Лучший баскетболист Беларуси-2015. Артем Параховский. Летом мог заиграть в НБА

21:58, 26 января 2016
svg image
1712
svg image
0
image
Хави идет в печали

Корреспондент “ПБ” воспользовался оказией и на часок заглянул к соотечественнику в гостиницу, дабы поздравить со вторым подряд почетным титулом, расспросить о нюансах клубной жизни и “перетереть” за будущее земляка в национальной сборной страны.

— Если честно, не ожидал, что выиграю голосование. Более того, до сих пор не знаю, кого обошел и с каким отрывом. Не следил за развитием событий, потому что в этом сезоне показываю не такие яркие результаты, как в “Нижнем Новгороде”. Это прошлый получился для меня насыщенным, успешным — и пусть это прозвучит нескромно, но по его итогам грех было не присудить мне титул. Сейчас же лояльность соотечественников, которые определяли номинанта, приятно удивила и, не скрою, мотивировала. Шаг в историю уже сделан — теперь сам бог велел и за третью награду подряд побороться.

— Если проводить “инвентаризацию”, какое событие в карьере назовешь в 2015 году самым знаковым?
— Удачно сыграл в Евролиге в дебютный сезон. Это стало своего рода открытием. Всегда хотел выступить в топ-турнире, а здесь мало того что попробовал его на вкус, так еще и делом помог команде выйти в топ-16, хотя никто на такой результат не рассчитывал. Порадовало, что ряд игровых элементов поднял на более высокий уровень, показал хороший баскетбол на фоне элитных соперников — от ЦСКА до “Реала”.
Хотя поначалу, не скрою, было страшно — особенно в первом матче против итальянского “Сассари”. Играли дома, в Нижнем Новгороде, и это добавляло нервов в без того сложной психологической атмосфере: не знаешь, чего ожидать, как будут судить, что позволит соперник сделать из задуманного. По ходу поединка “горели” 20 очков, но потом начали переламывать матч — и стало понятно, что не все так страшно, как малевалось в воображении. Ну а потом с каждой игрой приходила уверенность, накапливался опыт, пошли победы. После нескольких удачных матчей осознал: если трудиться на совесть, то даже на столь высоком уровне не затеряешься.
Вдогонку к успеху в Евролиге выделю еще и эффект, тамошними победами спровоцированный: летом приятно было ощущать трансферный ажиотаж, рассматривать предложения от серьезных клубов из Европы и даже Северной Америки. Это позволяет говорить о том, что перешел на более высокий уровень.

— Об интересе к тебе со стороны греческого “Олимпиакоса” я знал наверняка, даже озвучивал эту информацию в эфире национального ТВ. А вот о сотрудничестве со Штатами расскажи-ка подробнее…
— Еще в университете поставил цель попасть в НБА и по ходу карьеры планомерно к ней двигался. Трудился из года в год, осознавая, ради чего все делается. Так вот летние предложения из Америки — это, как кажется, своего рода компенсация за проделанную работу, особенно в прошлом году. Летом на самом деле звали в НБА — это не блеф и не желание сотрясти воздух. На моего агента выходили из “Мемфиса”, искали в команду второго-третьего центрового. Интерес был предметным, но на пути трансфера стоял Марк Газоль. “Гриззлис” сначала хотели переподписать основного “большого”, чтобы тот не ушел на свободный трансфер, а потом комплектовать пул игроков ему на смену. Пока в Теннесси занимались оформлением главной сделки, уходило время — и я все отчетливее понимал, что с каждым днем подвешенное состояние усугубляется. Плюс ко всему было видно, что хоть и нахожусь в шорт-листе, но его не возглавляю — по информации, которая ходила в интернете, “мишки” склонялись к заключению контракта с парнем, уже имеющим опыт выступлений в НБА. “Гриззлис” до последнего тянули с выбором и в итоге остановились на Брендане Райте.
После этого мне пришлось спешно менять приоритеты и концентрироваться на европейских вариантах — благо было из чего выбрать. Посидел, поломал голову, взвесил все “за” и “против” — и оформил сотрудничество с УНИКСом. А буквально через пару дней на меня вышел “Сан-Антонио” и безо всяких просмотров и дополнительных условий предложил полноценный контракт новичка… В тот момент, конечно, локти был готов кусать от отчаяния — обязательства, взятые на сезон перед казанцами, обратной силы не имели. “Шпоры” же после меня переключились на Бобана Марьяновича из “Црвены Звезды” — и сегодня техасцы активно используют его в ротации.
Конечно, жалею, что с НБА не сложилось. Но успокаиваю себя тем, что интерес из-за океана до сих пор не иссяк. Агенты сообщают, что “Сан-Антонио” по- прежнему отслеживает мои выступления, а также “Вашингтон” пробивает почву на предмет сотрудничества. Так что не исключаю возможности, при которой летом наклюнется что-нибудь интересное в Америке — и Беларусь наконец-то получит первого баскетболиста от нашей страны в НБА.

