Футбол на маленьком острове. Позоры и Мальта

22:03, 14 января 2016
svg image
1131
svg image
0
image
Хави идет в печали

“ПСВ опозорился на Мальте” — это самая популярная голландская ежедневная газета “De Telegraaf”. “ПСВ серьезно огорчил на Мальте” — это авторитетная “AD”. “Пропустив на последней минуте, ПСВ уступил футбольным карликам с Мальты” — это главный футбольный еженедельник “Voetbal International”.
“Потрясающий гол Жорже удивил ПСВ” — куда более сдержанный заголовок во флагманской островной газете “Times of Malta”. Ежедневно в ней как минимум три спортивных разворота, в которых по-богатому освещают чемпионат Мальты в первых двух дивизионах, футбольные первенства Англии и Италии, снукер, крикет. Но главное сейчас — водное поло. Мальтийцы пробились на EURO — грандиозный успех!
Однако победа “павлинов” над ПСВ на время затмила подготовку ватерполистов к ответственному старту. В тот момент, когда этот самый Жорже Сантос Силва ринулся в свой прорыв, весь стадион “Хибернианс Граунд” вскочил и готовился к гуляньям. Жорже попал в “девятку”, а заодно — в историю. Мальтийцы ведь не каждый день обыгрывают голландцев. Тем более так, в волевом стиле — 2:1!
День был прохладным, но не холодным. Жаждавшие великой победы мальтийцы охотно платили по 10 евро за билет на “товарняк” (на нацпервенство — всего 7). И у них все получилось: в темноту промзоны трибуной они выходили в состоянии глубокого аффекта.
Болельщики ПСВ, которых даже на Мальте собралось немало, не свистели, но все-таки чувствовали себя не в своей тарелке. Тренер вратарей Рууд Хесп, поигравший в свое время в “Барсе”, сидел в ложе прессы с отрешенным видом, в котором все-таки читалась единственная позитивная мысль: голкипер не виноват. VIP-ложа, заполненная ветеранами мальтийского футбола, только что не целовалась. Буфетчица подпрыгивала, как и охранник в лимонной куртке на входе, выпускавший очень важных персон в туалет. Так уж получилось: он на “Хибернианс Граунд” во дворе — милый фургончик, соответствующий высокому вип-статусу.
Трибуна у стадиона — единственная. Снаружи она больше напоминает амбар, несмотря на недавнюю серьезную реконструкцию. До нее здесь реально были старые деревянные перекрытия и скамейки, построенные еще англичанами.
Нельзя сказать, что вся Мальта на следующее утро из-за последствий победы не вышла на работу. Но внутренний национальный флаг гордо реял в каждом местном сердце. Работники стадиона, открывавшие игрокам ПСВ ворота на “Хибз Граунд”, были на посту вовремя и смотрели на голландских звезд беззлобной улыбкой победителей. Лююк де Йонг, Лестьенн, Махер выходили из автобуса и смотрели мимо этих улыбок куда-то вдаль, где портовые краны и величественный купол храма над ними.
Личный состав ПСВ выслушал проповедь тренеров, собрал волю в кулак и побежал по кругу, пока Коку, Хесп и тренер нападающих Люк Нилис готовили сетки для теннис-бола…
Самое красивое в городе — счет на табло стадиона этого города. Поэтому ни Паола в частности, ни Мальта вообще не вызывали у нидерландских чемпионов ничего, кроме изжоги от вчерашнего безвольного поражения. Кому храм, а им — срам.
Со всех значимых стадионов Мальты видны католические святыни. С национального — кафедральный собор святого Павла в Мдине, древней столице острова. Апостол Павел здесь — авторитет непререкаемый. Считается, что он жил здесь после кораблекрушения во время одного из путешествий и принес сюда католицизм.
Мальта — страна глубоко верующая. Католицизм как государственная религия прописан в конституции. На каждом доме — лики святых. В каждом городе — огромная церковь. А городов много. По мальтийским меркам, каждый район — город. Валлетта, которую за два часа по кругу уверенно обходишь, — город. Примыкающая к ней Флориана — город еще меньше. Биркиркара — это тоже город. Все они липнут друг другу, как пельмени в кастрюле, и уже не разобрать, где кончается Слиема и начинается Витториоза.
Мальта — это уникально. Люди живут здесь уже три тысячи лет. И что это за люди! Разговаривают мальтийцы на собственном языке. Причем он — семитский, с магрибским диалектом арабского в качестве самого похожего. Доподлинно трудно сказать, с каким этносом мальтийцы в родстве. Скорее всего, они — потомки финикийцев, колонизировавших Мальту до нашей эры. Правда, затем остров захватывали карфагеняне, римляне, византийцы, арабы… В 1530-м началось правление Мальтийского ордена, затем британское владычество, которое прервалось только в 1964-м.
От англичан здесь осталось левостороннее движение, порядок, шрифты на вывесках и футбол. В него здесь начали играть давно — федерации в 2000 году исполнилось ровно сто лет.
