Когорта Шевцова. Алексей Хадкевич: правая рука

22:13, 4 февраля 2016
svg image
1505
svg image
0
image
Хави идет в печали

Со своими 191 см Хадкевич не впечатляет выдающейся для дальнобойщика фактурой. Не любит с правой рукой действовать на позиции правого полусреднего. Но высоко прыгает, крепко бросает, много забрасывает и готов исполнять функции универсала — лишь бы регулярно играть.

— Вот она слава, Леша. А “всего-то” и надо — набросать французам и вернуться домой в статусе восходящей звезды…
— Не сказал бы. Так, дал пару интервью. Но это разве слава? Да и с чего бы ей нагрянуть? Вроде ничего выдающегося не совершил. Думаю, интерес со стороны репортеров проснулся именно после встречи с французами. Я, конечно, доволен своей статистикой в той игре. Но лучше бы она была скромнее, а команда победила. Вообще голы — моя работа. Скажу, возможно, пафосные слова, но за каждым реализованным моментом — тяжелый труд. На одних природных данных, сидя на диване, в добротного игрока не вырасти. Ну, блеснул разок-другой. Молодец. Однако поднятую планку нужно держать. В этом смысле внимание прессы даже подстегивает.

— И все-таки в той встрече с чемпионами мира во многом благодаря именно твоим стараниям сборной Беларуси удалось сохранить на табло пристойные цифры. Почему так глубоко провалились до перерыва?
— Может, перегорели. Сначала допускали много брака, ошибок. Омейе в воротах фантастический кураж поймал. Плюс французы после поражения от поляков были предельно заведены. Получается, мы попали под каток. Чуть растерялись — и отгребли в первом тайме 5:20. Но ведь потом собрались, от позора убереглись. Вообще это наше сильное качество — не складывать руки до сирены. Знаете, наш высочайший настрой стал для меня одним из самых ярких впечатлений от польского турнира. Наверное, он и для соперников оказался сюрпризом. Белорусский состав поражал количеством молодых гандболистов, был далек от оптимального. Но мы не боялись никого, сражались самоотверженно. Из проигранных поединков могли цеплять очки в каждом, кроме матча с французами. Выложились максимально. А какие эмоции кипели на скамейке! И основа, и вторые номера были одной семьей. Отсюда и достойный результат.

— И все же нет горчинки от того, что не сорвали реально маячивший банк в “предвариловке”? Взяли бы первенство в группе и четыре очка — глядишь, сейчас радовались бы не десятой итоговой позиции, а путевке в олимпийскую квалификацию…
— Что теперь жалеть? Хотя соглашусь: победили бы норвежцев — сотворили бы атомную сенсацию. Само собой, всегда хочется большего. Со стороны десятое место вроде как не супердостижение. Но признайте: вот вы рассчитывали накануне чемпионата на нашу победу над исландцами, на попадание в десятку? По сравнению с чемпионатом двухлетней давности мы поднялись на две позиции. И посмотрите, какие команды оставили позади: Сербию, Македонию, Черногорию, Исландию, Словению, Венгрию.

— Спортивный директор СКА Андрей Крайнов без обиняков заявил, что Беларусь провела бы гандбольный чемпионат Европы даже круче Польши…
— Ну, это он погорячился. Поляки — прекрасные организаторы, они научились делать потрясающие спортивные праздники. И в Катовице, и в Кракове, где мы играли, все было здорово. Мне очень понравилось. И как зрителю, и как игроку. Я ведь был и на чемпионате мира в Испании. Он отложился в памяти яркими впечатлениями. Но так вышло, что наблюдал за ним только с трибун. А здесь попал в заявку, выходил на площадку. Великолепная атмосфера, эмоции! А еще врезалась красноречивая деталь. Видели, как поляки всем залом пели гимн? Или как исполняли гимны болельщики других стран? Вот скажите честно — у нас такое возможно? Пока, увы, белорусам до этого далеко. А ведь такие нюансы очень важны. И показательны.

— Ты прошел многие ударные вехи с повзрослевшей “молодежкой”. Осознаешь, что спортивная юность закончилась и пора громче заявлять о себе?
— Безусловно. Молодежный и взрослый гандбол — две разные стихии. Мужская игра не прощает ошибок ни на площадке, ни за ее пределами. И далеко не факт, что парень, бросавшийся в глаза на юниорском уровне, раскроется и состоится как игрок на взрослом. Мне кажется, что внутренне чувствую этот переход на принципиально новый этап. Причем полное ощущение этого пришло именно в Польше. Был готов помочь команде и морально, и физически. И дело не в девяти голах французам. Когда ребята горели, выходить на площадку было не страшно, ответственность не давила. Другое дело — задушить волнение в поединках по сценарию “мяч в мяч”. Вот этому только учусь. После последней травмы и операции на колене только на реабилитацию ушло шесть месяцев. Вроде бы набрал кондиции. Однако постоянно держу в голове установку: могу и должен прибавлять еще.

