Анастасия Веремеенко. Лучше Насти нет. Второй раз на такую жертву не пойду

21:13, 5 января 2016
svg image
2807
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако уже в феврале представительница национальной сборной Беларуси приступила к тренировкам, а спустя пару месяцев привычно тянула лидерскую лямку в главной команде страны. Четвертое место на Евробаскете-2015, победа над бельгийками в первом круге отбора к первенству континента-2017 — во многом заслуга Веремеенко. В дальнейшем же Настя продолжила игру на топ-уровне в клубном формате, способствуя пребыванию “желто-синих” во главе турецкого первенства и отборочной группы Евролиги. По совокупности достижений участники традиционного опроса “ПБ” назвали центровую лучшей баскетболисткой 2015 года. И как результат — дали повод набрать стамбульский номер спортсменки, чтобы поздравить ее с достижением и осведомиться о житии-бытии на просторах мегаполиса.

— Тебе всего полгода хватило, чтобы отвоевать звание лучшей баскетболистки страны после декретного отпуска. Удивлена собственным геройством?
— Если смотреть правде в глаза, то на чемпионате Европы не показала, наверное, и тридцати процентов своих возможностей — была далека и от оптимальной физической формы, и от обычной психологической. Поэтому большинство респондентов наверняка сделали выбор на основании осенней квалификации и, в частности, поединка против бельгиек — там действительно получилось все очень неплохо. Соответственно для полного возвращения в строй понадобилось чуть больше, чем полгода. И данная ситуация уже выглядит не так геройски, как обрисовывал ее твой вопрос.

— Тем не менее возобновление карьеры после декрета для любой спортсменки сродни подвигу. Если вспомнить его этапы, какой получился самым сложным?
— Изначально решили с семьей, что в баскетбол вернусь в любом случае. И была готова к вызовам, которые этот путь подразумевает. Но, признаться, не предполагала, что все окажется настолько сложно — второй раз на подобные жертвы точно не пойду. Недавно обсуждали эту тему с Катей Снытиной. Та говорит: “Ну что ты мне рассказываешь о трудностях? Когда с ногой мучилась, то полгода не бегала”. Отвечаю: “Вообще-то у тебя возможность была и в тренажерке работать, и физические нагрузки осваивать. А я тюленем провела почти год. И потом заново начинать двигаться, каждую мышцу тела напрягать — адская мука”. Может, смешно прозвучит, но, думаю, мамам, которые возвращаются в большой спорт, мужики должны памятник поставить. Они-то этой боли точно никогда не почувствуют.
Что до воспоминаний о самом сложном моменте в восстановлении, то на ум сразу приходят первые недели тренировок. Даже на элементарное осознание того, что снова тренируешься и опять можешь просто бежать, уходила уйма времени и сил. Вспоминала, как проделывать простейшие упражнения, как ускоряться… После чемпионата Европы тоже проклинала все на свете: пошла к тренеру по физической подготовке Татьяне Ловец — и там пахала через не могу. Впрочем, если бы не эти занятия, вряд ли оказалась бы в клубе конкурентоспособной. Когда приехала в Турцию, “Фенербахче” сборы по ОФП уже завершил — шли товарищеские турниры, контрольные игры. Плюс наш тренер предпочитает монотонным упражнениям моделирование ситуаций на площадке. От звонка до звонка бегаем “три на три”, “четыре на четыре”, “пять на пять” — никаких перерывов на бросок или еще что-нибудь. Маленькие паузы попить водички — и снова крутишь взаимодействия. Так что я очень благодарна и самой Тане, и мужу, и всем, кто меня поддерживал во время “предсезонки” у Ловец. Если бы они не заставили меня выдержать всю программу подготовки до конца, в “Фенере” умерла бы уже во время первого занятия.

— Относятся ли в клубе к тебе иначе после рождения дочки?
— Физических поблажек или материальных поощрений, конечно, нет. Но в команде все были счастливы меня видеть после декрета, рады появлению ребенка.

— Правда ли, что “Фенербахче” был заинтересован в твоих баскетбольных услугах настолько сильно, что хотел вступать в переговоры чуть ли не на следующий день после родов?
— Так быстро, конечно, они на связь не выходили. Но уже в январе получила письмо от менеджера, где говорилось: “Настя, очень по тебе скучаем — ты нам нужна. Поэтому подписывай контракт поскорее и возвращайся в Стамбул с нового сезона”.

