Игорь Грищук — лучший тренер Беларуси-2015. Поляк с сердцем белоруса

21:32, 12 января 2016
svg image
852
svg image
0
image
Хави идет в печали

Один из самых талантливых отечественных баскетболистов, капитан сборной Беларуси, он после завершения в 38 лет завидной легионерской карьеры в Польше плавно перешел в тренерский цех и не просто работал успешно, а стремительно выдвинулся в лидеры. Более того, ему покорилась вершина, о которой мечтают многие его коллеги, — поработал во главе польской национальной дружины. Накрепко обжившись в соседней стране, получив ее гражданство, Грищук вряд ли планировал возвращаться на родину в новой ипостаси. Однако тренерская судьба переменчива и непредсказуема. И когда из родного Минска последовало приглашение возглавить “Цмокi”, на тот момент обретавшиеся в низах таблицы Единой лиги ВТБ, он согласился. Рисковал? Безусловно! Ведь ему, уже опытному профессионалу, было ясно как божий день, что ни по финансам, ни по кадрам его новая команда в ближайшем будущем не сможет конкурировать с подавляющим большинством клубов в “банковском” чемпионате. И все-таки принял вызов. Такой уж характер: привык идти наперекор неблагоприятным обстоятельствам. На финише прошлого сезона чередой викторий “драконы” доказали, что с ними придется считаться. А в нынешнем пошли еще дальше — утвердили за собой реноме команды с бойцовским характером, на которую не действуют чары чужих авторитетов. И абсолютно логичным выглядят взлет “Цмокаў” на турнирном лифте к границам зоны плей-офф лиги ВТБ, а также попадание в топ-32 Кубка ФИБА. Решать менее рейтинговые задачи амбициозному Грищуку просто неинтересно.

— Игорь Александрович, было ли для вас неожиданным столь единодушное признание?
— В своей жизни титулов я немножко выиграл. Поэтому не придаю им большого значения, просто тружусь. Важно, чтобы работа ладилась. Конечно, большое спасибо людям, отдавшим за меня голоса. Но, если откровенно, первостепенна все же собственная оценка, которую даю в конце сезона. Получилось ли то, что запланировал? Довольны ли нашей работой спонсоры, клубные руководители, которые в нас верят? В спорте мерило успешности — результат. Достиг его — молодец. А потом каждый сезон снова доказывай себе, что можешь добиться большего. Как только успокоишься, попросту станешь никем.

— Из опрошенных респондентов лишь один уверял, что Грищук — поляк, и потому принципиально голосовал за другого тренера. Так кем же вы себя ощущаете: поляком или белорусом?
— Да, у меня гражданство польское. Но в душе я белорус. Естественно, за двадцать четыре года, прожитых в Польше, ментальность немного поменялась. Родина же одна — Беларусь. Здесь мама, родная сестра, двоюродные братья, сестры, дяди, тети. Вся родня. Остался жить в Польше ради своих детей, чтобы могли там учиться, свободно передвигаться по Европе. Сейчас подобное не является проблемой, человек может жить где угодно — в Америке, Италии, Польше, как я, а работать в Беларуси. Но во времена Советского Союза было иначе.

— Поработав на уровне главного тренера национальной сборной, тяжело ли было решиться возглавить команду-аутсайдер лиги ВТБ?
— Это не было простым решением. Но я привык бросать себе вызов. После окончания спортивной карьеры интенсивно занялся тренерской работой. Помогал очень сильному специалисту. Считайте, рядом с ним закончил еще один институт. А через три года сам стал главным. Уехал из своего города доказывать прежде всего самому себе, смогу ли быть самостоятельным тренером. К счастью, уже в дебютном сезоне завоевал с командой бронзовые медали. И пошло-поехало. А возвращение в Минск… Знаете, за три с половиной года, в течение которых не занимался тренерской практикой, получил двенадцать предложений от польских клубов — всем отказывал. Но когда предложили поработать в лиге ВТБ, одной из сильнейших в Европе, рискнул. Подумал: “Я же счастливчик!” (Смеется.) Не каждый тренер может получить работу в таком первенстве. С одной стороны, смущало, что “Цмокi” были внизу таблицы. Но понимал: многое зависит от бюджета. С другой стороны, терять было нечего. Приехал — получилось. Ребята-белорусы поверили в то, что могут выигрывать. Это крайне важное обстоятельство.
А еще то, что в “Цмоках” ощутил хорошую поддержку. Отлично знал Андрея Кривоноса — работал с ним еще в Польше. Познакомился с Ростиславом Вергуном и убедился, насколько это ответственный, вдумчивый, многообещающий молодой специалист. Полагаю, его ждет блестящее будущее. Ребята здорово помогают и в тренировочной работе, и в скаутинге. Доволен, что успешно начали сезон. Могли бы сыграть еще лучше, если бы на два месяца не потеряли травмированного Штутца. Это нас серьезно ослабило. Но мы не растерялись, были уверены в себе, прошли во второй раунд Кубка ФИБА с первого места в группе. В нескольких матчах уступили по 2-3 очка — не хватило сил, ротации среди “больших”. Но сейчас Гаррет вернулся в строй, и мы начинаем находить свою игру. В последних матчах против “Гюссинга” и “Калева” показали зрелищный баскетбол. Если Штутц на площадке, намного легче играть, всегда есть помощь со слабой стороны, собираем больше подборов. Он очень полезный игрок.

