Без футбола. Маладзечна будзе вечна!

22:10, 2 февраля 2016
svg image
1857
svg image
0
image
Хави идет в печали

Все же здесь есть команда, пусть и в любительском турнире второй лиги. Но нехитрая логика перевесила условности: разве для Молодечно с его традициями это комильфо?

Город солнца

Белорусская зима редко балует ясным небом: последний уик-энд января навевал заунывные мотивы поздней осени. Но этот город в любое время производит солнечное впечатление, каким был и яркий молодечненский человечище — прессболовец Серега Олехнович. Здесь все красиво, просторно, современно — и одновременно компактно для стотысячника. Названия улиц великолепны: Либаво-Роменская, Скорины, Вялiкi Гасцiнец, Местачковая… Только дороги ни к черту. И непонятно, где основная масса народа зарабатывает на хлеб насущный, живя фактически без двух градообразующих предприятий. “Спутник” (12 тысяч человек), работавший на оборонную промышленность СССР, закрыт — его площади распроданы под магазины. О славе этого радиозавода напоминает лишь одноименный торговый центр. С “Электромодулем” (8 тысяч), что тоже был завязан на “оборонке”, схожая картина: какое-то старое высокое здание вроде функционирует, но производственная база отдана под “кафе-маркеты-боулинги”. Последним из “могикан” был завод легких металлоконструкций (3 тысячи), но и тот, по сути, развалился. Правда, сильной печали на лицах аборигенов по этому поводу не видно — согласно сермяжной философии “жыць, як набяжыць”. Как и вселенской грусти, что в Молодечно нет большого футбола — похоже, про него просто стали забывать…

Игра “миллионов”

Давайте вспомним — с 1989 года, когда команду возглавил Сергей Боровский и поднял ее из второй лиги чемпионата БССР в первую. А в 1991-м “Металлург” выиграл “Кубок миллионов” (всесоюзный турнир среди производственных КФК), Кубок и первенство БССР — и получил право выступать во второй союзной лиге, если бы в 92-м еще существовал чемпионат СССР. Тогда в Молодечно играли Кистень, Кубарев, Вяжевич, затем появились Гомонов, Кондратьев, Кучук и много других достойных фамилий. Настало время для суверенного старта, и в первом же туре чемпионата Беларуси-92 молодечненцы, у которых надежностью выделялись вратарь Абрамович и капитан Козяк, наделали резонанса гостевой ничьей с самим минским “Динамо”!
В 94-м Боровский ушел на повышение в сборную. Заканчивались и славные времена в роли мэра города для Геннадия Карпенко. Иные скептики говорят: “Ай, што той Карпенка рабiў для футбола? Выкацiць бочку пiва, i ўсё”… Тогда только один факт: по просторам Союза команда КФК отправлялась на дальние выезды… самолетами — и даже чартерным рейсом в Баку, когда играла в Сумгаите финальный матч “Кубка миллионов”. Сейчас такое мыслимо?
В чемпионате-1994/95, уже при Людасе Румбутисе, “Молодечно” стало четвертым — с братьями Маковскими в составе. В коротком осеннем первенстве-95 — пятым. А потом сползало к низам, дожившись до “болтанки” между дивизионами. Начиная с 2004 года в высшей лиге команды не было. Мало того, с 2005-го не стало и в первой. Сейчас это “Молодечно”-ДЮСШ-4 — из Д3: такой вот незавидный коленкор.

Проза Шримфа

Само собой, главной целью выезда в “город солнца” были беседы — очные и заочные. Приступим — с разговора с Николаем ШРИМФОМ, заместителем начальника отдела образования, спорта и туризма местного райисполкома, на глазах которого прошла вся история молодечненского футбола.

— Стыдно городу с такими традициями иметь команду только в Д3…
Сложные времена — нет финансов. Заинтересовать предприятия и бизнесменов неимоверно трудно. А ведь создавать клуб и его инфраструктуру должна группа не только единомышленников, но и богатых людей. По большому счету, у нас и в высшей лиге самодостаточен только БАТЭ. Капский молодец, но ведь не добился бы этого в одиночку.

— Ваш мэр Александр Яхновец любит футбол?
— У мэра много задач, и он должен болеть не только футболом. Вот в Борисове изначально все объединил и двигал Капский. К мэру ходил, к губернатору, по предприятиям. Замкнул на себе организационные и финансовые вопросы — это огромнейший труд.

— А вы пытались так же походить в Молодечно?
— Мне не только футболом заниматься надо — у нас развивается 21 олимпийский вид: в боксе успехи есть, в борьбе, дзюдо, плавании, легкой атлетике… Но никогда от него не отворачивался. Моя задача в футболе немного другая: всегда помогать людям, которые знали бы, что делать — и взялись за это. Но, к сожалению, такого человека теперь не вижу. А прийти для того, чтобы постоянно говорить “дайте денег”… Если брать прошлогоднюю сумму по всем видам, то на футбол мы отдали 32 процента — это очень прилично.