— Про европейские векторы развития карьеры разовьешь мысль?
— Перед тем как дал добро на сотрудничество с Казанью, всерьез раздумывал над предложением “Олимпиакоса”. Решение пришлось принимать за день-два, и это был тяжелый выбор. Объясню почему. После сезона в “Нижнем” мне очень понравилось играть в Единой лиге ВТБ. Считаю “банковский” турнир одним из сильнейших в Европе — наравне с испанским и турецким. Поэтому покидать его ради греческого первенства не хотелось. Понятное дело, “Олимпиакос” — это топ-уровень, команда, которая будет бороться за выход в “финал четырех” Евролиги каждый год. Но на внутренней арене в Греции конкуренция вообще мизерная. По сути, это борьба двух команд — “Оли” и “Панатинаикоса”. То бишь, отправься я в Пирей, грубо говоря, каждую неделю выкладывался бы на максимуме только в поединке Евролиги. В остальное же время на полных оборотах приходилось бы трудиться лишь пару матчей в год — против “Пао” ну и с большущей натяжкой против АЕКа или “Ариса”. Суди сам, какой выбор резоннее делать, если на другой чаше весов — лига ВТБ, где каждая команда сопротивляется до последнего и даже аутсайдер способен обыграть гранда. Здесь хорошие антураж, конкуренция. Плюс УНИКС выступает в Еврокубке, что дает возможность светиться на континентальной арене.

— Переход в стан “бело-зеленых” многие посчитали дауншифтингом, поскольку из Евролиги ты возвращался в Еврокубок. Ответишь скептикам?
— Не сказал бы, что это шаг назад. Сейчас много команд после Евролиги попадает в Еврокубок — и там очень неуверенно играет. Так что здесь сказывается скорее стереотип в общем восприятии турнира. Понятно, что в Еврокубке далеко не все участники гранды. Но чем дальше по стадиям идешь, тем ожесточеннее становится соперничество. И это позволяет прибавлять и прогрессировать от матча к матчу. И в тонусе держит, разумеется.

— В Казани ты сотрудничаешь с Евгением Пашутиным, который несколько лет назад там же восхищался работой Володи Веремеенко. К новому представителю белорусской диаспоры у тренера претензий нет?
— Ха, пока не слышал. Белорусы у тренера действительно на хорошем счету. Когда приехал в УНИКС, Евгений Юрьевич сразу сказал: у меня прежде играли Егор Мещеряков и Вова Веремеенко — ребята работящие, на которых можно положиться. Понятное дело, я тоже хотел стать таковым, чтобы не портить репутацию нашей “диаспоры”. Глядишь, после меня на кого-то из наших молодых ребят казанцы глаз положат — и созданное в команде реноме поможет им с карандаша скаутов перебраться в состав “бело-зеленых”.
С Пашутиным удобно работать. Хотя порой, бывает, не могу понять его требований или действий. Но это из-за того, что стиль у команды другой, нежели в “Нижнем”, иначе расставляются приоритеты — приходится подстраиваться. Тем не менее все решения Евгения Юрьевича идут во благо команде, а значит, сторону главного тренера принимать и мне.

— Есть ощущение, что в УНИКСе “тиграм не докладывают мяса”. То есть после того, что вы творили в связке с Тейлором Рочести год назад, нынешняя атакующая загрузка Артема Параховского, мягко говоря, вызывает вопросы.
— В Казани проповедуется иная игровая модель. Здесь комбинации заточены в основном на Кита Лэнгфорда, Хоаким Колом много возится с мячом — следовательно, в приоритете взаимодействия, связанные с “пик-н-роллами”, а не действиями в “лоу- пост”. Поначалу было непривычно, но сейчас вроде как к манере действий адаптировался, стараюсь приносить пользу.

— Поражение от “Цмокаў” в первом матче “регулярки” лиги ВТБ не натолкнуло на мысль: боже, куда я приехал?
— С одной стороны, было неприятно, конечно. Но с другой — шоковая терапия нас своевременно встряхнула, вернула на землю. В какой-то мере недооценили соперника. Зная, как Минск выступал в прошлом сезоне, не воспринимали гостей всерьез. Думали, выйдем и одной левой заберем очки. А на деле все оказалось не так-то просто. Поражение сбило с УНИКСа спесь, заставив в дальнейшем действовать куда более жестко и прагматично. Смешно, наверное, прозвучит, но сейчас мы уверенно идем по дистанции лиги ВТБ — всего с двумя поражениями (второе от ЦСКА) — во многом благодаря тому осеннему уроку от “Цмокаў”.
Кроме того, наш невыразительный старт резонно связать со скомканной предсезонкой, о чем многие забывают. Из-за занятости в национальных сборных на Евробаскете у УНИКСа до конца сентября не было ни тренера, ни половины состава — месяц тренировались всемером. Благо, когда вошли в рабочий и игровой ритмы, все начало получаться, как задумывали.