— Извини за откровенность, но твои травмы в возрасте “чуть за двадцать” — уже притча во языцех. Они здорово тормозили твой рост…
— Не хочется говорить о какой-то физиологической подверженности повреждениям. Искать корни проблемы нет желания. Зачем себя накручивать? Скажу одно: спихивать травматизм на происки злодейки-судьбы не буду. Если травмировался — значит, виноват сам. Где-то подвела самоуверенность, где-то излишнее рвение, а где-то, напротив, недоработал. Надо быть внимательнее к организму, тщательнее следить за собой.

— По возвращении из Польши ты без раскачки угодил в заточение — на сборы в Раубичи, куда заехал СКА. Как идет процесс переключения с фестивальной обстановки на тренировочную рутину?
— Ха, он уже завершен. В СКА не забалуешь, времени на расслабление никто не даст. Выезд в Раубичи — задумка Спартака Петровича Мироновича. Вкалываем. На чемпионате Европы у сборников ведь не было серьезных тренировочных нагрузок. А в клубе подтягиваем “функционалку” — готовимся в стартовому матчу в групповом раунде Кубка ЕГФ против швейцарского “Винтертура”. Короче, добро пожаловать…

— …в ад?
— Нет… Просто домой.

— Поделюсь сомнениями. Миронович — признанный корифей в воспитании и раскрутке молодых талантов. Но в последние сезоны ловил себя на ощущении, что он передерживает армейский молодняк “на банке”. Тогда как у Юрия Шевцова те же парни сыграли в Польше значимые роли. И вполне достойно…
— Не мне обсуждать решения и методику тренеров. Но давайте объективно. Юрия Анатольевича сама жизнь заставила активно вливать свежую кровь. И мы, молодые, понимали: время и обстоятельства выбрали нас. Смена поколений. Вдобавок поломались лидеры — и ситуация приперла к стенке. Перед встречей с македонцами, например, знали, что в стартовой семерке найдется место молодым резервистам, потому что альтернативы просто не было. А в СКА… Не скажу, что Спартак Петрович маринует молодежь. Если и придерживает на скамейке — это стимулирующая мера. Вот вы, журналисты, станете выдавать в печать сырой материал? Так и тренер. И это касается не только молодых. Яркий пример — Саша Бочко. Он приехал к нам из Гродно уже не мальчиком. Но и его Петрович не сразу ввел в основу. Обстрелял, подвел под свои требования. И сегодня Саня — лидер и один из лучших снайперов СКА. Всему свое время. И Спартак Петрович знает и чувствует это лучше других.

— Ты ведь оршанский хлопец. Между тем Витебщина — не самый продвинутый в гандболе регион.
— Ну почему же? В Лепеле, у нас в Орше успешно работают детско-юношеские школы, там толковые специалисты. Меня вот заманил в ручной мяч замечательный тренер Василий Владимирович Фоменко. Пришел на урок физкультуры, увидел высокого пацана и сагитировал в секцию. Я, может, и не пошел бы. Но одна моя одноклассница уже занималась гандболом, и она мне нравилась. Вот и потянулся следом. Правда, поначалу продержался недолго: получил на тренировке “сотряс” и занятия забросил. Но Фоменко, спасибо ему, уговорил вернуться. И понеслось… Подростками выигрывали все: “Стремительный мяч”, олимпийские дни молодежи. Потом был первый набор в спецкласс при Суворовском училище. Родители были против категорически! Да и я как-то не мечтал о казарме — врачом мечтал стать. Но тренер СКА Игорь Николаевич Папруга сумел всех уговорить. Ну а дальше? Назвался груздем — полезай в кузов. Так и дорос до СКА. К слову, вместе со Славой Солдатенко. Мы вообще рядом шагаем по жизни. Оба из Орши, одновременно заканчивали Суворовское, вдвоем попали к Мироновичу. Да и сейчас лучшие друзья. Квартиру на пару снимаем.

— Слышал, что в училище об Алексее Хадкевиче катилась отнюдь не дурная слава. До сих пор ставят в пример: интеллектуал, отличник, правая рука командиров. Как говорили у нас в армии — тянучий.
— Ну почему? Просто так сложилось: был сержантом, замком- взвода. И учеба нормально давалась, школьная программа даже в сочетании с тренировками и соревнованиями не напрягала. Что здесь такого? Не считаю, что спортсмен должен забрасывать учебу и соответствовать стереотипу из анекдота про голову боксера: а еще я туда ем. Я и сейчас учусь — в БНТУ, на специальности “транспортная логистика”. Конечно, совмещать с гандболом тяжеловато. Но ни вуз, ни спорт бросать не собираюсь. Даже если когда-нибудь уеду в зарубежный клуб.

— А хочется?
— В перспективе. По-моему, нормальное желание. Нельзя сказать, что все знаю и умею. Но лучше попробовать на вкус легионерский хлеб и потом плеваться, чем не попытать счастья и всю жизнь жалеть.

— Леша, а что за прическа у тебя эпатажная — с хвостиком на макушке?
— Ну это я так себя выражаю. Как-то посмотрел фильм “Ярость” с Брэдом Питтом в главной роли. У него там такую прическу и увидел. Понравилась. Буду отращивать по фасону дальше. А надоест — сбрею. Волосы не ноги — отрастут…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?