Без футбола. Как погибала “Речица”

22:13, 4 февраля 2016
svg image
4160
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хотя все происходившее с командой в последнее время точнее характеризует более простое слово — жуть.

Когда бунтуют жены

Диагноз речицкому футбольному пациенту — “скорее мертв, чем жив” — был выставлен едва ли не в начале минувшего сезона. Тогда стало известно, что надеяться на помощь извечного финансового донора “Белоруснефти” практически не приходится. Плюс (точнее, жирный минус) — огромные долги клуба, тянувшиеся с 2014 года. Тем не менее команда стартовала в первой лиге — под водительством молодого тренера Еремчука. На встрече с болельщиками перед началом сезона представители райисполкома Атаманчук, Деменчук и Горбач заверили: с командой рассчитаются полностью и найдут для нее средства — нужно немного потерпеть. А обязательным условием было наличие в составе семидесяти процентов местных игроков.
— Мы никому не отказывали, приглашали на тренировки буквально каждого желающего, — говорит Михаил ЕРЕМЧУК. — Вот только после пары занятий энтузиазм пропадал. “Мы завтра не придем, — заявляли несостоявшиеся профессионалы, — лучше в зале мяч погоняем”… К началу сезона в заявке числилось около двух десятков игроков-совместителей — к концу их осталось только два. Понимаю ребят. Неделю они работают. На выходных нужно было выезжать на матчи. У большинства из них семьи. Так ладно бы деньги в дом приносили, а так 470 тысяч в месяц. Вот жены и взбунтовались — начали высказывать претензии по поводу увлечения мужей, вытягивающего средства из семейного бюджета.
Как бы то ни было, речичане до последнего боролись за возможность сохранить прописку в Д2, показывая достойную игру даже в матчах с “Днепром” и “Городеей”. Однако не срослось.
— Убежден, остались бы в первой лиге, будь городские власти заинтересованы в этом, — сокрушается тренер. — Да и в федерации мне сказали, что после летней проверки и общения с отвечающими за “Речицу-2014” лицами им заявили: нам бы во вторую потихоньку вылететь… Какой тогда был смысл заявляться в чемпионат, если они уже давно для себя решили, что команда в первой лиге городу не нужна?

“Виктаравич, я кушат хачу!”

Сезон “Речицы” был богат на приключенческий эпос, как “Одиссея” Гомера. Историй, как может жить команда в нашей первой (по факту профессиональной) лиге, набралось вагон и большая тележка. Вот одна из них. Играл здесь грузинский вратарь Девадзе — во втором круге. Любимым делом вроде занимался — уже хлеб. Но кушать-то хочется всегда… Обратился Ираклий с просьбой к главному тренеру: одолжите, мол, денег на приобретение хоть какой-нибудь еды к ужину. Дал Еремчук подопечному, недавно получившему вид на жительство, 200 тысяч белорусских рублей — и поспешил счастливый Девадзе в “магаз”. Но — видать, от прилива большой радости — перешел дорогу в неположенном месте, да еще без фликера. И остановили голодного стража ворот стражи порядка, и дали штраф — 200 тысяч белорусских рублей…
“Виктаравич, што мнэ дэлат? У мэня нэт дэнэг. Я кушат хачу!” — раздалось в трубке у тренера. Пришлось тому — а куда Девадзе? — отправляться в магазин за сосисками, сметаной и прочей снедью для закононепослушного голкипера и других приезжих ребят, живших с ним.