— В Кубке Европы дела у вас идут тоже на загляденье. Но и там твое игровое время ограничено 17-18 минутами. Это отголоски конкуренции или специфики игровой модели казанцев?
— И то, и другое. Скажу честно, после кредита доверия и времени, отводившегося в “Нижнем”, было тяжело привыкать к новой роли. Не понимал, почему, что, как. Возможно, негативную роль в процессе притирки играло еще и мое эго. Но со временем осознал, что надо просто продолжать работать и ждать шанса. По ощущениям, вроде к новым реалиям адаптируюсь: пусть не набираю по 20 очков, не играю по полчаса, но все равно за 16 минут на площадке приношу команде пользу.

— В середине осени ходили слухи о твоем возможном возвращении в Иерусалим, где новый наставник “Хапоэля” прямо-таки требовал выкупить Параховского из УНИКСа.
— До меня такая информация тоже долетала. Как впоследствии выяснил, кто-то из сотрудников иерусалимского радио распустил слух — то ли чтобы подстегнуть кого-то из местных игроков, то ли в надежде подтолкнуть менеджмент к перестройке состава, то ли просто ради подъема ажиотажа вокруг команды. Как только пошла волна, буквально засыпали сообщениями с вопросом: “Ты на самом деле возвращаешься?” А я ни сном, ни духом, откуда ноги у этого посыла растут. В какой-то момент устал объяснять, что кто-то просто вспомнил о том, сколь хороший сезон я провел в Израиле, и попытался выдать желаемое за действительное, увидев, что в УНИКСе играю не так ярко, как в прежние годы. Но как шумиха поднялась, так и затихла — ничего сверхъестественного.

— Сезон обещает быть долгим и сложным. Однако летом тебя ждет вызов в сборную. Исходя из жеребьевки желание приезжать в национальную команду не пропало?
— Нет, наоборот. На мой взгляд, жребий в отборе к Евро-2017 лучше, чем в прошлые годы. Понятно, для нашей сборной легких соперников нет по умолчанию. Но со всеми можно и нужно играть. Особенно, конечно, хочется взять реванш у эстонцев. Прибалтов надо наказать за то, что пару лет назад не пустили нас в финальную стадию чемпионата Европы. Надеюсь, новый тренер соберет боеспособную команду, к которой примкнет Вова Веремеенко — и мы наконец-то пошумим на международной арене.

— Ты тоже ведешь агитационную кампанию по возвращению Веремея в сборную?
— Стараюсь! Не так активно получается общаться, как хотелось бы, но при случае постоянно напоминаю о желании — моем и ребят — вновь увидеть его в Беларуси. У нас в “вайбере” есть группа, где состоят все парни, которые играют за национальную команду — Вова там тоже отмечается. И мы регулярно “тему Веремеенко” поднимаем, надеясь Володю убедить. Пока, правда, он колеблется. Но, думаю, наша возьмет — и белорусы в отборе сыграют сильнейшим составом.

— С новым рулевым Александром Крутиковым познакомиться успел?
— Да, под Новый год, когда приезжал домой на недельные каникулы. В один из дней заглянул к “Цмокам” потренироваться, поддержать форму и встретил Егора Мещерякова. Тот только вернулся с заседания исполкома федерации, где Крутикова утвердили главным тренером. Егор говорит: “Погоди немного, он сейчас сюда приедет — познакомишься”. Дождался, пообщались. На первый взгляд показался начитанным, профессиональным специалистом, у которого много связей с коллегами в Польше и Германии. Вроде как наставник современной формации, грамотный специалист. Не знаю, как оно будет на самом деле, когда летом поработаем, но пока впечатления очень приятные.

— Когда был на праздниках в столице, заметил, как меняется Минск?
— Естественно. Постоянно что- то новое открывается, строится — город растет. Мне кажется, Минск вообще становится уютнее. Чем больше нахожусь за рубежом, тем охотнее возвращаюсь домой — даже простые прогулки по здешним улицам воспринимаю как отдых. Понятное дело, что в России тоже чувствую себя комфортно, а не как иностранец — все-таки одна языковая среда, культуры имеют точки соприкосновения. Но при этом осознавал и осознаю: что бы ни случилось, дом всегда будет только в Минске.

ЛУЧШИЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ БЕЛАРУСИ

1992 Валерий ДАЙНЕКО
1993 Валерий ДАЙНЕКО
1994 Руслан БОЙДАКОВ
1995 Валерий ДАЙНЕКО
1996 Руслан БОЙДАКОВ
1997 Руслан БОЙДАКОВ
1998 Егор МЕЩЕРЯКОВ
1999 Александр КУЛЬ
2000 Егор МЕЩЕРЯКОВ
2001 Егор МЕЩЕРЯКОВ
2002 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2003 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2004 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2005 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2006 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2007 Владимир ВЕРЕМЕЕНКО
2008 Егор МЕЩЕРЯКОВ
2009 Егор МЕЩЕРЯКОВ
2010 Павел УЛЬЯНКО
2011 Александр КУДРЯВЦЕВ
2012 Александр КУДРЯВЦЕВ
2013 Александр КУДРЯВЦЕВ
2014 Артем ПАРАХОВСКИЙ
2015 Артем ПАРАХОВСКИЙ

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?