Вселенная Бьерндалена. Фанатик, гений и чудак

21:33, 17 декабря 2015
svg image
1285
svg image
0
image
Хави идет в печали

Так повелось, что последние несколько лет его имя прочно ассоциируется с Дарьей Домрачевой, однако мы оставим эти разговоры хроникерам светской жизни. Бьерндален интересен сам по себе — как уникальная форма жизни, живая легенда, возносящая биатлон на невероятную высоту.

В большой семье

Чтобы стать гениальным спортсменом, надо не так и много: родиться в правильном месте, иметь перед глазами пример для подражания и оставаться верным однажды данному себе слову. Оле-Эйнар появился на свет в многодетной семье фермеров в небольшом городе Драммен, что в сорока километрах от Осло. Однако расти пришлось совсем в других декорациях — в крошечном селении Симостранда коммуны Модум, все население которой не превышает тринадцати тысяч человек. Поэтому, рассказывая, что “я норвежец из простой крестьянской семьи, где было девять коров и пятеро детей, и где коровам иногда уделяли внимания больше, чем детям”, Бьерндален не лукавил и не прибеднялся. Из детства вспоминает, что родители были вечно заняты и больше заботились о добыче средств для обеспечения большой семьи, чем развитием и воспитанием детей. Отпрыски же были предоставлены сами себе, однако расположенная неподалеку спортивная база во многом определила их будущее. Не исключено, что Оле-Эйнар с большим успехом мог бы стать образцовым и, может быть, успешным фермером, но где-то на небесах, в отделе спортивного развития приняли другое решение.
Отец будущего биатлониста, легкоатлет в прошлом, своим примером наставил детей на путь истинный. Они больше тяготели к спорту, чем к наукам, поэтому были даже благодарны родителю, что тот не муштровал их из-за неуспехов в школе. Пока Оле-Эйнар по примеру старшего брата Дага не увлекся биатлоном, успел попробовать метание копья, футбол и бег на три тысячи метров. Освоил даже эквилибристику, научившись балансировать на натянутом канате. Навык не исчез, ведь, по словам Бьерндалена, это что-то сродни езде на велосипеде — один раз научился и можно развлекаться всю жизнь. Хождение по канату, кстати, он не забросил, прибегая к нему в развлекательных целях, о чем ниже.
В перерывах между пробами разных видов спорта норвежец загорелся идеей спортивной фотографии. Даже камеру купил! Но в 12 лет выбор был сделан в пользу биатлона — авторитет Дага был слишком велик. Помогло, что рядом с их селением находился тренировочный центр, оборудованный для занятий лыжами и стрельбой. В то же время будущий чемпион всех возможных турниров дал себе обещание, что обязательно станет лучшим в мире и откажется от алкоголя. Как человек исполнительный и скрупулезный, слово сдержал, хотя не раз об этом пожалел, когда после бурных вечеринок развозил по домам подвыпивших товарищей.
Уже спустя много лет Даг, Оле-Эйнар и их младший брат Ханс-Антон составят костяк норвежской сборной и привлекут внимание к биатлону в своей стране. Благодаря стараниям братьев этот спорт стали любить на родине викингов не меньше, чем лыжи, а в отдельные моменты даже больше.

Потехе — час

Спортивное долголетие и тщательный подход к тренировкам могут создать впечатление, что биатлонист совершенно не умеет развлекаться. Да бросьте! Талантливый человек, умеющий хорошо работать, отдыхает тоже на всю катушку. Так, на одной вечеринке Оле-Эйнару пришлось танцевать стриптиз, балансируя на канате. Навык эквилибриста, освоенный в детстве, демонстрировался изрядно пьяной публике. Норвежец, стоя на тросе, снял с себя все, стыдливо оставив только нижнее белье. О случае вспоминает легко, намекая, что всякое умение может пригодиться в самый неожиданный момент.
Бьерндален не жеманничает, когда разговор заходит и о женщинах. О его романе, а потом и свадьбе с итальянской биатлонисткой Натали Сантер знал весь мир. Мало того что знал, так еще пристально следил и в самые сложные моменты сочувствовал. Правда, союз, заключенный в 2006 году, просуществовал недолго. Через шесть лет пара заявила о разрыве. Но норвежец своих вкусов не скрывает: “В отношении к женщинам биатлонисты не сильно отличаются от всех остальных: нам нравится, когда у женщины ясный взгляд и красивая жопа”. И не поспоришь.
Нечастый досуг он проводит приятно. Долгое время Бьерндален жил в Италии и так проникся всеми достоинствами местной кухни, что теперь готовит на уровне шеф-повара ресторана средней категории. Хотя во время тренировок он предпочитает обходиться бананами, постоять с поварешкой тоже не прочь. Лучше всего получается паста с соусом из чеснока, острого перца и свежих помидоров. Неплохо готовит пиццу в домашних условиях и использует каждую выпавшую возможность, чтобы заняться стряпней.
Кулинарные предпочтения короля лежат далеко за пределами идей о правильном питании. Насыщенная медленными углеводами паста — это прекрасно. Но иногда так приятно умять что-нибудь из запрещенного списка. “Многие считают, что победа — это диета. Чушь! Я ем все. Помню, как однажды перед соревнованиями сожрал два пакета чипсов и выпил банку колы. И был первым”.