Лед, вода и нашатырь

Тем временем Михаил Викторович продолжает грустные рассказы:
— Помню, на гостевом матче у нас не было доктора — элементарно не нашли денег на его выезд. И вот игрок получает травму. Из “медикаментов” — только лед и вода в поилке. Ну, еще нашатырь. С этим “спасательным” арсеналом на поле и побежал второй тренер… Так и возвращали футболистов в игру. Плохо? Вот лед — и водички попей. И это первая лига! В минувшем сезоне парни просто выживали: тренировались голодными, покупали экипировку и медикаменты, стирали форму. Оставалось только самим на игры добираться.
Кстати, болельщики тоже готовили для футболистов еду. В общем, выкручивались как могли. Приехали в Сморгонь — с утра все закрыто. Нашли только пиццерию. Матч в два часа. Пока заказали, пока принесли нам эти пиццы — кто-то успел поесть, а кто-то отправился на стадион голодным.
Еще один вопиющий случай. Играли в Слониме — начало в 18.00. Когда возвращались обратно, по дороге сломался автобус. Позвонили директору клуба Здроку и сообщили об этом. Он ответил: “Ну, занимайтесь”. А дальше — гудки в трубке… Если бы не “Гомельжелдортранс”, который ехал из Кобрина и подобрал нас, пришлось бы ночевать на трассе. Но до этого никому не было дела. А ведь многим ребятам нужно рано утром быть на работе! Я просил: дайте нормальный автобус! Мне ответили: “Не нравится — ездите на игры на поезде”.

Изолента, пластырь, “гастарбайтеры”

“Веселые истории” речичан вообще-то не для слабонервных. Оказывается, в перерывах матчей игроки заклеивали пластырем свои бутсы разного цвета, чтобы не развалились. Дырки на гетрах заматывали изолентой. Установка, а у одних живот сводит от голода, у других — от съеденных перед игрой “чипсов”, потому что на иное денег не хватило. Или вот еще. Ехали в Гродно на поединок Кубка Беларуси — в день матча. Одиннадцать часов. Набившись в тесный автобус. В жаркую погоду — два десятка спортивного вида мужиков в разной одежде…
— Остановил нас гаишник и спрашивает: “Куда едете? Вы гастарбайтеры? — Нет, футболисты. — А что, в Речице других автобусов нет? Сколько ж вы на нем ехали?” Он так смеялся, что чуть фуражка не упала. Я думал, сейчас начнет нас на телефон снимать — стали бы звездами “ютуба”. Пока не показали заявочные карточки, не верил, — откровенничает Еремчук. — Но вот сезон завершился. В его концовке спрашивали у Здрока, когда нам выплатят деньги. Готовы были потерпеть. Последовал ответ: “Деньги ищут, никто никого не обманет”. А уже через пару недель — “идите в суд”… А толку?
Понятно, случаются всякие ситуации. Когда я играл в “Белшине”, там что-то задерживали, но потом возвращали до копейки. В “Нафтане” тоже заплатили, в МТЗ-РИПО должны были за период с августа по март. На Новый год Юрий Иосифович Пунтус одолжил у кого-то денег и дал нам, чтобы могли хоть фруктов к праздничному столу приобрести. Однако в марте все причитавшееся отдали. Здесь же это делать не будут. А я ведь тоже слово ребятам давал, что с ними рассчитаются. В конце июля нас просили доиграть чемпионат: говорили, если мы уйдем, то клубу придется возвращать средства за рекламные контракты. И в то же время за несколько игр до финиша сезона, когда еще ничего не было решено в таблице, ребят поставили в известность, что сразу после финального тура их уволят. Хорошая форма мотивации! Никогда не думал, что в моем родном городе будут так поступать… Нас просто наглым образом “кинули” на деньги. И самое обидное, все им сходит с рук. Такое ощущение, в Речице какие-то свои законы — что хотят, то и делают. Видимо, собираются каждый год новую команду создавать, загонять ее в огромные долги, а потом ликвидировать…
Вчера Еремчук снова был в суде, который вынес решение: выплатить тренеру зарплату за три последних месяца в полном объеме. А вот расторгнуть контракт по вине нанимателя у Михаила Викторовича не получилось. Суд не усмотрел вины ФК “Речица” в том, что его работникам не платили деньги в полном объеме целый год.
Год тащил команду на себе, не жалея сил и здоровья, — с горечью добавляет тренер. — А кураторам футбола от города Атаманчуку и Горбачу, которые и должны отвечать за нее, просто плевать на нас. Поселить четверых приезжих футболистов, организовать питание, купить минимальный пакет медикаментов и форму, дать зарплату и нормальный автобус, полить и укатать поле — разве это много? А ведь так хотелось сохранить команду — в первую очередь для болельщиков. Сам в детстве приходил на стадион, смотрел за играми “Ведрича”. И у меня появилась мечта стать футболистом. После школы спешил на тренировку, затем домой — и так изо дня в день. Времени на всякие глупости не оставалось. В Речице же особо и заняться нечем: есть только банки, аптеки, магазины и рестораны. Выходит, в субботу люди могут сходить в ресторан, в воскресенье утром — в аптеку за средствами от головной боли после ресторана, а вечером — в магазин, закупить еды на неделю. Есть еще кинотеатр — и все. Говорят, на футбол ходило мало болельщиков. Так они и перестали, поскольку видели отношение к команде. Понимали: толку не будет…
Кстати, мне уже недвусмысленно дают понять: на работу — не только связанную с футболом, но и вообще — в Гомельской области не устроишься. Бог им судья, ведь я в гораздо большем шоке от другого. У нас же клуб с историей — как можно было довести его до такого состояния? Со слов Здрока, долг команды на сегодня около трех миллиардов. Понятно, у нефтяников проблемы, но они помогли, чем смогли: большинство этих денег ушло на частичное погашение долгов за сезон- 2014 перед налоговой и ФСЗН. Но в городе какие-то средства найти можно? Проблемы есть везде, однако ищут же варианты. В Светлогорске нашли. И Орша — не город нефтяников. В Барановичах в бюджете тоже отыскались деньги, в Сморгони. А здесь ликвидируют клуб. Обидно и больно. И опять же — какой смысл был в заключенных с нами контрактах? Чтобы потом обмануть?