— Дочке соглашение не предлагали?
— Турки до этого не додумались, а вот мой агент звонил и в шутку обещал найти клуб Саше. Говорит: я, может, уже работать не буду, но через помощницу Сашино трудоустройство гарантирую. Дима услышал это и смеется: “Вот, блин, у меня агента нет, хотя в баскетбол давно играю. А дочка, которой даже года не исполнилось, уже им обзавелась”.

— Насколько изменился “Фенербахче” за время твоего отсутствия?
— Когда команду принимает новый тренер, полностью меняется вся система. В плане организации все осталось на высочайшем уровне: механизмы решения бытовых или околоспортивных вопросов работают как часы. А вот игровая философия преобразилась кардинально. К счастью, меня полностью устраивают взгляды Джорджа Дикулакоса — на тренировки, на стилистику и ведение игры. Комфортно под его руководством. Даже после того, как в клубе поменялись все легионеры и иначе стали строиться игровые связи, мы очень быстро нашли общий язык — и с главным, и с его помощниками, и непосредственно с девчонками.

— Можно ли говорить о том, что пауза, связанная с материнством, в том числе позволила тебе заново почувствовать баскетбольный голод?
— Я тоже на это надеялась. Но, честно говоря, энтузиазма хватило лишь на несколько стартовых недель чемпионата. Сейчас же, исходя из накопленного опыта и понимания протяженности сезона, игры волей-неволей делю на более и менее интересные. На поединки, где по умолчанию будет борьба, конечно, настраиваюсь по полной программе. Ну а в тех, где разница, как ни крути, окажется как минимум 30-40 очков, все же позволяю себе чуточку отдохнуть. Может, и хотела бы заводиться, стремиться всех разрывать, но головой понимаю, что искусственная мотивация не мобилизует на сто процентов.

— Одним из таких “проходных” матчей получился разгром, который “Фенер” учинил “Гелистеренлеру”. После него Линдсей Хардинг, бросив TBBL, перебралась в Россию. Получается, наша натурализованная американка столь сильно на вас осерчала, что аж страну сменила.
— Мы не рассчитывали на такую крупную победу: у нас пошла какая-то сумасшедшая игра, где забрасывали абсолютно все. Лиза ведь выступала в очень хорошей команде: по подбору легионеров и доморощенным баскетболисткам между нашими клубами точно не было разницы в 40 очков, которая в итоге нарисовалась. Что же до отъезда Хардинг в Россию, то, подозреваю, она еще до поединка все для себя решила в плане нового места работы. Так что о каких-то обидах или эмоциональных решениях точно речи не идет.

— Раз уж заговорили о белорусках в Турции, спрошу: вас адекватно воспринимают по стране? Ведь белорусок часто путают с русскими, а с ними у турок сейчас отнюдь не самые теплые отношения.
— Если не смотреть новости по телевизору, то сложится совершенно иное впечатление, поверь. Здесь все очень по-доброму относятся и к нам, и к россиянам. Обычные люди не зациклены на политике, поэтому и воспринимают окружающих адекватно, откуда бы те ни происходили. Когда в Стамбуле говоришь “Беларусь” или “Россия”, отторжения не чувствуешь — наоборот, позитив и улыбки в порядке вещей.

— Изменились ли как-то меры безопасности в городе и по стране в целом после терактов последних месяцев?
— Видимого ужесточения контроля нет. Единственное из недавнего, что здешнюю полицию заставило напрячься, так это какой-то митинг, связанный с локальными выборами. Люди в разгар демонстрации вышли на дорогу, перегородили движение, начали что-то кричать — и тем самым спровоцировали напряжение. Но все довольно быстро улеглось без происшествий. В остальном же, по личным ощущениям, никаких перемен не происходит — пусть новости и выставляют ситуацию иначе.

— Минувшей осенью, помимо возвращения в турецкий баскетбол, ты впервые прочувствовала на себе особенность нового формата отбора на Евробаскет. Какое впечатление от “сквозняка” международных “окон”, придуманных ФИБА?
— Двоякое. С одной стороны, хорошо, что приезжаешь домой. В турецком чемпионате нет перерывов, поэтому лишний шанс повидать родных и близких — это здорово. С другой стороны, очень сложно перестраиваться с клубных дел на работу в сборной. Представь: разгар сезона, у тебя голова забита комбинациями “Фенербахче”, ты только-только вошел в ритм коллектива, приспособился к своим функциям, особенностям ротации, как — бах! — тебя на десять дней бросают в совершенно другую реальность. С уникальными тактикой, задачами, атмосферой. Крайне сложно вот так вмиг переключиться и стать на совершенно иные, нежели в клубе, рельсы даже опытным девчонкам, которые в сборной играли вместе десяток лет.
Клубы, кстати, этому формату тоже не рады. И не исключаю варианта, что со временем они начнут противиться вызову лидеров в национальные команды. Для примера приведу ситуацию из собственной практики. Спустя пару дней после нашего матча с бельгийками “Фенербахче” предстояло сражаться с “Галатасараем” — главным соперником по первенству Турции. Матч безумно важный, поэтому тренер стал высылать к нему новые комбинации по нападению и защите еще в момент, когда находилась дома и только собиралась выдвигаться в Стамбул! Естественно, все нервничали, переживали — и это еще больше усугубляло напряжение. Думаю, со временем подобные нюансы начнут касаться все большего количества команд. И просто так — сам собой — конфликт интересов не разрешится.