— Однако в “старте” выходит Лашкевич.
— Просто Гаррет еще до конца не готов. Не смотрю, иностранец ты или нет. Играет тот, кто на сегодня сильнее. Могут быть на площадке и пять белорусов — почему нет? Был бы только результат.

— Забавная деталь: два года назад с Лашкевичем не хотели продлевать контракт в связи с возрастом, а нынче Алексей выходит в стартовой пятерке.
— Основные годы карьеры он провел в Словении. Там классные специалисты, просто так восемь лет не держали бы его. Порой смеюсь: “Леша, я на тебя молюсь. Если бы не ты — что было бы?”. Это, конечно, шутка. Но пока я в команде, он будет играть. Это настоящий профессионал, на сто процентов отдается на тренировках, в матчах. Баскетболист с амбициями — это главное. На возраст же не смотрю. Сам играл до 38 лет. Пусть молодежь докажет, что сильнее, тогда он сможет уйти.

— Сражаясь в лиге ВТБ с клубами, имеющими в десятки раз больший бюджет, никогда не ощущали себя пилотом “Жигулей”, соревнующихся с “Феррари”?
— Когда идет игра, о деньгах не думаешь — все зависит от подготовленных тобою баскетболистов. Стараюсь подбирать людей по своему характеру, которые будут рвать сердце на площадке. По-другому не умею. Но от бюджета так просто не отмахнешься. Если у соперника игроки с миллионными контрактами, значит, уровень их мастерства выше, и это сказывается. Тренеру, имеющему высококлассных баскетболистов, легче вести игру, добиваться результатов. Но мы не ропщем. Доказали, что “Цмокi” — это серьезно, с нами надо считаться. В Минск уже не приезжают за легкими очками. “Цмокi” — команда брендовая, с характером. Естественно, не все у нас гладко. Была парочка неудачных игр. Прежде всего с ЦСКА. Поехали в Москву “налегке” — с одним разыгрывающим и без Штутца. А потом сразу попали в еврокубке на “Варезе”, и перестроиться было крайне сложно. Штутц в Италии вышел на “поляну” после двухмесячного простоя, но это был лишь трехминутный эпизод. Итальянцы тогда здорово попали. Плюс поставили “зону”, а у нас не ладились дальние броски. Отсюда и такой результат. За остальные же матчи не стыдно. Со всеми сыграли достойно.

— После расставания с Полещуком в вашем составе всего одиннадцать баскетболистов. Когда случаются травмы, вовсе играете вдевятером. Недоукомплектованность — по причине скромных финансовых возможностей клуба?
— Однозначно. Когда игроки травмируются, приходится тяжело. Никуда не деться и от спадов. Играем каждый третий день, перелеты, ожидания в аэропортах — все это сказывается. Богатые клубы могут позволить себе купить игрока взамен “сломавшегося”. Скажем, в “Енисее” получил травму Кеннеди — тут же купили Захарова из московского “Динамо”. Не говорю уже о таких клубах, как ЦСКА или “Химки”. У химчан один только Швед стоит три миллиона евро в год. Нам бы такой бюджет…

— Тем не менее прогресс “Цмокаў” очевиден. Еще в прошлом сезоне мы мечтали, чтобы команда поднялась с 15-го места, а теперь огорчаемся, что она опустилась чуть ниже восьмерки.
— Аппетит растет во время еды. Люди, которые приходят за нас болеть, должны знать ситуацию с существенной разницей в бюджетах. Да, мы стремимся попасть в зону плей-офф — без этого желания не имеет смысла работать. Но это действительно сложнейшая задача. Лига очень сильная, конкуренция сумасшедшая. Необходимо терпение. Чтобы не просто по счастью раз пробиться наверх, а быть постоянно в компании фаворитов. Для этого нужно решить целый комплекс задач. Увеличить бюджет, усилить состав, подготовить хорошую молодежь. Толчок сделан, маховик завертелся. Мы движемся вперед. И обязательно придем к намеченной цели. Важно, что играем в такой мощной лиге, и о Беларуси говорят с уважением. Это немало.

