Борис Горовой. Пускай Ященко снова споет...

21:39, 22 декабря 2015
svg image
22702
svg image
0
image
Хави идет в печали

В нашей стране прошли славные годы карьеры старательного полузащитника, превратившие Горового в игрока национальной сборной и футболиста основы питерского “Зенита”. Сегодня он с особой теплотой вспоминает середину девяностых, проведенную на Полесье у Николая Григорьевича Ященко и Анатолия Ивановича Юревича. Мозырский МПКЦ прервал тогда гегемонию минского “Динамо” и в 1996-м взял сначала Кубок, а затем и золото чемпионата…

ТАБЛО
КУБОК БЕЛАРУСИ-1995/96
ФИНАЛ
ДИНАМО (Минск) — МПКЦ (Мозырь) — 1:4
МИНСК. 17 мая 1996 года. Стадион “Динамо”. 7600 зрителей.
СУДЬЯ: Е.Сережкин (Могилев).
ДИНАМО Мн: Варивончик (Евневич, 46) — Лухвич, Хацкевич, Островский, Яскович — Лаврик — М.Маковский (Майоров, 87), Белькевич, Чернявский — Качуро, В.Маковский (Шавров, 74).
МПКЦ: Свирков — Левчук, Седнев, Гольмак, Хрипач (Сысоев, 34) — Кульчий — ГОРОВОЙ, Скоробогатько (Денисюк, 74), Гомонов — Яромко, Макс.Ромащенко (Коновалов, 46).
ГОЛЫ: 0:1 — Макс.Ромащенко (43, пас — Яромко). 0:2 — Яромко (44, пас — Скоробогатько). 1:2 — Чернявский (65, пас — Яскович). 1:3 — Яромко (79). 1:4 — Коновалов (89).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Свирков (44, за затяжку времени), Седнев (59, за удар по ногам в борьбе за мяч), Коновалов (60, за игру рукой), Лухвич (76, за откидку мяча после остановки игры).
УДАЛЕНИЕ: Хацкевич (85, за удар соперника ногой с целью нанесения травмы).

Под боком у Чернобыля

— После распада Советского Союза было много талантливой молодежи, которую предоставили самой себе. Мне тогда шел восемнадцатый год. Агент предложил поехать познакомиться с Анатолием Ивановичем Юревичем и попробовать свои силы в “Ведриче”. Воспринял предложение с интересом. Сейчас понимаю, что судьба просто не могла распорядиться иначе…
Первая наша встреча произошла в начале 1992 года. Отправился с командой на сборы, понравился, остался. Это было как раз перед первым суверенным чемпионатом. В том “Ведриче” собралось много перспективных ребят, которые потом играли на высоком уровне: Ефремов, Мирослав Ромащенко, Коновалов… Очень интересная команда для маленького города. Болельщики с охотой ходили на стадион. Впоследствии в Речице, наверное, и не было такого футбола. Возможно, уже и не будет.
Правда, пробыл я там недолго. Беларусь вступила в УЕФА, а у меня имелся действующий контракт с таганрогским “Торпедо” из первой лиги чемпионата России. Требовалось либо выкупать, либо отрабатывать. Пришлось вернуться, доиграть два года. Все это время поддерживал связь с Анатолием Ивановичем, никогда не исключал своего возвращения в Беларусь. И в 1995-м мы вновь созвонились. Он тогда уже тренировал МПКЦ. Я сказал, что хотел бы продолжить карьеру под его руководством. В Мозыре создавался интересный проект, который собирались грамотно реализовать.
С Юревичем до сих пор сохраняем отношения. Это прекрасный специалист и хороший психолог, прививающий молодежи правильное отношение к делу. У него такой подход: невозможное возможно. Но доказывать это приходится каждый день через труд, через пахоту. Конечно, тогда Юревичу непросто было зазывать людей в Мозырь. Кто поедет играть в провинцию под боком у Чернобыля? Но это до первого знакомства, до первой беседы. Анатолий Иванович умел убедить и достучаться. Когда молодые с ним общались, видели четкую перспективу. Не зря из той команды вышли Кульчий, Макс Ромащенко да и я поиграл в России на хорошем уровне. Кто был постарше и думал о семье — видели и финансовую выгоду. Можно было заработать, купить машину, квартиру. МПКЦ — это практически частный клуб. Наверное, второй тогда по бюджету после минского “Динамо”. Владелец Николай Григорьевич Ященко очень любил футбол и превратил это в полноценный социальный проект. Хотя и не сказать, что деньги в контрактах прописывались какие-то заоблачные. Просто была стабильность. А это порой важнее, чем золотые горы. Плюс Юревич всегда стремился создать монолитный коллектив, и у него это получалось. Ребята были в основном приезжие. Жили все в гостинице на базе. Двадцать четыре часа проводили вместе. Обедали, ужинали. Это здорово сплачивало. В первый мой сезон в Мозыре Беларусь переходила на систему “весна-осень”. И в 1995-м мы завоевали серебро в укороченном чемпионате. Могли и первыми стать. Отстали всего на два очка, которые потеряли в Витебске, где на последних минутах я привез пенальти. Хотя и не стопроцентный. Сегодня такое, наверное, считается просто борьбой…
Перед 1996-м проводили два длительных сбора в Туапсе — в “Белой Руси”. По-моему, по двадцать одному дню — как путевка. Но у Юревича, разумеется, не почувствуешь себя на курорте. По три тренировки в день. Тем более это не нынешняя Турция — приходилось и грязь месить. В общем сборы не для слабых. Но слабых в команде и не было. Если морально уставали, старались поддерживать друг друга шутками-прибаутками. Анатолий Иванович тоже мог что-нибудь отчебучить, повеселить команду.
Мы тогда здорово стартовали. Одни победы, разница мячей впечатляла. Ну а что — поле в Мозыре было хорошее, болельщиков сходилось немерено… В то время попадание на футбол — это событие, потому что не всем желающим хватало мест. Собирались не только мозыряне, но и люди из соседних городов и деревень. Пятнадцать-двадцать тысяч при вместимости около семи! На гостевые матчи ездило по десять автобусов! Колоссальная поддержка. До сих пор с теплотой вспоминаю…

