Николай Кузнецов. Азбучно об азбуке

21:53, 25 февраля 2016
svg image
1027
svg image
0
image
Хави идет в печали

В свое время, кроме прочих сфер деятельности, Николай КУЗНЕЦОВ стоял у истоков омской, а позже минской высших школ тренеров, а с лета 2015-го является штатным консультантом ФХРБ по вопросам развития детско-юношеского хоккея. Тема — “говорить не переговорить”. Особенно с одним из тех, кто, помимо нашего многолетнего “говорить”, уверен, в силах что-то сделать.

— Насколько знаю, вы еще недавно возглавляли федерацию хоккея Омской области.
— Формально все еще продолжаю, учредительные документы оформлены на мое имя. Но фактически с июля прошлого года основную работу там выполняют мои единомышленники.

— Решили покинуть омский хоккейный оазис ради работы у нас?
— Ну да: “оазис”, “хоккейная столица”… Клише относительно хоккейного Омска немало. Хотя гордиться и в самом деле есть чем. Скажем, у нас единственная в России настоящая студенческая лига, где играют действительно студенты, а не хоккеисты со студенческими билетами. “Авангард” — понятно. В общем, вершина сияющая. Но были и узкие места. Например, до недавнего времени школа в городе была одна — при клубе. Даже не было городского юношеского первенства. И это при бешеной популярности хоккея в регионе. Как ни подступались к проблеме — все время натыкались на препоны. Только в последние несколько лет удалось сдвинуть дело с мертвой точки.

— Сколькими годами исчисляется ваш тренерский стаж?
— Пошел третий десяток. Много работал с детьми и на разных уровнях — от “Золотой шайбы” до первенства СССР. После окончания ВШТ какое-то время трудился в школе “Спартака”. И только потом уже с командами мастеров: Электросталь, Омск и так далее. Двенадцать лет был вице-президентом “Авангарда” на этапе становления новой команды.

— В смысле — новой?
— В начале 2000-х решили создавать именно клуб-бренд, как это принято в современном мире. Новые позиционирование, миссия в регионе. Революция в сознании болельщиков. И, по-моему, преуспели. За образец построения взяли НХЛовский “Квебек Нордикс”. Клуб никогда не числился в топах, но пользовался неизменной популярностью. В этом смысле поразил футбольный пример английского Хадерсфилда. Не поверил бы, что на матч четвертого дивизиона может прийти 40 тысяч человек, пока не увидел своими глазами, что при грамотном подходе возможно все.

— Насколько обширен ваш тренерский пантеон в части известных воспитанников?
— Вопрос, который часто задают тренерам. Обычно они в ответ начинают перечислять фамилии чемпионов и обладателей. Но у меня иной критерий. Больше горжусь ребятами, которые состоялись и в хоккее, и в жизни. На мой взгляд, это важнее. Гордясь взращенным чемпионом, ты фактически гордишься лишь каким-то отрезком его карьеры. И часто — очень коротким. Совсем другое, когда твой питомец и после окончания карьеры остается видной личностью. Дима Бернатавичюс, Игорь Жилинский, Юра Панов, Дима Пархоменко, Ерлан Сагымбаев, Андрей Тарасенко… Список, как понимаете, неполный. Все состоялись и как хоккеисты, и позже как тренеры или менеджеры: только в КХЛ “моих” шестеро. Всегда говорю слушателям на наших семинарах и занятиях в ВШТ, что тренерская задача шире, чем просто подготовить игрока, пусть даже и для сборной. Тем более мы не агенты, главная цель которых нередко — срубить процент с контракта и забыть о человеке.

— Не могу не спросить у тогдашнего вице-президента “Авангарда”, помнит ли он, что произошло в январе 2007-го.
— Хм, признаться, застали врасплох. И что же?

— Минская “Юность” завоевала Континентальный кубок, обставив в Венгрии в финале в том числе и омских “ястребов”.
— А, вот вы о чем… Сейчас, конечно, припоминаю. Впору было порадоваться за минчан, но не скажу, что для нас это стало какой-то катастрофой. Говорю же: какие-то турнирные достижения как таковые — не самоцель. Создание устойчивой клубной системы, неизменно пользующейся любовью болельщиков, важнее. Я вообще стараюсь судить о развитии хоккея в каком-то регионе или стране больше по молодежным, а не по взрослым успехам.

— Любопытно, почему?
— В молодежном хоккее почти исключен фактор случайности. Результат на “мире” не зависит от того, вылетел ли “Вашингтон” Овечкина из плей-офф Кубка Стэнли или не травмировался ли Малкин в “Питтсбурге”. Если американцы выигрывают несколько молодежных мировых чемпионатов кряду, это не может быть случайностью. Значит, они все делают правильно. Вот и мы в “Авангарде” ставили прежде всего не на имена, а на самоотдачу.