— В баскетбольном закулисье ходил слух, что по итогам тех осенних матчей клубы Беларуси вроде как обяжут провести тестирование сборниц на предмет их физической готовности. От “Фенера” не требовали принять зачет по челночному бегу у Анастасии Веремеенко?
— Такая разнарядка на самом деле есть — узнала о ней перед Новым годом, когда девчонки поделились сканом с нормативами, поставленными перед ними. Что могу сказать? Если сомневаются в моих кондициях, пусть присылают официальный запрос в “Фенербахче” — буду бегать и прыгать, чего уж там. Представляю, какие лица будут у тех, кто эти “экзамены” будет принимать, когда объясню людям, что к чему. Боюсь, после того как раскрою им предысторию этой инициативы и расскажу, что в принципе требуют от профессионального клуба по отношению к баскетболистке этой команды, придется потом выводить сотрудников из состояния шока.

— Разъезды с клубом, отлучка в сборную вынуждают постоянно отрываться от дочери. Как она переносит эти реалии и свое новое, турецкое, бытие?
— Перелет в Стамбул выдался очень сложным. Первые дни даже подумывала о том, не отправить ли малышку обратно в Минск — она была очень взбудоражена, нервничала. Мало того что все поменялось, так еще и папы не было рядом, а он для Саши — самый важный человек. Но со временем все стало на свои места — и сейчас дочке здесь очень нравится. Да и чего капризничать? Погода в Стамбуле даже в декабре шикарная, вокруг полно деток и площадок, где ребятня может играть. Поэтому охотно проводит там время, улыбается, веселится. А когда ей хорошо, и у нас на душе спокойно.

— На кого дочка похожа характером: на тебя или на Диму?
— Она унаследовала черты от нас обоих в равной степени. Когда Саша находится в игривом настроении, то готова смеяться, баловаться, веселиться — это больше, наверное, черты мужниного характера. Но когда рядом появляется чужой человек, то взгляд меняется на суровый, брови сводятся: мол, ты кто?

— Точно! Помню этот взгляд по первому году нашего общения, когда только с тобой познакомились.
— Ага, это уже явно мои гены. Сколько потом Сашу не мани — не подойдет, будет стороной обходить, пока не признает за своего и не проникнется доверием.

— Что стало для тебя самым необычным ощущением за минувший год?
— Наверное, осознание того, что моя семья на самом деле стала большой и настоящей. Я наконец-то полюбила детей, причем всех без исключения. И если раньше ходила и жалела вокруг всех животных, то теперь мне жалко и всех животных, и всех детей. Практически полностью поменялось мироощущение: перевернулось процентов на семьдесят от тех устоев, которыми руководствовалась прежде.

— Если говорить о спорте, осталось ли еще что-нибудь, тебя удивившее? Ну, исключая собственное возвращение в баскетбол, разумеется.
— Появилось желание в один год взять и выиграть все возможные трофеи сезона: и Евролигу, и золото национального чемпионата. Вот чтобы так — одним махом. Удивлена, если честно, столь глобальному подходу, но если получится цели достигнуть, буду по-настоящему счастлива.

— Тогда пожелаю тебе вдогонку ко всем комплектам наград добавить еще и олимпийское золото.
— Ох… Это уж слишком заоблачные цели даже для меня в статусе максималистки. Давай для начала отберемся в Рио. Желание, конечно, хорошее, но такие серьезные вопросы надо решать постепенно, шаг за шагом. Поэтому новогоднее желание ограничим олимпийской квалификацией, а летом поговорим на эту тему более обстоятельно!

ЛУЧШИЕ БАСКЕТБОЛИСТКИ БЕЛАРУСИ

2006 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2007 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2008 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2009 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2010 Елена ЛЕВЧЕНКО
2011 Елена ЛЕВЧЕНКО
2012 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2013 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО
2014 Елена ЛЕВЧЕНКО
2015 Анастасия ВЕРЕМЕЕНКО

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?