Три часа на трассе

Несмотря на лидерство в чемпионате, путь к финалу Кубка получился непростым. Тогда все стадии состояли из одного матча. В полуфинале нас чуть не наказала “Атака-Аура” — отскочили 5:4. Поначалу вообще все легко складывалось — вели 4:0. Потом расслабились. А в “Атаке” тоже неплохие исполнители подобрались. Помню, Юра Малеев играл. Да и тренировал Яков Шапиро, что тоже говорит о многом. К счастью, мы не проиграли, но пришлось сделать выводы: нельзя расслабляться при любом счете. Наверное, тот матч сослужил добрую службу перед финалом с минским “Динамо”.
Кстати, выход в финал гарантировал путевку в Кубок кубков. Было приятно, но мотивация все равно зашкаливала. В предыдущем сезоне МПКЦ победил “Динамо”, что добавляло уверенности. Мы всегда досконально разбирали минчан. На то время это был классный клуб. Единственный недостаток — молодость. И то, если вспомнить молодежь: Белькевич, Хацкевич, Орловский, Володя Маковский, Лухвич… Вся будущая сборная! Такую бригаду приятно обыгрывать.
У нас были очень добрые и теплые традиции, которые прививал не только Юревич, но и начальник команды Леонид Павлович Гарай. Эти традиции сегодня не помешали бы ни одному коллективу. Был, например, день именинника. В конце каждого месяца собирались и чествовали тех, кто справил в этом месяце день рождения. Тогда перед финалом тоже выехали на природу, сварили уху, вручили подарки. Хорошие, кстати, по тем временам: магнитофоны, “видики”… Хотя, конечно, не в подарках дело, а в той теплой атмосфере, которая помогала расслабиться и физически, и психологически. Почему я и говорю, что Анатолий Иванович — хороший психолог. Понимал, где нужен кнут, а где пряник. Уверен, добрым словом наставника вспомнит и Максим Ромащенко, который в силу своей молодости порой показывал строптивый характер. Юревич не обращал внимания, воспитывал. Думаю, во многом благодаря этому Макс вырос в такого футболиста. А если бы его в жизни и дальше сопровождали люди вроде Юревича, то, не сомневаюсь, талант раскрылся бы еще больше…
Но, возвращаясь к финалу Кубка, стоит вспомнить, что были накануне не только радостные моменты — случилось и ЧП. Добирались мы в Минск на автобусе не первой свежести. И где-то под Бобруйском он то ли закипел, то ли сломался. Часа три-четыре ремонтировали прямо на трассе. Стояли все это время на обочине. Но Анатолий Иванович не унывал, старался шутить, подбадривал, сохранял позитив. Приехали в Минск только к вечеру — ни о какой тренировке речи не шло.
Признаться, к победе не готовились: шампанское не покупали, банкет не заказывали. В принципе приехали с уважением к сопернику. При этом Юревич перед любым матчем стремился избавить команду от боязни проиграть. Уверял, что мы сильны и если выполним все, о чем договорились, то должны победить. У Анатолия Ивановича никогда нет паники — всегда знает, что делает.
Естественно, после изнурительной дороги мы вышли не в оптимальной форме. А “Динамо” играло на своем стадионе, при классной погоде, при большом количестве зрителей, поэтому начинали, отталкиваясь от порядка и строгости в обороне. Понимали, что шансы будут. Главное — не пропустить быстрый мяч. Тренер динамовцев Щекин ждал от нас закрытого футбола на протяжении всего матча, но МПКЦ никогда не закрывался. Просто концентрировались на том, как пустить в ход свои сильные качества. Вот, в частности, Ромащенко хорошо бил штрафные. Поэтому понимали: если представится шанс — Максим его наверняка использует. Так и вышло: получили “стандарт”, Кульчий катнул Яромко, тот остановил, и Ромащенко зарядил — повели 1:0.
Или взять Гомонова — он всегда далеко бросал ауты. Сегодня это частое явление, а раньше было редкостью. Такой козырь тоже использовали при втором голе. Сергей бросил почти во вратарскую, Скоробогатько подставил голову, а Яромко добил ногой — 2:0.
Знали и слабые стороны соперника. У Варивончика были проблемы со зрением — не очень хорошо видел вдали. Тоже старались пользоваться. Если где-то далеко получали штрафной — пробовали пробить. В общем, обращали внимание на любые мелочи.
Естественно, счет 2:0 после первого тайма немного ошарашил зрителей. Однако потом Чернявский сократил отставание. Забил в ближний угол. Мне кажется, Свирков мог взять тот мяч, но удар получился неприятным. Понимали, что минчане после гола полезут на рожон. Но нам опять же требовалось строго сработать в обороне. Стало ясно: чем меньше времени будет оставаться до конца, тем больше появится возможностей для контратак. Так и дождались своих шансов: Яромко вышел один на один, а Коновалов уже добил лежачего. Оба — мастера своих моментов. После третьего гола пришло понимание того, что кубок от нас уже никуда не денется. Оставалось десять минут, и за такое время не могли позволить себе растранжирить преимущество. Тем более в голове сидел полуфинальный опыт…