— Забавно слышать это от представителя клуба, дважды зазывавшего в свои ряды Ягра.
— А до него — Власака, Патеру, Прохазку… Но зазывались не звезды как таковые, а прежде всего люди, способные помочь раскрутить клубный бренд. Знаковые имена. С чехами вообще приятно работать: у этих парней никогда нет проблем с самоотдачей, какой бы звездой каждый из них ни был.

— Извините, но с омско-чешской вновь подтолкну в белорусскую канву: так что же все-таки побудило откликнуться на белорусское приглашение?
— Новый вызов. У меня довольно много проектов. И когда видишь, что есть площадка, где их можно реализовать, — почему бы и не взяться. Причем в любимом направлении. Я же все-таки больше не чиновник или менеджер, а тренер и преподаватель. С минской ВШТ сотрудничаю не первый год. Прежде — наездами на сессии четырежды в год. Когда же появилась возможность работать с федерацией на постоянной основе, решил, что это может быть интересно. Тем более что в Минск влюбился уже давно. Очень чистый и уютный город.

— После вашего выступления на недавнем заседании коллегии многие, знаю, стали вас подначивать. Мол, Кузнецов-то преподает в нашей ВШТ уже не первый год. Что ж у него воспитанники не владеют английским и интернетом?
— Кстати, не я был инициатором опубликования этих диаграмм. Но со своей стороны, поверьте, что можем — делаем. “Инглиш”, конечно, не преподаем отдельно. Однако я подготовил для слушателей краткий — слов на 200 — словарь основных терминов. Чтобы хоть на уровне азов понимали, что “занятие” в хоккее — это не “exercise”, а “practice”, “goal” — это не “гол”, а “ворота”, и так далее. Изучение этого минимума уже должно облегчить усвоение методического видео, которое в рамках нашего занятия постоянно присутствует.
То же и с интернетом: всегда обращаю внимание, что необязательно лазить по всей помойке в поисках бриллианта — нужно знать, где искать. Вот на один из семинаров приезжал Джереми Уэйс. Великолепный специалист, можно сказать, человек-система, объединивший в своих методиках самые передовые веяния и европейского, и североамериканского хоккея. Каждую неделю в его рассылке — новое видео. С примерно таким сопровождением: “Недавно был в Калгари. Посмотрите на розыгрыш большинства. Это что-то свежее”. С комментариями и пояснениями. Очень полезно и наглядно, живые примеры перед глазами.
Вот как у нас обычно игрок ставит заслон вратарю в большинстве? Старается жаться спиной ближе к площади ворот, верно? А куда эффективнее сделать шаг-другой вперед, чтобы иметь возможность развернуться и добить. Или вы знаете, что по статистике в финал Кубка Стэнли пробивается не та команда, которая эффективнее работает на вбрасываниях или чаще бросает, а та, которая блокирует больше бросков соперников. И таких полезных нюансов огромное количество. За ними постоянно нужно следить, каким бы классным игроком ты ни был в прошлом и успешным тренером — в недавнем прошлом. Классическая чукотская “тенденция, однако”. Не уследишь за очередной — быстро отстанешь.

— С белорусским тренерским пулом на постоянной основе вы работаете уже без малого год. Достаточно времени для анализа “насколько все плохо”?
— Не так плохо, можно работать. Особенно если есть честолюбие и желание учиться. С удовольствием смотрю за своими подопечными из “Динамо-Раубичей” — Есауловым и Катаевым. В июле мы все втроем были другими людьми. Сейчас учимся. Не только они у меня, но и я у них, почему нет? И команда добавляет. Семнадцатилетки закончили “гладкий” чемпионат в высшей лиге на третьем месте. Разве не здорово?

— А восемнадцатилетки глубоко и прочно на дне МХЛ с дискредитирующей статистикой. Возглавляющий их Сергей Белов, что же, не учится?..
— Отчего же, у них с Орленко тоже очень интересный тренерский тандем. Возможно, в каких-то хоккейных моментах нас сложно назвать единомышленниками, но это нормально. Тренер имеет право к чему-то прислушиваться, а к чему-то нет. При всех заслугах Анатолия Тарасова его методика работы в современном хоккее процентов на восемьдесят не будет работать.
Что до места “Динамо” в МХЛ, то не стал бы делать из него трагедии. Нужно понимать, что под динамовским брендом там фактически играет сборная U-18 с жестким возрастным потолком. А в МХЛ он на несколько лет выше. В таком возрасте это все еще существенная разница. Может, даже погорячились, заявив сборную U-18 в “чистом” виде. Стоило состав хотя бы на треть разбавить более возрастными вроде Гончарова или Карабаня. Уже для того, чтобы те, кто помоложе, за ними тянулись. А так было бы странно, если бы белорусские юноши “выносили”, как правило, более возрастных россиян.