Штаб-квартира федерации находится на национальном стадионе в Такуали, на месте аэродрома времен Второй мировой. Рядом с ним — еще одна арена с искусственным покрытием и три натуральных поля. На них ПСВ пришлось переехать на третий день сборов: дождь лил как из ведра.
И на третий день эйндховенцы были кислы и хмуры. Резвился только мексиканец Андрес Гуардадо. Опорник не того темперамента, чтобы звучать. Каждый гол, каждую микропобеду на тренировке он отмечает так, как будто только что решил исход предстоящей битвы ПСВ в 1/8 финала Лиги чемпионов против мадридского “Атлетико”. Остальным менее весело: тих Филлип Коку, ушел в себя и не скоро вернется Люк Нилис.
Весело стрекочут только фотоаппараты репортеров. “Я недоволен результатом, но он не должен нас останавливать. У нас было восемь стопроцентных шансов, которые мы обязаны были использовать”, — говорит Коку. Затем быстро понимает: игру все-таки видели журналисты шести голландских газет, находящихся на Мальте для освещения жизни клуба, и примерно семь тысяч зрителей в интернете, и добавляет: “Конечно, играли мы плохо. Но даже при этом должны были выигрывать”.
Ребята с ПСВ-ТВ запускают квадрокоптер с камерой над полем, и тренировка идет своим чередом. Кроме журналистов и тренерского десанта БАТЭ, на ней еще человек десять поклонников эйндховенцев в майках, человек десять мальтийских зевак и пару человек из федерации футбола. Местные — ребята душевные и любят поговорить. И рассказывают много всего интересного.
Оказывается, на Беларусь у “Хибернианса” до сих пор зуб огромных размеров. В 1994-м “павлины” встретились в квалификационном раунде Кубка УЕФА с минским “Динамо”. Это было то самое “Динамо”, подразумевавшее сборную Беларуси через несколько лет — Яскович, Лухвич, Островский, Штанюк, Хацкевич, Белькевич, Журавель, Качуро… Но с мальтийцами у “бело-голубых” возникли грандиозные трудности. На “Динамо” до 69-й минуты белорусы проигрывали. В итоге опыт все-таки победил. “Позорно победил”, как написал в своей рецензии Сергей Юрьевич Новиков. Легендарный заголовок “Второй тайм оказался намного ярче первого: на стадионе включили электроосвещение” — это именно к тому материалу.
Но это было только начало позора. В гостях тогда “Динамо” играло дополнительное время, уступило, но “нестрашно” — 3:4. “Тот человек, который забил нам третий мяч в Минске! Его же потом дис- квалифицировали за допинг! Такой обман! Я тогда работал в “Хиберниансе”, мы подавали протест в УЕФА. Как же так: игрок запрещенные препараты принимал, решил исход противостояния, можно сказать. А в итоге мы не прошли. Могли с “Лацио” сыграть… В УЕФА нам сказали: для снятия команды с розыгрыша нужно, чтобы хотя бы у двух игроков допинг нашли. Ай, что здесь говорить! Давайте лучше покажу вам национальный стадион”, — говорит Джесмонд Абела, нынче работающий в федерации футбола Мальты, а тогда, в 1994-м, трудившийся в самом титулованном клубе страны. Гол Белькевича так и не давал ему успокоиться до сих пор. Но новость о кончине обидчика заставляет Абелу поменяться в лице. “Такой молодой!..”
Молодые эйндховенцы в это время чеканят мяч в кругу. Кто уронил, тому остальные дают подзатыльников. Негуманный способ отточки мастерства, но он, видимо, работает. Техника у любого в ПСВ на близком к космическому уровне.
Каждая тренировка полностью снимается на видео. Затем из нее делается примерно двадцатиминутный ролик основных моментов для главного тренера. “Коку смотрит его регулярно. Иногда и игроки что-то пытаются переосмыслить, глядя видео”, — объяснил Александру Ермаковичу и компании тренер-видеоаналитик ПСВ Вим Рип.
Вим в плане поднятия настроения провел половину одной из тренировок. Играли в выбивалу — бросали на поражение футбольным мячом. Гуардадо выбил нескольких сразу и наконец-то повеселел. Как и вся команда.
Уезжал ПСВ уже в почти хорошем настроении. Почти забыв про поражение от “Хибернианса”. Кое-где в Валлетте были видны немного потрепанные афиши прошедшего матча. Но мальтийская неделя эйндховенцев заканчивалась хоть чем-то похожим на до мажор.
На их поля возле национального стадиона въехала варшавская “Легия”. Въехала даже с большим шиком — на собственном клубном автобусе, пригнанным прямо из Польши. Из-за волн на море он едва не застрял на Сицилии, но все-таки добрался.
Станислав Черчесов и Мирослав Ромащенко заняли места Филлипа Коку и Люка Нилиса. “Pressure! Pressure!” — разнеслось над Такуали: Станислав Саламыч убеждал на всех языках своих парней прессинговать. А сверху, с горы, на это глядела вечная желтокаменная Мдина. И думала: а ПСВ мы все-таки обыграли!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?