Борьба за чистоту

Есть в жизни Бьерндалена ситуации, к которым легкомысленно относиться — себе дороже. И эти обстоятельства лучше всего раскрывают его увлеченную и фанатичную натуру. Биатлонист всячески оберегает себя от возможных инфекций. Факт, что он ездит на соревнования с пылесосом, до сих пор вызывает улыбку. Никакой иронии, ведь больше 200 дней в году он находится вне дома, и не может надеяться на чужие стандарты чистоты и ручаться за добросовестность гостиничных горничных. Поэтому пылесосит все ковры сам — так надежнее. А путешествующий с ним пылесос за пятнадцать лет стал своеобразным талисманом. Несколько лет назад Оле-Эйнар решил проблему: перед бронированием номера он просит, чтобы в его петанах не было никаких ковровых покрытий, а пол и мебель должны быть изготовлены из пластика и дерева. И только в этом сезоне все неудобства были полностью преодолены: наконец-то стал пригодным к эксплуатации его супер-трейлер — уютный и функциональный дом на колесах, в котором можно комфортно жить и перемещаться без отрыва от тренировок. Уж отделка трейлера полностью потакает каждому требованию многократного олимпийского чемпиона. Как и мобильность махины — в фургоне он успешно перемещается между местами сборов и соревнований, избегая перелетов и аэропортов, где опять же собираются и размножаются проклятые микробы.
Однако пыльные половики не самые опасные, по мнению Бьерндалена, источники заразы. Куда страшнее окружающие и их вечное стремление пожать руку великому чемпиону. Норвежец снискал славу нелюдимого и сторонящегося посторонних буки, который руки встречному не подаст, и не просите. Этот “глюк” объясняется просто: “Мне нельзя болеть, поэтому я стараюсь никому не пожимать руку. В Норвегии это удается легко, а в остальных странах люди так и норовят сунуть тебе ладонь. Беспечность этих людей меня поражает: неужели они не понимают, насколько велика вероятность заражения?”. Но не надо торопиться и считать Бьерндалена сумасшедшим. Бывший шведский биатлонист Бьерн Ферри вспоминал, что после активной тусовки, где приходилось общаться с огромным количеством людей, флакон антибактериального геля он изводил за час. Так и не определишь, что лучше: принципиально не подавать руки или воровато размазывать спирт по коже после каждого контакта.

Разрушитель легенд

Уже и не вспомнить, где зародился миф об астме Бьерндалена и принимаемых в связи с этим препаратах. Болельщики со стажем вспоминают, что эту мысль в сердцах высказал комментатор одного из российских телеканалов, который часто хвастает личным знакомством со спортсменами. Мнение оказалось ложью от первого до последнего слова. Норвежец никогда на астму не жаловался, соответствующих лекарств не принимал, о чем говорит открыто: “Если вы тренируетесь при холодной погоде, то легкие уменьшаются и можно заработать астму. Как правило, это происходит после десяти-двенадцати лет активной нагрузки. Но я не вписываюсь в это правило. Мои легкие эффективны на сто процентов. Никогда не нуждался в лекарствах, даже мой врач сказал, что это не совсем нормально, потому что с этой проблемой сталкиваются почти все. А я что? Просто я о себе забочусь”.
И по поводу допинга. Вряд ли в зимнем спорте есть более бескомпромиссный борец с запрещенными препаратами, чем норвежец. По его мнению, нарушителей надо выметать из спорта на веки вечные, подвергать обструкции и не знать к ним жалости. Высокие требования не только к остальным, но и прежде всего к себе и есть главный компонент спортивной гениальности и долголетия.
27 января королю исполнится 42 года, а 2 марта начнется чемпионат мира в норвежском Холменколлене, который Бьерндален называет своим финальным аккордом. Ему хочется отдать должное родной публике, поблагодарить ее за многолетнюю любовь и обожание — и уйти. Наверное, нет в мире спортивного болельщика, который бы не мечтал, чтобы Оле-Эйнар перестал спешить в мирскую жизнь и побегал хотя бы до Игр в Пхенчхане. Нет сомнений: ему еще есть что предъявить биатлонному миру, который без него уже невозможно вообразить. Шутка ли, 24 года в строю…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?