Андрей Ковалев. Ощущение “неуда”. Сложно. Но нужно

21:48, 22 февраля 2016
svg image
931
svg image
0
image
Хави идет в печали

Выловить его для более пространного, нежели в формате послематчевого брифинга, интервью в первые постсезонные для хоккейного “Динамо” дни было непросто. Но все же осуществимо. Коуч любезно уделил около получаса, встретив у служебного входа “Минск-Арены” незадолго до воскресного шоу-матча “зубров” против команды своих фанов, где ему надлежало исполнять роль рефери. И встретив словами: “Давайте пройдем в тренерскую, так будет удобнее. В конце концов, я там пока еще хозяин…”

— Итак, сезон для “Динамо” позади. Главное ощущение?
— Злость. И неудовлетворенность.

— Гамма накрыла после окончания буллитной серии в четверг?
— Много раньше. Наверное, сразу после игры в Нижнекамске. Расклад тогда уже был понятным. И не самым для нас приятным.

— Когда для выполнения задачи не хватает очков, принято размышлять, где они были потеряны…
— Согласен, принято. И уже думал над этим. Получилось, что для выхода в плей-офф нам не хватило семи очков. Три из них точно потеряны из-за моей неопытности.

— В каком матче?
— В двух в начале декабря — против “Сибири” и “Кузни”. В первом случае надо было взять тайм-аут. Но рассудил, что после взятого недавно соперником не следует давать ему лишнюю паузу, чтобы перевести дух. А зря. Во втором нужно было по ходу игры усадить пару ребят. А я этого вовремя не сделал. Хотя следующий матч показал: тоже зря. Без отстраненных команда сработала лучше.

— С этими тремя недобранными баллами разобрались. Что с остальными?
— Здесь не буду оригинален: громадное количество травм не могло не подставить подножку. И четыре очка — это еще самая минимальная жертва. Когда ведущий защитник пропускает 20 матчей на самом важном отрезке сезона….

— Вообще, кажется, травма Бэйлена показала, что незаменимые все же есть.
— Что-то вроде того. Так ладно бы дело было только в Нике: лучший нападающий прошлого года вообще пропустил около полусотни игр. Веске, Щехура — в районе двадцати. И это все форварды ударных звеньев. Горошко из второй пары защитников пропустил сорок, Кулаков практически весь сезон лечился… Невеселая арифметика.

— Когда тренерская “чуйка” шепнула: “мы — в пролете”?
— Вот тогда же, в Нижнекамске. Как реалист понимал, что дальше — голая математика. Да и она предусматривала для начала “чистую” победу над “Йокеритом”. А одним большинством этого вряд ли добьешься. Ясно, что все эти мысли не выносились в команду, были при мне. Ребята в любом случае не должны были доплывать сезон “по течению”.

— Но во вторничной игре со “Спартаком”, показалось, так и “плыли”.
— Ой, не вспоминайте. Определенно один из худших матчей команды под моим руководством. Если не худший, несмотря на то что уступали и крупнее. Что случилось? Об этом мы уже на пресс-конференции рассуждали с коллегой из “Спартака”. У Титова тоже было немало таких поединков в сезоне. Когда в игре с топами команда выкладывается на сто двадцать процентов и часто добивается успеха. Бились с “Йокеритом”, обыгрывали СКА. А чуть соперник сопоставим по силам — как будто ступор. Вот во вторник он напал на нас. У москвичей та же история: могли обставить “Магнитку” или “Ак Барс” и сразу слить “Кузне”. Нестабильность, недонастрой…

— Будь сейчас на вашем месте Грабовский, на вопрос, что дал ему неудачный сезон, он наверняка ответил бы “хороший experience”. Есть что добавить?
— Практически мало. Главное приобретение за 41 матч во главе команды — действительно опыт. Первые десять — заодно на фоне острых эмоций. Потом уже немного успокоился, свыкся с ролью. Как у стайера на дистанции: сначала волнуешься, на эмоциях рвешь со старта. Потом — спад: психологический, физический. После вроде дела опять налаживаются, а…

— …уже поздно?
— Ну как поздно?.. Стопроцентной объективности в мире, наверное, не существует. Но хоть какая-то же должна присутствовать. Статистическую раскладку наших кадровых проблем мы уже приводили. Вот здесь, наверное, и главная причина любого “поздно”.