Песни Макаревича

Единственным негативным впечатлением после победы стало поведение соперника. Было не- приятно, что динамовцы развернулись и, даже не поприветствовав нас, не поздравив, ушли в раздевалку. Когда спортсмен проигрывает, но может достойно принять поражение и находит силы поздравить победителя — это говорит о силе его духа и чести. Наверное, тогда звездный Минск еще не умел проигрывать…
Впрочем, это никак не омрачило нашу радость. После матча Ященко позвонил в ресторан. Пока ехали, там накрыли столы. А когда сели, Николай Григорьевич взял гитару и начал исполнять песни Макаревича. Поверьте, это во много раз лучше, чем приехали бы какие-то артисты и дали концерт. Я и сейчас с удовольствием послушал бы нашего тогдашнего руководителя — уж очень здорово он поет “Машину времени”.
Отпраздновали тепло, по-домашнему. Сидели до утра. Обыграть “Динамо” на стадионе “Динамо” со счетом 4:1… Это огромное событие! Гудели и по дороге обратно. Когда вернулись в Мозырь, видели, как утром возвращались автобусы с болельщиками, сигналили, из окон развевались флаги… Город не спал, шумел. Думаю, мозыряне тоже достойно отметили этот успех.
Говорили, что нам тогда премиальные чуть ли не наличными в раздевалку после каждого матча приносили… Такого, понятное дело, не было, но действительно через день-два выплачивали. Хотя за чемпионство получили только в следующем сезоне. Все знали, что клуб никого не обманет. Порой на бумаге не было прописано того, что в итоге давали. Уверяю, деньги для нас тогда не стояли на первом месте — о них говорили в последнюю очередь.
Могли бы в тот год и в Кубке кубков пошуметь. Попали на “Рейкьявик”. Узнали, что такое Исландия. Своеобразная страна: без зелени, без деревьев, без тепла и без холода — серая обстановка. Но живут как-то. И сейчас уже на EURO попадают. Тогда должны были проходить эту команду. Играли лучше, имели преимущество и дома, и в гостях. После домашних 2:2 в Рейкьявике на последних минутах побежали забивать, потому что счет 0:0 нас не устраивал. А в итоге пропустили. Не хватило опыта международных матчей. Это сегодня любой наш клуб на сборах может сыграть с добротной европейской командой. В то время такой возможности не было. О каких спаррингах с иностранными клубами шла речь в Туапсе? Обидно… Если бы победили — попали бы на шведов. А дальше маячила “Барселона”…
Но зато золото от нас никуда не делось. Победа в Кубке дала новый толчок в чемпионате. Мы уже понимали, что можем стабильно пройти длинную дистанцию. И главное, еще раз убедились: можем конкурировать с минским “Динамо”. Конечно, тот успех не случился бы без болельщиков. Повторюсь: благодарен им безмерно. Болели и дома, и в гостях. Такой поддержки, как тогда у МПКЦ, практически нигде и никогда в Беларуси не было.
Хочу через газету призвать всех неравнодушных. В следующем году двадцать лет первому мозырскому дублю — чемпионат плюс Кубок. Надо бы руководству города подумать, к чему можно приурочить этот юбилей и как отпраздновать. Время быстро летит, но такое забывать нельзя. Уверен, футболисты откликнутся, а про болельщиков и говорить нечего — снова полные трибуны соберутся. Ященко пускай споет “Машину”… На организацию есть полгода, даже больше. Я вот очень долго не был в Мозыре — больше десяти лет. Но с огромным удовольствием приехал бы. Беларусь оставила в моей жизни замечательный след. Прекрасная страна, прекрасные люди…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?