Без футбола. Мы Полоцк, мы газ

21:19, 21 декабря 2015
svg image
2812
svg image
0
image
Хави идет в печали

***
В Полоцке мы засвидетельствовали предновогоднее настроение, к которому и причастились: на главной площади ставили елку — при большом скоплении зевак и маленьком военном оркестрике. День начинался с музыки — весело и красиво, благо антураж к этому располагал. В советские времена город был серым и грязным, сейчас же зримо приосанился. А его центральная часть — вовсе чистая Европа. Да и названия улиц — Стрелецкая, Успенская, проспект Скорины — ласкают слух. “Только дороги плохие, — жалуется мой “подельник” и наш местный корреспондент Андрей Медведев. — Платим за их благоустройство, а ездить приходится по тем же “стиральным доскам”… Неприятность эту мы переживем. Тем паче цель остается прежней: поездка на “Спартак” — стадион, где еще пару лет назад домашние матчи проводил “Полоцк”, который умер. “Доброжелатели”, конечно, могут сказать: есть в Новополоцке “Нафтан”, и хватит. Мы против. Это два самодостаточных города — с населением, близким к 100 тысячам человек в каждом. Так почему с футболом здесь беда?

***
Впечатление от полоцкой арены фантасмагорическое: старые беговые дорожки, поле сомнительного качества и одна “голая” трибуна — зато с пластиковыми сиденьями на 3,5 тысячи. Какая-то информация пробегает на электронном табло — столь маленьком и отдаленном, что разглядеть на нем буквы возможно только с близкого расстояния. Есть даже четыре мачты электроосвещения. Очень древние — союзных времен. И, естественно, давно отжившие свой срок. Между тем Андрей вспоминает, сколько народу ходило на футбол, когда команда в 2005 году обреталась в Д3. И про первую лигу, когда в 2006-м “Полоцк” занял шестое место, — тоже с ностальгией. А с ужасом — про то, что во время дождя здесь было абсолютно некуда спрятаться.
Зато был футбол, и это главное. Но вот уж два года “Спартак” обходят стороной игры профессионалов. А ведь место, на котором он построен, поистине уникальное. Это не окраина, окаймленная лесом. Это не район с новыми многоэтажками. Это исторический центр самого древнего города Беларуси: территория Нижнего замка у подножия горы, на которой некогда находился Полоцкий детинец — Верхний замок, сохранивший для современников здание Софийского собора. Спартаковская трибуна тоже с историей — в шестидесятые годы простыми деревянными лавками оборудовали вал Ивана Грозного. Насыпанное по его приказу в ХVI веке земельное укрепление большой выгоды русским войскам не принесло, зато оставило название близлежащей улице Стрелецкой, напоминающее о располагавшемся здесь гарнизоне стрельцов.
Сейчас стадион (а вернее его поле) используется ДЮСШ и любителями, играющими “на область” — командой “Полоцкгаз”, сформированной из выпускников школы. В принципе она могла бы выступать и во второй лиге, но даже на это нет денег. Учитывая же отсутствие профессионального ухода за газоном плюс огромную нагрузку, его состояние оставляет желать лучшего. А как иначе, если здесь играет не только “Полоцкгаз”, но и вся ребятня? Летом оно похоже на бетон, и ничего с этим не поделать. Газон не просто поливали — даже заливали! Все без толку: поле должно отдыхать, а этого на “Спартаке” нет и в помине.

