Допинг. Хьюстон. У нас проблемы

21:57, 28 декабря 2015
svg image
2243
svg image
0
image
Хави идет в печали

По счастью, кропотливая работа антидопинговых служб на чемпионате мира в Пекине не обнаружила в своих сводках представителей сборной Беларуси по легкой атлетике, а уж тем более не затронула интересы Марины Арзамасовой и Алины Талай. В этом плане национальной команде по тяжелой атлетике тоже повезло: единственный наш медалист, чемпион мира в категории до 94 кг Вадим Стрельцов прошел через рифы Монреальской лаборатории без репутационных потерь. А вот белорусская тяжелая атлетика в целом их не миновала. Наши участники ЧМ-2015 в Хьюстоне в ходе соревнований сдали две допинг- пробы, оказавшиеся положительными…

Проваленный агент

Речь пока идет о пробах “А” и о временном отстранении от спортивной деятельности Анастасии Новиковой и Александра Венскеля. Оба в США остановились в шаге от пьедестала: Новикова заняла 4-е место в категории до 58 кг, Венскель — в категории до 94 кг. У наших соотечественников обнаружен одинаковый анаболический агент — дегидрохлорметилтестостерон. Как следует из специальной литературы, препарат обладает высокой активностью, высоким анаболическим и слабым андрогенным воздействием. В короткие сроки помогает увеличить силовые показатели. Регулярный прием способствует росту силы и сухой массы, без водяного мышечного объема. Естественно, находится в списке запрещенных веществ ВАДА.
Теоретически у спортсменов еще остается шанс на вскрытие пробы “Б”, отрицательный результат которой безоговорочно оправдает подпавшего под подозрение атлета, но практика показывает ничтожную вероятность подобного развития событий.

Вплоть до пожизненного

Получить оперативный комментарий от нашего тренерского штаба не удалось — телефоны главного тренера сборной Валентина Короткина и наставника Анастасии Новиковой Виктора Шилая отвечали лишь длинными гудками. Но мы и без них в состоянии проанализировать, чем это все может обернуться в случае официального признания нарушения антидопинговых правил белорусскими полпредами. В этом случае наша женская команда лишается одной олимпийской лицензии и получает три пропуска в Рио вместо четырех. Напомним, максимальную квоту на Игры-2016 обеспечивали первые девять мест в общекомандной сводной таблице по итогам ЧМ-2014 и ЧМ-2015. Женская сборная Беларуси заняла 8-е место со 147-ю очками, но если отнять 22 балла, добытые Новиковой, то останется 125 пунктов, что соответствует 12-й позиции.
Но и самой уроженке Жодино не поздоровится в случае предъявления ей официальных обвинений. Дело в том, что Настя уже отбывала допинговую дисквалификацию, назначенную ей в 2005 году. Как известно, по правилам повторное нарушение влечет за собой пожизненную дисквалификацию, что означает завершение карьеры 34-летней чемпионки мира 2011 года, трехкратной чемпионки Европы и бронзовой медалистки Игр в Пекине.
Однако в плане олимпийских перспектив более болезненной может быть 4-летняя потеря Александра Венскеля. Если Анастасия в своей категории проиграла бронзе в двоеборье целых 9 килограммов, то 4-е место Венскеля от бронзовой позиции на ЧМ-2015 отделял всего килограмм, что с учетом 22-летнего возраста белоруса внушало оптимизм. Тем более что золото в Хьюстоне выиграл наш Вадим Стрельцов, а обладатели серебряной и бронзовой наград Алмас Утешов и Жассулан Кыдырбаев были выкошены антидопинговой службой за тот же дегидрохлорметилтестостерон.
Чемпионат мира в Хьюстоне действительно уже вошел в историю беспрецедентно высоким процентом положительных проб на допинг. На главном старте сезона из 587 участников 200 были подвергнуты забору, в результате чего 24 анализа не прошли проверку на лояльность. Первые фамилии были озвучены 14 декабря: Мансур Аль Салем (Саудовская Аравия), Умурбек Базарбаев (Туркменистан), Сильвия Ангелова (Азербайджан) и Геннадий Дудогло (Молдова). Затем 16 декабря к ним присоединились Эльхан Алигулизада (Азербайджан), Валентин Христов (Азербайджан) и олимпийский чемпион Лондона Гук Юн Ким (КНДР). Наконец, 24 декабря произошел массовый завал: Сон Кван Ким (КНДР), Гуи Юн Рю (КНДР), Артем Пипа (Молдова), Юрий Булат (Молдова), Ермек Омиртай (Казахстан), Жуссулан Кыдырбаев (Казахстан), Алмас Утешов (Казахстан), Ефстихия Ананиаду (Греция), Александр Венскель (Беларусь), Анастасия Новикова (Беларусь), Фиридун Гулиев (Азербайджан), Интигам Заиров (Азербайджан), Дадаш Дадашбейли (Азербайджан), Ольга Афанасьева (Россия), Алексей Косов (Россия), Ольга Зубова (Россия) и Алексей Ловчев (Россия).

