Субъективные заметки. Избегая стыков

21:37, 27 января 2016
svg image
626
svg image
0
image
Хави идет в печали

Деньги и счет

Для начала о финансах-романсах. О деньгах предметно говорил первый зампред Сергей Сафарьян. Он сообщил цифры, позволившие подсчитать бюджет всего чемпионата. Фактический расход средств на участие одного клуба в турнире Д1 составляет 911 млн. рублей, в Д2 — 360 млн. Умножив эти суммы на количество команд, получим 14,5 млрд. и 5,8 млрд. Добавим к ним около 3 млрд., необходимых для функционирования Д3. И разделим все на курс доллара, имея в виду его постоянный рост. Получится 1,0-1,1 млн. долларов, из которых БФФ за счет спонсоров и собственной хозяйственной деятельности покроет больше половины, то есть в районе 600 тысяч “зеленых”. Остальные полмиллиона должны собрать команды-участницы. Кстати, в минувшем сезоне турнир элиты по идее обошелся дешевле, так как состоял из 182 игр вместо предстоящих в 2016-м 240.
Миллион долларов на весь чемпионат страны — много или мало?

9 против 21

БФФ предложила следующий механизм межлиговой ротации: Д1 и Д2 обмениваются одной командой напрямую плюс второй и третий призеры первой лиги играют переходные стыки с 14-й и 15-й командами элиты.
В прошлом номере мы сообщали, что такому варианту возмутился Анатолий Глаз, представитель Могилевской областной федерации: “переходники” пройдут в неравных условиях, так как в составах представителей элиты есть легионеры, а в первой лиге их нет. Его поддержал босс “Звезды”-БГУ Владимир Пигулевский: по каким правилам играть — с тремя заменами или пятью? Свои аргументы изложил старейшина Евгений Шунтов. По его мнению, введение послетурнирных стыков нарушит спокойный ход чемпионата и создаст для изнуренных сезоном спортсменов дополнительное нервное и физическое напряжение.
За переходные игры высказались Юрий Чиж, Людас Румбутис, Юрий Вергейчик. Последний предложил самый радикальный вариант: двухкомандный обмен напрямую и одну переходную пару, чтобы бронзовый призер Д2 имел хотя бы призрачный шанс на повышение в классе.
Не прислушались. 9 из 18 подняли руки за традиционный двухкомандный обмен, 7 — за вариант федерации. Предложение Вергейчика не голосовалось вовсе. Здесь что мне кажется немаловажным? Трех членов исполкома на заседании не было, как объявлено, по уважительной причине. Пожалуй, их мнением по поводу ключевых вопросов повестки стоило бы поинтересоваться заранее. Да, кворум был соблюден, решения исполкома абсолютно легитимны. Но получилось, что один из главных вопросов решился “на тоненького” — 9 против 7. С учетом отсутствовавших это неквалифицированное большинство — 9 из 21.
Дискуссия могла быть более острой и результативной, если бы в ней участвовали главный тренер национальной команды Александр Хацкевич, исполнявший в течение всего заседания бутафорскую роль, и отсутствовавший главком “молодежки” Игорь Ковалевич. Увы, мнения специалистов, работающих с лучшими футболистами страны, не прозвучали.

Стыки и интриги

Меж тем вопрос ротации важен чрезвычайно. Если вспомнить о европейской практике, то очевидно: во многих странах переходные матчи — инструмент поднятия интереса к чемпионату. Там не говорят о неравенстве, количестве замен и спокойном ходе чемпионата. Там просто побеждают клубы с более высокой мотивацией, более профессиональным подходом к делу или более толстым кошельком. Стыковые матчи — это всегда объект повышенного внимания, немалая интрига и ажиотаж. Так зачем заранее от них отказываться? Из опасений, что первая лига не сможет генерировать достаточное количество желающих пойти на повышение? Эти опасения высказал Сафарьян. В подтверждение прозвучало: мол, надо дать время укрепиться, стабилизироваться. Но что нам укреплять? Из безденежья наш футбол в ближайшее время вряд ли выберется, пустые трибуны едва ли заполнятся. А ведь именно в сложных ситуациях появляются и проявляются инициативные люди и интересные проекты.
Заметьте, в последние два года мы плавно расширили высшую лигу до 16 команд. Это было сделано в режиме интенсивной трехкомандной ротации. Тогда тоже были сомнения в состоятельности первой лиги. Однако она не подкачала — и в элите появились новички “Слуцк”, “Городея”, “Ислочь” и “Крумкачы”. Два “сладких” проекта и два от частного бизнеса. Время покажет, насколько они жизнеспособны. Но их возникновение породило давно забытый общественный интерес! Разве не к этому стремится федерация?

Без подвижек

Озадачило и то, что практически не говорилось о второй лиге. То есть чемпионат страны сегодня рассматривается не как единое целое, а частями — хобот, ноги, хвост. Понятно, контуры этого дивизиона еще слишком размыты. Но, наверное, стоило хотя бы поднять основные проблемы, проговорить пути их решения. Помня про то, что за последние пять лет из Д3 в Д2 перекочевали три четверти ее участников, а вышеназванная четверка добралась и до Д1.
Впрочем, кое-что о второй лиге сказано было. Федерация, пытаясь облегчить финансовое бремя элитных клубов, предложила упразднить дублирующие составы — перевести их в Д3 в ранге фарм-клубов. Сафарьян привел убедительный аргумент, который, увы, не был услышан: едва ли не половину всех дублей составляют ребята из лицензионных групп. Во второй же лиге у команд есть ясные спортивные цели: пробиться в финальный турнир, бороться за прописку рангом выше. Турнирные стимулы многократно усиливают конкуренцию и ускоряют рост мастерства — особенно в мужской борьбе против “взрослых” команд, решающих реальные задачи. У дублеров подобной мотивации и близко нет. Увы, как ни призывал президиум к реформаторским движениям, исполком проголосовал за консервирование существующей схемы.
За окном — оттепель, но, видимо, наш футбол пока не оттаял.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?