Андрей Радюк. На “Европу” меня возили как чемодан

21:43, 16 февраля 2016
svg image
3703
svg image
0
image
Хави идет в печали

И не просто очутился, а играл в стартовом составе и выбился в видные бомбардиры групповой стадии ЛЧ-2015/16. А прошлым летом стал третьим застрельщиком в аналогичном раунде Евролиги. Сегодня 25-летний доигровщик — ударная сила нашей сборной, с которой он побывал на двух чемпионатах Европы.

— В составе “Строителя” ты постоянно выигрывал золото в Беларуси. Когда понял, что пора за рубеж?
— Пытался уехать давно — еще и двадцати не было. Тогда успешно выступала наша “молодежка”. Мы попадали в финальную часть чемпионата мира. Но федерация не отпускала, да и действующие контракты в Минске были. У меня, например, пятилетний. Это в Европе, если нужно, игроков выкупают или компенсацию за них платят.
А сейчас экономическая ситуация в Беларуси такая… Давно стремился уехать за границу, причем именно в Европу. Здесь нравится и качество жизни, и уровень волейбола. Может, и деньги не очень большие, но меня это не интересовало. Хотел и пожить в красивой стране, и чему-то научиться в нашем виде спорта. А учиться нам всегда есть чему.

— Сразу ты отправился в Казахстан, который не кажется оптимальным местом для роста игроков.
— 2014 год получился нервным. До августа предложений из-за рубежа не было. Если, конечно, не считать Нижневартовск, где минус сорок. Такие варианты даже не рассматривал, какие бы деньги ни давали. На улицу выйти невозможно — только на тренировку и обратно. Это не для меня. Хочется совмещать работу с нормальной жизнью. И любимым делом заниматься, и восхищаться местом, где живешь. Чтобы чувствовать себя хорошо в плане не только физическом, но и психологическом. А недостаток солнца в Сибири — это ж постоянная депрессия.
Короче, думал, уже команду и не найду. Но позвонила из федерации Алла Тетерина. Сказала, что Виктор Бекша уехал тренировать в Казахстан. А назавтра вышел на связь уже он сам. Сезон выдался яркий. Можно сказать, исторический для Джамбула, а ныне — Тараза. Одноименная команда была аутсайдером — и тут же стала чемпионом! Маленькое чудо.
Но я все равно стремился в Европу. Заключил договор с итальянским агентом. Он уговорил поехать в Швейцарию — не на большие деньги, а “засветиться”. В Казахстане тебя никто попросту не замечает. Внимание могут обратить разве что во время выступлений в сборной. Согласился, пусть и заметно потерял в зарплате. В итоге оказался в “Лугано”.

— Главным фактором в принятии решения было участие команды в Лиге чемпионов?
— Да. Бюджет у клуба небольшой. Зато есть возможность выступления в этом турнире. Здесь Италия рядом. Мы проводим спарринги с “Миланом”, “Монцей”. Ты на виду у тренеров и менеджеров. На все это игроки и “клюют”. В “Лугано” таким способом удалось собрать средний состав, который мог бы добиваться результатов. Но… Сложилось много факторов, мне просто непонятных.

— Расшифруем?
— Игроки здесь, повторюсь, не имеют огромных денег. И никогда не думал, что даже такую зарплату в Швейцарии будут задерживать. Всегда казалось, что это очень благополучная страна, одна из лучших в мире. По деньгам вроде вопросов вообще возникать не должно. К сожалению, в последние месяцы события развиваются иначе.
Очень тяжелыми в плане организации выдались первые месяцы в клубе. Он базируется в Швейцарии, а живем мы в Италии — в двадцати километрах, в городке Порлецца. Каждый день ездим через границу — по сорок минут в каждую сторону. С двумя тренировками в день — неудобно. К тому же вечернее занятие всегда крайне поздно — в восемь часов. Причем длится два или два с половиной часа. Домой приезжаем за полночь.
В “Лугано” нет доктора. Есть физиотерапевт, к которому еще нужно добраться. А я, например, без машины. Благо всюду езжу с Теодором Тодоровым — нашим болгарским блокирующим. В начале сезона были проблемы с плечом. Теодор подвозил куда надо, но мы теряли свободное время, которого и так немного.
К тому же у нас маленький зал. Вроде и участвуем в Лиге чемпионов, а своей площадки не имеем. Ее делим с командами из других видов спорта: баскетбола, хоккея на роликах. Сам зал — тесный, как хоккейная “коробка”. Низкий, темный — в защите в таком играть невозможно. Чуть выше мяч подбиваешь — ударяется в потолок.
Непривычно, что на игру едем без запаса времени. Все равно, важный ли матч, принципиальный ли соперник. Садимся в автобус — и из него прямиком на площадку. Короче, нюансов хватает. Из-за всяких неурядиц и финансовых проблем клуб уже лишился двух доигровщиков. У финна Матти Хиетанена был краткосрочный контракт. Продлевать его не стал, уехал в Турцию и благодарит господа за то, что выбрался из “Лугано”. А словенец Ян Покершник вернулся домой в Любляну.

— Зато на твоей позиции стало меньше конкуренции.
— Мы вообще с одним доигровщиком остались. Второй — неувядающий итальянец Андреа Джелазио, которому в ноябре стукнет сорок два. Как играть в Кубке ЕКВ, непонятно.