— Допустим, вам предложат пойти в первую лигу вместо “Березы” — как четвертой команде Д3. Пойдете?
— Нет. В нынешней экономической ситуации проще играть во второй. Не боимся лицензирования — боимся, что ребятам придется платить зарплаты. Первая лига — это профессиональный уровень. Кстати, были у нас “старички”, которые говорили: в Гомеле и Слониме что-то платят… Так если вы профи, соберите на трибунах две тысячи и продайте билеты по 10 тысяч. Заработаете 20 миллионов за матч — и я буду сам приносить их после каждой игры в раздевалку. В ответ — молчание… Спрашиваю: а кто из вас выбежит из 12 секунд? Кто с места крутит сальто вперед и назад? Кто на большой скорости сделает кувырок, не травмировавшись? Молчание… Какие вы профессионалы? На игру едете — получаете питание. Автобус бесплатный. Вам покупается форма. Неужели этого недостаточно? Оказывается, им еще каждый месяц нужны учебно-тренировочные сборы. А это выльется в 400 миллионов. Откуда их взять? Смысл один: растить кадры для других команд. Считаю, Д3 должна ограничиваться возрастом от 16 до 25 лет максимум. А условия у нас есть: стадион замечательный, инфраструктура для развития футбола в Молодечненском районе очень хорошая. И в Чисти есть стадион с искусственным полем, который сейчас будем задействовать на полную катушку.

Еду на городскую футбольную арену. Она и вправду хороша — иные в высшей лиге позавидуют. Освещение и электротабло. Пристойные трибуны на 4800 мест. Поле — чистый изумруд: хоть сейчас выходи и играй! “Ислочь” и “Молодечно” дадут ему двойную нагрузку? Ничего страшного, ведь за газоном смотрят тщательно. Что еще рассказать интересного? Например, в 2003 году здесь снимали сериал “Команда” — с Владимиром Гостюхиным и Дмитрием Дюжевым: многие игроки и болельщики даже поучаствовали в массовках.
А вот стадион ДЮСШ-4 производит иное впечатление. По большому счету, кроме поля сомнительного качества, здесь есть старенькое кирпичное здание, гордо именуемое раздевалками — без санузлов и душевых. Все это “богатство” по периметру обнесено высоким бетонным забором — видно, чтобы не пугать людей почем зря.

Футболисты-гимназисты

Пора в гимназию N 3, где ребята занимаются в обычном спортзале. Кстати, тренеры “Молодечно”-ДЮСШ-4 (Гармаза и Козяк) придерживаются принципа играть преимущественно своими — и параллельно давать дорогу на более высокий уровень достойным юношам школы. Директор ДЮСШ — а в прошлом арбитр Виктор ДМИТРАЧКОВ — это подтверждает:
— Уезжают ребята, и мы их не просто отправляем, а рекомендуем — туда, где вырастут в лучших условиях. А вообще всегда вспоминаю слова Сергея Владимировича Боровского в интервью “Прессболу” в начале 90-х: дескать, смотрите на истоки. Обратитесь в первую очередь к детскому футболу — вот кого надо поддерживать, если хотим развиваться. И когда Анатолий Юревич отвечал за это направление в федерации и собирал нас, то говорил: вам памятники надо ставить, что еще кого-то готовите в таких условиях… А потом мы рассуждаем, почему наша сборная никуда не выходит.

От зама Дмитрачкова Петра КУХАЛЬСКОГО узнаю, что в ДЮСШ занимается 290 ребят, есть шесть штатных тренеров и три совместителя, зарплаты у основных тренеров — 4,5 миллиона. Естественно, спрашиваю про условия и понимаю: ничего оригинального не услышу.
— Благо с родителями просто общаться, — говорит Петр Николаевич. — Встречаются своим комитетом, аккумулируют средства и сами все решают. На добровольной основе здорово помогают с финансированием соревнований и покупкой формы.

