного, чтобы жители поняли, что и кто стоит за их мыльными лозунгами”. (Уточнения ради заметим, что бизнесмен-депутат в то же время не шибко доволен и действиями Киева. В марте нынешнего года политическая сила “Оппозиционный блок” заявила о создании проекта Теневого правительства Украины, которое, по задумке авторов, займется разработкой законопроектов в противовес политике столицы. И должность премьер-министра в этом правительстве досталась как раз таки Колесникову.) Тогда же, после грабежа и поджога, владелец “Донбасса” заверил болельщиков, что “Дружба” продолжит функционирование: “У нас есть все силы и возможности, чтобы в течение девяноста дней, работая круглосуточно, восстановить арену. Она будет полностью готова к началу чемпионата КХЛ”.
Но чем дольше в окрестностях Донецка раздавались взрывы, тем меньше у команды оставалось шансов начать новый сезон КХЛ. В итоге лига выписала украинцам “академический отпуск” на год. Легионеры свалили от греха подальше. Местные разбрелись в поисках хоть какого более или менее достойного пристанища. Сгоревшую “Дружбу” реконструировать было небезопасно — ее обшили специальным материалом, чтобы не разъедалась коррозией. Строительство суперсовременной “Кальмиус-Арены” заморозили…
Все, что наживалось в последние годы, война уничтожила до основания. Но корни Колесников не бросил, а стал трепетно поливать. В 2013-м в соседней Дружковке открыли ледовый дворец “Альтаир” на 375 сидячих и еще полторы сотни стоячих мест. И в 2014-м владелец клуба свез туда ДЮСШ “Донбасс”, которая тогда насчитывала около тысячи детей в секциях хоккея и фигурного катания. Сейчас насчитывает более тысячи двухсот. Ребята-хоккеисты 2003, 2004 и 2005 годов рождения играют в юношеском чемпионате Беларуси. Есть еще группы 2006-08 годов. Лед “Альтаира” нагрузок не выдерживает, поэтому часть школы перенесли на “Терминал” в Броварах, что под Киевом.
Дружковка не попала в территорию, захваченную Новороссией. Там тишь и благодать — насколько это возможно в нелегкое для страны время. Война обходит ее стороной километров на шестьдесят. Минувшим летом “Донбасс” решил, что на тамошней базе можно возродить и профессиональную команду. После годичного перерыва Колесников протрубил созывать новый состав. Пригласил хорошо знакомого нам по работе с “Соколом” в ОЧБ тренера Анатолия Степанищева, тот взял себе в помощники не менее знакомого нам по недавней должности ассистента в “Витебске” Евгения Бруля — и процесс пошел. Вернулись выступавшие за клуб в КХЛ Денис Кочетков, Виктор Захаров и многолетний лидер сборной Сергей Варламов. Последний, как и команда, тоже взял “академический отпуск” и год не играл в хоккей, посвятив это время семье, где у него подрастают трое детей. Приехали в Дружковку и те, кто помнит еще ВХЛовские времена. Правда, о возвращении в российские лиги речи не шло — и не по политическим мотивам. В регионе нет адекватной функционирующей ледовой арены, разрушен требуемый регламентом аэропорт… Конечно, с возможностями Колесникова не составило бы труда еще год назад по примеру футбольного “Шахтера” перевезти клуб в другой город и даже продолжить выступление в КХЛ. Но принципиальная позиция почетного жителя Донецка такова: команда должна играть на территории Донбасса. Поэтому экс-КХЛовцы, -ВХЛовцы и иже с ними вместе с парнями из других украинских дружин пока возрождают свой чемпионат. У детища Бориса Викторовича роль эдакого локомотива. Данная идея затмила все иные, в том числе возможность выступать в белорусской экстралиге…