***
Ну что ж, идем в школу! Там нашим собеседником становится 26-летний тренер Антон Борейко, сам выступавший за “Полоцк”. А еще юношей он был в минском “Динамо” и в 2005 году успел поиграть за сборную Беларуси (U-17). От него узнаем, что в футбольном отделении ДЮСШ занимается 260 человек, с которыми работают шесть тренеров. Кстати, сейчас пошел большой наплыв детей 2007 года рождения: за шесть лет работы Борейко впервые не набирал, а отбирал их в группы…
— Но есть большая беда, — говорит Антон. — Официальные старты, которые приносят баллы в рейтинги ДЮСШ, начинаются с двенадцати лет. До этого возраста все считается соревнованиями местного значения. А что у нас на местах? Не хочу говорить плохое, но это просто данность: Витебская область — самая гиблая и по взрослому, и по детскому футболу. Была хорошая академия в Поставах — уже нет. Человек делал все за свои деньги, но теперь всем трудно: не знаю, помогал ли ему кто. А у нас после “области” выпускников некуда девать. Талантливых парней немало — думаю, в перспективе они спокойно могли бы играть за “Полоцк”, но клуба нет. А всего-то и надо чуточку внимания городских властей. Много же финансов на команду второй лиги не нужно. Мы даже смету составляли — с расчетом, чтобы играли только наши воспитанники. И мои ровесники, и чуть моложе, и двадцатилетние. Понятно, если парни очень уж хороши, тогда их надо отпускать. У нас были два таланта 2000 года: Владик Глинский по своему возрасту играет в сборной Беларуси и учится в РГУОРе, Александр Филипенко в ЗАО “ФК “Динамо-Минск”. Есть хорошие дети и сейчас, но нет продвижения. Их надо выпускать в 14 лет — какой смысл дальше держать здесь? Передаем в “Нафтан”: почти во всех его лицензионных возрастах — семь-восемь наших. Я ничего не имею против “Нафтана” — хороший клуб, с традициями. Но, получается, работаем на него, а хотелось бы иметь свою команду.
В принципе в полоцком спорткомитете неравнодушные люди — по их личным просьбам ДЮСШ порой выделяют деньги на турниры и питание. Однако в основном все через родителей: и экипировка, и поездки, и даже маленькие ворота. А зарплаты тренеров школы невелики: от 3,5 до 5 миллионов рублей. Зимой дети в зале — хорошем, но с большой загрузкой. Много времени там не получишь: в ДЮСШ девять видов спорта. А на улице ребята играют поперек основного поля. Есть, правда, две синтетические мини-“поляны”, но…
— “Коробочка” от БФФ очень маленькая. А на теннисном корте уже просто боюсь тренировать пацанов, — говорит Борейко. — Покрытие стало жестким и начало рваться: его клеили на голый бетон. Нам бы хоть одно искусственное поле. Пусть даже нестандартное, 40 на 60, и не нового поколения. Было бы шикарно! С теперешними зимами вообще обошлись бы без зала… Хотим открыть счет на развитие полоцкого футбола — для всех неравнодушных к нему людей. Может, благодаря им все-таки удастся постелить поле? Больше ведь заниматься негде. Есть у нас еще один стадион — “Химик”. Но там… Как-то конный клуб устраивал выступления, так даже лошадь ногу сломала. Как я пущу на то поле детей?

***
Положение безвыходное — едем на “Химик”. Он находится близко, на берегу Западной Двины в окаймлении живописной липовой аллеи. Там все и впрямь в ужасном состоянии. Футбольное поле запущено до основанья — на нем валяются какие-то старые автопокрышки. Хоккейная коробка недавно приспособлена для массового катания и — что удивительно — для тренировок… собак.
Кстати, дед Медведева, работавший в советские времена председателем городского спорткомитета, курировал строительство “Спартака”. А затем был директором дома физкультуры “Стекловолокно”, к которому относился и “Химик”. В конце девяностых — начале “нулевых” он частенько водил внука в эти места и чуть не плакал. С развалом СССР все пришло в упадок — и молодежь уже не может представить, что когда-то здесь был порядок и проводились республиканские соревнования. А ведь многого не надо — достаточно хотя бы выровнять газон. А можно уложить искусственное поле. Впрочем, все упирается в финансы. Крупных предприятий, готовых помогать, в городе практически не осталось. Кирпичного завода и мебельной фабрики больше нет. Авторемонтный, литейный заводы объединены в одно мелкое предприятие. “Стекловолокно” озабочено сведением дебета с кредитом в условиях нынешней экономической ситуации. Всегда неравнодушен к полоцкому футболу был “Водоканал”, но этого мало.