Гормон хитрости

Естественно, наибольший резонанс вызвало сообщение о положительной пробе чемпиона мира в супертяжелой весовой категории Алексея Ловчева. Из памяти болельщиков еще не истерлись фантастические результаты россиянина — мировые рекорды в толчке (264 кг) и в сумме двоеборья (475 кг), что стало повторением абсолютно лучшего суммарного результата в истории тяжелой атлетики в авторстве Леонида Тараненко.
При этом Ловчев стал своего рода первопроходцем — до него еще никто и никогда не попадался на ипаморелине, довольно изощренном препарате по части обнаружения. Дело в том, что постепенно технологически продвинутые апологеты допинга отходят от банальных схем с применением анаболических стероидов в скоростно-силовых видах спорта. С введением в 2010 году кровяного профиля в биологические паспорта ведущих атлетов, а с 2014 года — стероидного профиля в те же паспорта проскочить по старинке на анаболиках уже не получится. На смену приходят пептидные гормоны. Они обеспечивают прирост мышечной массы, снижение жирового процента в мышцах, укрепление связок, костной и хрящевой ткани. При этом быстро разлагаются и становятся невидимыми для тестирующей аппаратуры. А этот ипаморелин как раз стимулирует в организме выработку естественного гормона роста, причем препарат даже не сертифицирован, поскольку его фармацевтические разработки были в свое время прекращены.
Любопытно, что в данном случае коса находит на камень — чрезвычайно хитрое употребление ипаморелина подразумевает в ответ искуснейший метод обнаружения. А как иначе, если атлет принимает всего несколько десятков микрограммов вещества? Но и методы контроля дошли до такого уровня, что могут выявить в организме даже миллиардные доли грамма неуловимого распадающегося вещества.
С таким “миллиметражом”, понятное дело, не исключены ошибки в анализе проб, но уже после завершения чемпионата мира ВАДА отрапортовало, что отныне ему стало доступно устойчивое и гарантированное обнаружение пептидных гормонов. И за это агентство выражает огромную признательность сертифицированной Монреальской лаборатории, проверявшей хьюстонские пробы. И вот тебе на — в новые жернова попадает чемпион мира, который после феноменальных килограммов, поднятых на “мире”, слыл главным претендентом на золото Олимпиады в Рио!

Ребята с нашего двора

Как видно из приведенного списка, наибольшее количество неблагоприятных проб “А” на ЧМ-2015 обеспечили страны пост- советского пространства (Азербайджан — 6, Россия — 4, Казахстан — 3, Молдова — 3) и примкнувшая к ним КНДР (3). Что может грозить провинившимся сборным в плане коллективной ответственности, если никого отбить не удастся? Согласно правилам ИВФ, в самом пиковом случае шесть “залетов” Азербайджана ведут к штрафу в 200 000 долларов, приостановлению на два года выступлений команды на международных турнирах и лишению сборной двух олимпийских квот; четыре прокола России означают штраф 100 000 долларов, два года отлучения команды от турниров и лишение одной квоты на Рио. Дружины, сообразившие “на троих”, ждут штраф 50 000 долларов и год отлучения.
Спросят ли с провинившихся по этому гамбургскому счету или скандал разрешится персональной ответственностью без ответственности коллективной — узнаем уже в будущем году, когда будут вскрыты пробы “Б” и оглашены официальные вердикты антидопинговых служб и Международной федерации тяжелой атлетики.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?