— Кстати, в составе есть и его ровесник — бразильский пасующий Марсело Эльгартен.
— Он, возможно, тоже уедет. К слову, существует еще одна большая проблема, о которой ни я, ни другие легионеры не знали, когда приезжали сюда подписывать контракт. В регламенте чемпионата условие: на площадке должны быть как минимум два местных игрока. А у нас таковых — по пальцам пересчитать. Семнадцатилетний либеро, первый темп и доигровщик ростом метр восемьдесят. Что интересно, последний в этом сезоне пасует. Но в чужом амплуа и качество передач соответствующее. Не знаю, почему тренеры сделали на него ставку. И выходит, что Марселиньо в чемпионате не играет вообще. Зато в Лиге чемпионов — постоянно. А сыгрываться перед еврокубками лучше всего на внутренней арене. Но бразилец сидит сбоку на лавке — без возможности выйти на площадку. Не понимаю, как руководство клуба могло такое допустить.
А сыгранность со связующим очень многое решает. Вспоминаю, как в “Строитель” приезжали француз Янник Базен, пуэрториканец Эдгардо Гоас. Мы на поиск связей два-три месяца тратили. А сейчас в “Лугано” еще труднее. Пасующие в разных турнирах разные. И передачи у них тоже разные.
Короче, одни мучения. Опыт в Швейцарии не такой, на который рассчитывал. Нам бы только об игре думать, а здесь такой бардак. Я просто в шоке.

— Если бы в Лиге чемпионов дома одолели бельгийский “Ленник”, у которого выигрывали 2:1, наверняка вышли бы в плей-офф.
— Очень ровно играли. Но тогда как раз травмировался Тодоров, и доигровщику Покершнику пришлось действовать в центральной зоне. Болгарина очень не хватило. В ответном же матче не получалось ничего. Одна из худших наших игр. Как раз тогда было крайне напряженное время в коллективе — из-за денег и других проблем. Настроение — нулевое. На тренировках ничего не получалось. Отсюда и результат.

— По нашим подсчетам, у клуба не меньше двадцати спонсоров.
— Их очень много. Но денежный вопрос вскрылся еще в ноябре. Затем состоялось собрание, на котором было и руководство клуба. Нас заверили, что все эти спонсоры просят дождаться конца января, а затем деньги непременно будут. Да и тренеры говорили, что такое впервые за четыре года. Стиснув зубы, все вроде согласились. А начался январь — не видно никого из директората. Хоть бы сказали, будут деньги или нет.
Вот с таким настроением и пытаемся играть. Мне до сих пор не оплатили ни авиабилеты, ни расходы на визу. Кстати, как только прибыл в Швейцарию, пришлось самому ехать в Милан — в визовый центр. А итальянского толком не знаю. Так что в первый месяц в клубе, повторюсь, натерпелся немало. Благо живем в красивейшем месте. Вокруг горы, озера Лугано и Комо. До Милана восемьдесят километров. Но в неделю всего один выходной. И тратишь его не на поездки, а на отдых. Плюс у меня еще и ребенок маленький.

— В Евролиге прошлым летом ты стал третьим бомбардиром в групповом раунде. Сильно огорчился, что не первым?
— В то время возникла проблема с ногой. Очень болела часть стопы — там, где большой палец. На носок стать было невозможно. Как напрыгаюсь — просто ужасные ощущения! Еле ходил. И никто не мог объяснить, из-за чего. В Греции, чтобы играть во втором матче, пришлось делать обезболивающий укол в стопу. И чем дальше, тем хуже.
Начались конфликты с тренером. Он, такое ощущение, ничего не хотел понимать. И заменить меня в составе было некем. Доходило до абсурда. Говорил: “У тебя ничего не болит — все в твоей голове. Тренируйся — переболит”. Так себя с этой ногой угробил, что разругался и с Сидельниковым, и с докторами, и с руководством федерации. Полностью пропустил подготовительный цикл к чемпионату Европы.

— Уже в Болгарии с наставником был очередной конфликт.
— С больной ногой сразу сказал, что играть не буду. А как, если даже тренироваться не могу? Уже и бумаги в федерацию писал. Можно было отправить на чемпионат Европы вместо меня кого-то из ребят в расширенном списке. Но с Сергеем Антоновичем был известный скандал. Сергей Окулич тоже отказался. А Стаса Лещинскаса брать не захотели: “Зачем, если он поедет пассажиром?” А сам думаю: я что, не пассажир?
В итоге свозили меня как чемодан. Хотя в это время надо было лечением заниматься, терапию проходить. И вообще, так ужасно к турниру подготовились! Переругались со всеми игроками. Проблем хватало. Меня еще и нога добивала. Сидельников же говорит: “Ты прикидываешься”. А я ходить не могу. Уже в Болгарии переселил меня к корреспонденту.

— Что было с ногой потом?
— Возникла полная неопределенность с “Лугано”. Как туда ехать, если толком прыгать не могу? А здесь еще после УЗИ сказали, что, скорее всего, сломана косточка — нужны либо операция, либо месяц отдыха. И что делать? Отказываться от клуба и лечиться? А потом? Сильно боялся за свое будущее. Хорошо агент успокоил. Уже в Швейцарии физиотерапевт стал большой палец на ноге фиксировать тейпом. Я начал тренироваться без боли. Затем сделали углубленное обследование. Подозрение на перелом не подтвердилось. Но — очень глубокие синяки. Прописали стельки — стоят четыреста евро! Зато с ними можно было обходиться без тейпа. Сейчас боль полностью не прошла. Благо на тренировке ничего не чувствую.

— Как тебе соперники в отборе к следующему чемпионату Европы? Играть нам с Голландией и Турцией.
— С турками каждый год играем — вот судьба. Будто это договоренность какая-то или подтасовки. Надоело уже… А жеребьевка непростая. Но она для всех одинаковая. Уже ничего не изменишь. Будем бороться.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?