***
Возвращаемся на “Спартак”, куда из Новополоцка приехал откликнувшийся на звонок Александр Трайдук. В свое время он возглавлял “Нафтан” в высшей лиге, теперь работает директором ДЮСШ в городке Россоны. Но с Александром Николаевичем мы беседовали как с тренером почившего “Полоцка” — дабы узнать его ответ на тот же вопрос: почему так произошло?
— Вариант с “Полоцком” у меня появился в 2012 году, — начал разговор Трайдук. — Побеседовал с тогдашним мэром Александром Позняком: он гарантировал, что команда будет. Я тренирую, директор Владимир Скачков добывает деньги. Сам он брестский, но за клуб был, как за родной. Носился по городу с утра до ночи — все каблуки постирал! Выбрались из долгов за 2011 год, а потом наверху пошла перестройка — объединение района и города. И председателем райисполкома стал Николай Шевчук. Скачков решил уйти — посчитал, что прежней поддержки клуб не получит. Правда, поначалу все было нормально. Шевчук сказал, что он не могильщик — и пришел сохранить, что уже сделано. Но при наметках бюджета нашими спонсорами планировались “Водоканал”, “Стекловолокно” и ряд мелких предприятий. “Водоканал” отдал все на год вперед — спасибо. Для того же, чтобы договориться со “Стекловолокном”, у руководителя, видимо, не хватило рычагов. А там сумма была 200 миллионов. Вот и все: нет денег — нет команды. Да еще какой-то непонятный директор у нас нарисовался из Витебска — Арестов. Ну, как нарисовался, так и сбежал… Я сказал ребятам: надо доиграть первый круг. Денег тогда “бросали” по миллиону, да и зарплаты были смешные — по три. А парни все молодые, можно было работать…
Я ушел по окончании первого круга в 2013 году: зачем мучиться? После него команду и хотели закрыть, однако глава федерации футбола Сергей Румас не позволил. Она доиграла сезон любителями — по десять голов получала. Можно ли было сохранить “Полоцк” хотя бы для второй лиги? Нет. Да и ребята становились неуправляемыми. Какие требования к ним предъявишь, когда тебе отвечают: “Что вы от меня хотите? Мне семью нечем кормить!”. Справедливости ради, Арестов попытался-таки встряхнуть это дело — он привез сюда Акшаева. Но Вячеслав Евгеньевич сразу понял, что здесь нет перспектив, и не стал принимать команду… Жаль, вокруг нее постоянно шла возня. Зарплаты копеечные, один молодняк — но “доброжелателей” хватало: мол, они только и делают, что пьют и гуляют… Видно, “жужжали” вот так постоянно наверх — и дожужжались, что “Полоцка” не стало. Зарыли команду и не думают воссоздавать…

***
“А поехали напоследок Софийку посмотрим со стороны парка! Как это: был в Полоцке — и не увидел, пусть далеко и не впервой?” — говорит Медведев. А поехали! И тут, прямо перед мостом через Двину, видим бодро шагающего Сергея Павлова — первого тренера Игоря Шитова. “Вас подвезти, Сергей Васильевич?” — “Спасибо, ребята, мне в другую сторону. Созвонимся!” Созвонились — и услышали про игрока национальной сборной Беларуси и российской “Мордовии” следующее:
— Игорек у меня был скромный и трудолюбивый, все прекрасно воспринимал. По-спортивному злой парень — очень не любил проигрывать! А почему рано подался в Минск? Так у нас особых перспектив никогда не просматривалось. Был у меня такой Бушунов, которого “Нафтан” брал. Я тогда говорил: ребята, из “Нафтана” вы в сборную не попадете. В итоге Бушунов поиграл в новополоцком дубле, потом за “Полоцк” — теперь на стройках Москвы. А Шитов почти всю Европу объездил. Если бы рано не уехал в столицу, не стал бы хорошим игроком. Отношение к футболу в Полоцке такое: он здесь на первом месте, только с другой стороны.

***
Резюме: команда в одном из крупнейших городов самой скудной на футбольные клубы Витебской области нужна — хотя бы во второй лиге. В прежние годы “Полоцк” давал второй шанс молодым, переросшим уровень дублеров, но не дотягивавшим до высшей лиги. К примеру, путевку в элитный дивизион здесь дали Наумову и Довгялло из “Нафтана”, Журову и Маркову, в минувшем году защищавшим цвета еще высшелигового “Днепра”. А как сложилась бы карьера Александра Карницкого, не окажись хавбек в “Полоцке” в 2011 году — после погружения его “Барановичей” во вторую лигу? Кроме того, спустя многие годы воспитанники полоцкой ДЮСШ вызываются в сборные страны. Однако выступать за родной город ребятам из этой школы пока не суждено. Дождемся ли реинкарнации?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?