— Но хоть где-то же цепляться надо. Скоро юношеский “мир” в дивизионе 1, да еще и домашний. А сборная подходит к нему с психологией лузеров.
— Поэтому недавно и пригласили в команду психолога. Провели тестирование, постарались правильно настроить ребят, убедить, что они отнюдь не слабаки и неудачники. Заодно определили, на кого можно рассчитывать как на лидеров, кто “фифти-фифти”, а кто, вероятнее всего, не готов к серьезным задачам. Я был с этой сборной на турнире в Дании, а совсем недавно в февральской международной паузе она играла на “Чижовке”. И в борьбе с ровесниками из других стран ни о какой ущербной психологии речи не было. С норвежцами — нашими прямыми конкурентами на апрельском “мире” — вообще здорово сыграли.

— Как оцениваете итоги выступления “молодежки” в Хельсинки? Могло все закончиться по-другому?
— Что бы сейчас ни говорили, считаю, процентов 80 из ребят выжали. Единственное, возможно, со ставкой на лидеров угадали не вполне: турнир показал, что больше раскрылись другие. Но команда действительно отработала для своего уровня добротно. Проколы были в отдельных эпизодах, ставших фатальными. Скажем, в важнейшей игре со словаками все решило фактически единственное вбрасывание. Один его проиграл, другой по какой-то причине не пошел блокировать соперника… По какой — наверное, и сам до сих пор не знает. Ну а матчи на выбывание — классическое невезение. Угораздило же свалиться в “релегейшн” швейцарцев. Учитывая, как у них сейчас поставлено дело в юношеском хоккее, их вылет из элиты противоречил бы всякой логике.

— Скажу крамолу, может, нам пока и не рыпаться? Не делать из места в элите U-18 и U-20 фетиша, а, на пару лет отступив, спокойно наладить процесс и уже тогда “в калашный ряд”?
— В чем-то соглашусь: стабильное место в элите должно быть результатом системной работы. А она возможна только при наличии основы — квалифицированных детских тренеров. Ни смена формулы национального чемпионата, ни еще одна или две команды в КХЛ, ни самый распрекрасный тренер не решат проблему фундаментально. Только работа — с низов, кропотливая и часто неблагодарная.

— И, не устаю педалировать тему, до сих пор в Беларуси не слишком оплачиваемая. А одного энтузиазма надолго не хватит…
— Да, это вопрос для решения на высшем государственном уровне. Как было в 90-е в Чехии. Тогда потолок зарплаты даже лучшего игрока в экстралиге был две тысячи долларов. Соответственно детские тренеры зарабатывали меньше, и намного. Поняв, что так продолжаться не может, власти решили перераспределить средства, уделив больше внимания наставникам.
В Казахстане, кстати, сейчас пошли по этому же пути. Скоро в Астане откроется хоккейная академия. Из 25 детско-юношеских тренеров 21 — приезжий. С очень приличным окладом и квартирой, арендуемой за счет спонсоров. Тренер не должен думать ни о чем, кроме творческой работы. Желательно — с хорошим материалом.

— Это каким же?
— Давно подмечено, что суперзвезды в любом виде — будь то хоккей, баскетбол и так далее — обычно выходят из “низов”. Для них это шанс выбиться наверх, и они за него цепляются. Куда менее охотно это делают те, у кого с детства есть все: лучшая форма, коньки и папина машина для поездки на тренировку. А форма стоит денег, и немалых. И уже не один мальчишка, который должен был заявить о себе в хоккее, не смог переступить этот барьер. Социальный вопрос, который государство должно взять на себя.

— На какой срок рассчитан ваш контракт с ФХРБ, и какую сверхзадачу перед собой ставите?
— Контракт трехлетний, а цель очевидна: увидеть, что уровень детских тренеров в вашей стране действительно подрос. С удовольствием отмечаю улучшение даже в первый год — люди тянутся к знаниям. У нас в ВШТ полтора десятка слушателей. Это даже больше, чем в Питере и Омске, где обычно — 10-12.

— Что может помешать достижению успеха?
— Только неблагоприятная атмосфера для работы. Пока же она самая благоприятная. И это еще одна причина, по которой согласился на постоянное сотрудничество с белорусской федерацией хоккея. Видно, что Игорь Рачковский искренне хочет придать делу устойчивый импульс.
Еще один — в Беларуси просто интересно работать. Да, труднее, чем в России: там в силу объективных причин успех сборных всех возрастов может обеспечить обычное правило больших чисел. Школ — больше сотни, в каждом выпуске все равно найдется несколько потенциальных Черепановых или Малкиных. Беларусь здесь больше сопоставима с Чехией или Финляндией. Материала меньше, значит, работать с ним нужно в десять раз усерднее.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?