От настоящего к будущему

Новый состав полностью обосновался в Дружковке: там живет, тренируется, играет. И, похоже, никаких жалоб не имеет. Генеральный менеджер Сергей Петров заверил, что собрать команду не составило труда: “Большая часть хоккеистов в свое время играли в структуре “Донбасса”. Все они помнят уровень организации в Донецке. И когда звонишь с предложением вернуться, переговоры проходят очень быстро. Понятно, предупреждали, что это будет не КХЛовский хоккей, но ребята все равно довольны. А если кто-то и сомневался насчет стабильности в городе, то хватало приехать один раз в Дружковку и убедиться, что там все спокойно”.
Лучший бомбардир команды жизнерадостный Сергей Бабинец с улыбкой на лице подписался под словами генменеджера: “Да, Дружковка — самый маленький город, в котором я играл. Но “Донбасс” — это бренд. Мы не могли отказаться. Благодарны клубу за годы, проведенные некогда в Донецке. Руководство пообещало, что все будет отлично — так и есть. А саму войну мы не ощущаем. Боевые действия далеко. В этом плане не переживали. Единственное, что смущало — уровень чемпионата…”
Есть ли альтернатива у украинских хоккеистов? Есть ли в стране еще клубы, где можно получать нормальные деньги? Бабинец шутит: “Если не в “Донбассе”, то в футбол надо переходить. Сейчас в чемпионате Украины восемь команд, но только три создают нам конкуренцию. Другие четыре клуба — это молодежный уровень. Хотя среди лидеров на жизнь всем хватает”.
О бюджете клуба сведений нет, но Колесников его ни в чем не ущемляет. Помогает стабильно, безвозмездно и фанатично — других таких энтузиастов в стране нет. Команда даже выбралась в Беларусь ради двух спаррингов с “Шахтером” и “Юностью” — просто чтобы проверить свой уровень на фоне соперников посильнее. 21-летний форвард “Донбасса” Виктор Захаров играл в Донецке в последний КХЛовский сезон, а недавно даже примерил капитанскую нашивку в сборной. Он верит, что возрождение отечественного чемпионата, в котором клубу Колесникова отводится роль флагмана, поможет и национальной команде: “У нас идет процесс омоложения, и здесь перспективные ребята могут расти. А то с украинским паспортом не так просто найти работу”. Хотя Виктор сожалеет о прерванном КХЛовском полете: “Спорт тогда ушел на второй план. Сразу все ребята остались без работы. Прошлое лето выпало из подготовки, долго искали новые клубы… Но сейчас очень довольны возвращению “Донбасса”. У нас уютненький дворец, всегда полные трибуны. Приезжают люди из Донецка. На матчи в других городах тоже приходит много переселенцев с Донбасса”.
В команде хватает и россиян. Естественно, тема конфликта двух стран не может не всплывать в разговорах. Захаров признался: “Иногда проскакивает, но мы все обычные люди. Россияне — наш братский народ. В дела политиков мы не лезем. У нас все нормально в общении”.
Как бы ни была избита фраза “Спорт вне политики”, в которую многие уже не верят, но пресс-атташе клуба Филипп заверяет, что это главный принцип нынешнего “Донбасса”: “Когда политики нет — ничего не мешает. Мы просто занимаемся своим делом, которое пока движется успешно”.
Клуб верно шагает к победе в чемпионате Украины. И, если все пройдет гладко, получит путевку в Континентальный кубок — это какое-никакое, но возвращение на международный уровень. А там, чем черт не шутит, и на Лигу чемпионов можно замахнуться. Но не менее важен и детский хоккей. В школе “Донбасса”, по заверениям генменеджера, трудятся лучшие специалисты страны. И через пять лет планируется создать молодежную команду из своих воспитанников.
“А что КХЛ?” — спросите вы… Когда клуб брал “академический отпуск”, он выкупил часть акций лиги, чтобы войти в состав учредителей и тем самым оставить за собой место для возвращения. Эти акции никуда не делись, и договоренность по-прежнему в силе. Правда, достигали ее с прежним президентом Александром Медведевым. В любом случае о КХЛ в Дружковке и Донецке собираются покумекать, когда в регионе перестанут стрелять…

От дома до дома

Филипп не был дома два года. Говорит, в центре Донецка даже в разгар боевых действий было относительно спокойно — вся война ведется по окрестностям. Хотя какой-нибудь шальной снаряд раз в месяц может прилететь в город, поэтому рисковать не хочется. Окна его дома выходят аккурат на центральную площадь, с которой и начиналось это российско-украинское противостояние. Он видел первых ласточек, которые выходили на улицы, возможно, искренне протестуя против нового руководства страны. Но вскоре, признается, пикеты стали все больше напоминать постановочные действия тех, кому они были выгодны. А дальше тему подхватили СМИ. На первых порах легко завладели умами пенсионеров, которые верили новостям в духе “украинцы едят своих младенцев”, и потом только усилили нагнетание обстановки…
Сколько сейчас людей на территории ДНР поддерживают идеи самопровозглашенной республики, никому не известно. Похоже, никто уже и не желает разбираться с политическими взглядами друг друга — обычные люди просто высказываются за мир любыми способами. Филипп говорит: “Это не наша война. Хочется, чтобы поскорее все закончилось. Чтобы вернуться домой. Чтобы в Донецк вернулся хоккей…”
Если вы спросите дончанина о его прогнозах на окончание войны, то он махнет в ответ рукой. Ибо каждые полгода заводятся оптимистичные разговоры о том, что вот-вот, скоро, непременно, обязательно… После “Второго минского соглашения” ситуация улучшилась как никогда, и Филипп это подтвердил, правда, с небольшой оговоркой: “Родители говорили, что летом было абсолютно спокойно, взрывы стихли. Но к зиме снова активизировались…”

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?