Взгляд Здрока

Директор “Речицы-2014” Юрий ЗДРОК был не особо расположен к комментариям: дескать, о чем говорить, если и так все ясно?
— Я уже бывший директор — клуб в процессе ликвидации. Работал в нем с конца августа, но тяжелая ситуация сложилась раньше — к тому времени долги “Речицы” были немалыми.
— Все шло к неизбежному финалу? Или “Речицу” можно было спасти?
— Говорят, безвыходных положений не бывает. Увы, на примере “Речицы” оказалось, что бывает. Конечно, все увязывается с финансированием, а экономическая ситуация сейчас сложная. По спонсорской поддержке рассчитывали на одно, а получилось, что помочь толком никто не смог. Со своей стороны я закрывал мелкие и, так сказать, не очень денежные вопросы. Но не более того, ведь к моменту моего прихода в клуб уже наложили арест на расходные операции, выставили очередность платежей… Мы были ограничены во всем — в основном все и уходило на погашение задолженностей. И от меня здесь зависело немногое.

Кривда Трубило

Капитан “Речицы-2014” Павел ТРУБИЛО общался со мной в расстроенных чувствах. Это и немудрено: какому игроку приятно, когда его команда приказывает долго жить?
— Жаль, что “Речицы” уже нет. И местным ребятам тяжело будет, и тренерам. Куда им деваться? Да и ничего спортивного в городе не осталось — из того, куда болельщики могли бы сходить. Обидно…
— Тебе остались должны?
— Да, как и всем остальным. Целый год платили два миллиона в месяц, хотя должны были шесть. Сейчас обращались в суд — по зарплате. Но проиграли. Оказывается, надо было подать бумаги в течение трех месяцев после того, как ее перестали платить в полном объеме. Однако тогда подобных мыслей не возникало — у нас же в принципе каждый год такая ситуация. Думали, раз обещали позже — отдадут. А в итоге, можно сказать, остались ни с чем. Минимум — те самые два миллиона в месяц — отдали. Больше никто ничего погашать не собирается, потому что команда ликвидируется.

Краткое резюме

Когда теряешь что-то важное и нужное, это больно. В начале журналистского пути сам держал тесный контакт еще с “Ведричем-97” — с главным тренером Николаем Горюновым, директором Сергеем Сташуком… Кто мог подумать в 2000-2001 годах, что команда, которая играла в высшей лиге, пробивалась в кубковый полуфинал и даже стояла в полушаге от попадания на международную арену, впадет в кому. Возможно, Речица заявит во вторую лигу юных воспитанников ДЮСШ — и всех желающих любителей. Но это будет совсем другая история, уточнения по которой (да и не только по ней) хотелось получить у Виталия Атаманчука. Однако все мыслимые и немыслимые его телефоны упорно молчали не один день. Жаль, что с ним не удалось выйти на связь.
А “Речице-2014” — светлая память.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?