— Какой у вас контакт с властями?
— Мэр согласен, чтобы команда была во второй лиге. Преемственность хоть на таком уровне — уже хорошо: школа — команда. Но у нее должны присутствовать цель и мотивация, а не просто участие ради участия. Прошлый сезон отыграли фактически на энтузиазме, теперь ожидается немного другая ситуация. Хочется в это верить. Хотя завсектором отдела образования и спорта Александр Ковалев и Николай Шримф говорят, что нам надо чуть ли не полмиллиарда… Если так говорят — значит, им виднее. А зарплат игрокам быть не может — однозначно. Пусть отдел образования хоть нормы питания выдерживает и с транспортом помогает. Понимаю, им сейчас сложно — пускай бы школа зарабатывала. Так ведь условий для этого нет. За полем ДЮСШ ухаживаем как можем, но газон не подсеивался года два — нет средств на семена. Надеюсь, что-то придумаем с помощью федерации — и с раздевалками тоже. А в целом у нас все нормально — просто нужно чуть больше внимания, как и команде второй лиги. Сделать свободный вход: считаю, не надо никаких билетов — даже по 15 тысяч, как в прошлом году. На любителей все желающие должны смотреть бесплатно. Плюс на стадионе ничего не организовано: ну выкати ты хоть один лоток… Мне это непонятно — как и то, что искусственное поле постелили в Чисти. Для “Забудовы” в чемпионате области? Если бы оно лежало в Молодечно, затраты давно отбились бы — еще и зарабатывали бы. Возить туда детей? То солярки нет, то автобус уехал, то у водителя выходной… Собирать их на электричку, а потом топать под пять километров? Опять же как тренеры будут использовать время? Порядка четырех часов на дорогу? Они и так в других местах работают. Да и дети ведь подрастают, общаются со сверстниками, сравнивают условия в Молодечно с Солигорском и Жодино — и стремятся туда как можно раньше.

Ищем человека!

Настал черед разговора и с тренерами. Патриоты школы, воспитанниками которой они являются, не унывают. И своего рода городской девиз “Маладзечна будзе вечна!” подходит футбольной ДЮСШ как нельзя лучше. Александр ГАРМАЗА, ступивший на тренерскую стезю в 1987-м, улыбается: “Зачем вам слушать одно и то же? Вы Козяка спросили — он выразил наше общее мнение”. Виталий КОЗЯК — тоже знаковая фигура для Молодечно. Начинал в “Металлурге” в 1989 году. Побеждал в том самом всесоюзном Кубке КФК. А с первого чемпионата Беларуси играл за команду до рубежа “нулевых”.
— Нет у нас в городе человека, который любил бы футбол так, как Карпенко и Капский, — говорит Козяк. — Должна развиваться не только команда, но и инфраструктура, то есть надежный фундамент. Встречаешь в городе болельщиков, они спрашивают: почему не просите, не пробиваете? Откровенно говоря, не представляю себя пришедшим в кабинет с заявлением: дайте денег — мы создадим команду. Наверное, не хватает у нас фаната, который донесет все это мэру и обратит его в свою веру. В стране тяжелое положение, много других соцпроектов — все понятно. Но почему-то футболистов у нас считают попрошайками и иждивенцами. Или того лучше: вы сначала результат покажите, а мы потом, может быть, подумаем о каком-то финансировании… Делаем свою работу, как можем и умеем. Тренировочный процесс налажен — школа всегда выпускает достойных ребят.

И ведь это не бахвальство. К примеру, воспитанник Гармазы голкипер Войтехович попадал в выездной состав сборной Беларуси на Олимпиаду в Англии. Защитник С.Карпович (тренер Валерий Ветров) — в “молодежке” Игоря Ковалевича. Из ребят Гармазы, которые помоложе, хавбек Федотов заключил контракт с “Ислочью”, а защитник Клемятич работает с основой “Шахтера” на Кипре. Из-под крыла Козяка в Солигорск улетели вратарь дубля Субоч и капитан сборной U-18 защитник Пилиповец, а в БАТЭ — еще один сборник 1999 года рождения Малькевич, успевший поиграть в юниорской Лиге чемпионов.
— Конечно, наша больная тема — поле. Для меня это сродни преступлению: при футбольной школе в городе положить синтетику не здесь, а в Чисти, — продолжает Виталий Петрович. — Малышам надо ставить технику на ровном и гладком покрытии. Потом их можно подтянуть физически, обучить тактически. Но техническую базу трудно исправить — если на кочках останавливаешь мяч не ногами, а сами знаете чем… Помимо естественного поля ДЮСШ, работаем на искусственной площадке городского стадиона. Но она как бетон: если ребенок падает, становится страшно. И арендуем маленькую искусственную “коробку” возле Ледового дворца. А отремонтированный игровой зал, пристроенный к легкоатлетическому манежу, отдали тяжелоатлетам. Мы не против штангистов — ради бога! Но объясните: зачем им высокие потолки? Кстати, в этом зале вырос сам — как и братья Маковские, Володя Корытько, Саша Вяжевич, Андрей Милевский…
Поймите правильно: не хотим плакаться и строить из себя обиженных. И не требуем гор золотых — просто минимально комфортных условий для детей. Вроде вид спорта номер один, а по условиям… Впрочем, у нас два варианта: или работать так — или не работать вообще.

Позиция ДЮСШ ясна: ей хочется жить лучше, и это нормальное желание. А за здешний футбол все равно обидно. Похоже, выбраться из второй лиги ему в обозримом будущем не светит. Как и детской школе с невнятных полей и простеньких спортзалов, где местные тренеры растят молодежь для других. Растят, чтобы футбол в Молодечно жил вечно — хотя бы в таком проявлении.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?