— Давайте проведем анализ того, как отработала команда по линиям. Начнем с вратарей.
— Ой, вот от этого, прошу, избавьте. А рассуждать о защитниках и форвардах без вратарей, наверное, тоже неправильно. Одно могу сказать: после поломки Бэйлена и перед закрытием трансферного периода нам однозначно стоило усилиться. Так сделали практически все команды, позже пробившиеся в плей-офф. Но у нас возможностей уже не было. Почему — вопрос не ко мне.

— Дай вам возможность прожить этот 41 матч заново, многое бы изменили?
— Одно — так точно. Не просто вспомнил бы слова своего учителя, а следовал бы им строже. А он учил, что нужно работать пожестче, не строить из себя европейца. Жесткость очень часто помогает преодолеть любые объективные проблемы, вроде уже не раз упомянутых кадровых. До сих пор не считаю, что это правильно, но жизнь учит, что иначе — никак. И это тоже опыт, который вынесу из этого сезона.

— Болельщики продолжают рассуждать, изменилось ли что-то с утверждением Ковалева в должности без приставки и. о. Мол, случилось это в конце декабря, а статистически фатальное проседание команды — скоро в январе. Ваше мнение?
— Кое-что, понятно, изменилось — ответственности стало больше. Но чтобы формальность как-то повлияла на игру команды — не думаю. Разве что критики, по ощущениям, стало больше — и справедливой, и не очень.

— При пока неясных перспективах главный тренер сейчас — вы. Какие, на ваш взгляд, нужно предпринять в ближайшее время первоочередные шаги, чтобы следующий сезон был удачнее предыдущего?
— Первоочередной шаг — про- анализировать завершившийся. По целому ряду параметров и по каждому игроку в отдельности. А для этого нужно точно не три дня, а много больше. И знать, какие ресурсы будут в распоряжении главного тренера, кто бы им ни был.

— Спрошу иначе: положим, бюджет достаточный. Сколько процентов нынешнего состава нужно оставить, со сколькими распрощаться? Пусть и примерно.
— Тоже предпочел бы сейчас уклониться от ответа — анализ же еще не проведен. Но даже очень поверхностный способен скорее задать новые вопросы, а не ответить на имеющиеся. Например, бытует мнение, что команде нужно омолодиться. Вроде бы логично. Однако не стоит забывать, что основной статистический груз тянули как раз более опытные. И вот найди здесь золотую середину. Но найти надо.

— Сборная здорово влияла на работу команды?
— Без этого никак. Уже отмечал, кстати, что та же история и у рижан, и у “Барыса”, и у “Слована”. Из всего квартета в плей-офф пробился только последний. Хотя прошлогодний сезон братиславцы как раз завалили. Так что влияние, безусловно, есть. Но его просто нужно учитывать в работе. В конечном счете клубы работают ради сборных.

— Можете представить, с какими чувствами будете вспоминать нынешний сезон года через два-три?
— А вот посмотрим уже через год. Тогда будет с чем сравнивать. Хотя… Заметил, что здесь нет прямой зависимости. В сезоне-2014/15, как многие помнят, мы набрали сотню очков — чуть не вдвое больше, чем годом ранее. А критики наслушались — дай боже. И от “Прессбола”, и от других.

— Я сейчас не столько о статистике, сколько о личных тренерских ощущениях.
— В любом случае неизменным останется опыт, который, вне всяких сомнений, приобрел. А уж что я буду думать об этом по прошествии лет — это попытка заглянуть даже не в завтра, а в послезавтра. Оно-то неплохо бы, но очень сложно. Давайте доживем…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?