— “Цмокi” входят в когорту клубов, у которых лучшие гостевые серии в лиге ВТБ, зато в хвосте по домашним показателям. Чем объяснить подобный парадокс? Психология?
— Не думаю. Просто на “Минск-Арене” нам сложно почувствовать себя хозяевами. Конечно, здорово, что есть возможность играть в таком шикарном зале. Но ведь у нас не получается там тренироваться, и потому теряется ощущение своей площадки. В этом, считаю, главная причина. Возможно, не хватило раз-другой удачи. Ведь порой судьбу матча решал один бросок. Не хочется развивать судейскую тему, но и здесь мы оказались ущемлены. Проиграли в гостях “Бизонам” из-за неправильного решения арбитра, отобравшего у нас мяч в последней атаке. Позже Давыдов признал, что мяч коснулся кольца и должен был остаться у нас. Извинился. Но поезд-то ушел. А мы недосчитались очка в таблице.

— Самый стабильный снайпер “Цмокаў” — Мараш. Но смущает, что процент реализации Иваном штрафных бросков, которые он бьет чаще других партнеров, один из самых низких в команде — 71. Чем не резерв?
— Согласен. Вот это — чистая психология. Когда проигрываешь очко и становишься на линию штрафных, самое главное показать, что ты сильный. Да, по ходу игры Иван, бывает, не реализует штрафные. Но когда очень нужно, то собирается и чаще всего забивает.

— Международный уровень — отличный опыт для молодых Лютыча, Белянкова, Семенюка. Но пока он идет им, если можно так выразиться, впрок. Сказать, что парни прогрессируют, значит, выдать желаемое за действительное. Или вы считаете иначе?
— Дело в том, что болельщики видят парней только в матчах, а игрового времени они пока получают немного. Поэтому судить, прогрессируют ли они, лучше по тренировочному процессу. Естественно, на занятиях у меня есть вопросы к ним и по защите, и по нападению. Но ребята растут, прибавляют в мастерстве. Да и не может быть иначе, если каждодневно работают рядом с сильными легионерами — Мирковичем, Греем, Марашем, Штутцем, Хиллиардом. В команде существует серьезная конкуренция. Ребята должны радоваться, что им есть с кого брать пример. Так же и я, когда молодым попал в РТИ, учился у таких мастеров, как Гузик, Попков, Кравченко, Парфианович. У одного подсмотрел то, у другого это. Анализировал, пробовал на тренировках сыграть как-то по-новому. Для профессионального роста крайне важно иметь рядом опытных партнеров.

— Мужскую сборную Беларуси возглавил Александр Крутиков, который, как и вы, два десятка лет отработал в Польше. Можно ли сказать, что ваше с ним видение баскетбола совпадает?
— Да. Саша непростой человек. Как и я. Тоже колоссально отдается работе. Очень многое ставит на защиту, здорово читает и анализирует игру. Его видение баскетбола такое же. Считаю, это хорошее решение руководства министерства и федерации, что взяли белоруса.

— Знаю, Крутиков предложил Андрею Кривоносу быть вторым тренером сборной. Как вы к этому относитесь?
— Ничего не имею против. Но они должны решить этот вопрос между собой.

— Ясно, что молодые игроки “Цмокаў” — кандидаты в сборную. А кто-то из ваших ветеранов смог бы еще помочь национальной команде?
— Да все! Не заглядываю в паспорта к Ульянко, Лашкевичу или Кудрявцеву. Я отвечаю за результат и потому спокойно подписываю с ними контракты — верю в парней. Они могут помочь сборной, и обязаны за нее играть.

— То есть отказываться от услуг ветеранов рано?
— Конечно! Пусть молодые покажут себя, убедят тренера, что хотя бы на том же уровне, что и ветераны. Только тогда полноправно займут место в национальной команде. За честь страны должны биться самые сильные баскетболисты. Это во времена СССР в 30 лет тебя считали безнадежно старым и списывали. Почему Ларионов в хоккее в 40 лет играл за сборную? А Ягр? Пусть играют хоть до пятидесяти, если приносят команде пользу.

— Не секрет, что летом вам поступали предложения от других клубов, однако вы остались верны “Цмокам”. Почему?
— У меня был контракт по схеме “1+1”. Мог уйти. Но я человек слова. Деньги — это не все, уже кое-что заработал. В “Цмоках” мне предоставили отличный шанс — хочу им воспользоваться. Горжусь тем, что мы создали команду с отменной “химией”. Поэтому работаю с огромным удовольствием.

— В череде новогодних праздников удалось хоть один отметить по-настоящему, за домашним столом?
— В этом году не повезло. Члены моей семьи, как и родительской, разных вероисповеданий. Жена и дочка — православные, я и сын — католики. Поэтому отмечаем оба Рождества. Но так вышло, что 25 декабря был в Краснодаре, а 7 января готовился к важному матчу с “Калевом”. Вместе с женой и сыном собрались только на Новый год. Да и то уже второго января пришлось расстаться — команда улетала в Нижний Новгород. Ничего не поделаешь — такая работа.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?