Ситуация. “Бобруйск-memorial”. На кого останется хоккейный Бобруйск?

22:10, 2 марта 2016
svg image
1644
svg image
0
image
Хави идет в печали

Точно: даже последний кое-как теплившийся “дальняк”, 561-й “череспаромный” Симферополь — Москва, то ли на грани отмены, то ли уже за ней без внятных перспектив к возрождению даже в курортный сезон. За “керченский мост” промолчим — реальность милее виртуальности. А в реальности сейчас на “воротах Крыма”, которые еще относительно недавно помню кишащим муравейником, уже не первый год — хоть собак гоняй. Собственно, “собаки” (в фанатском просторечии — пригородные электрички-дизели) — давно практически монопольные обитатели “Симферополь-пасс.”.

Просчетный лист

К чему это я? Так аналогия практически прямая: бродившие уже с пару месяцев слухи о возможности переезда бобруйского “Динамо” (U-20) в столицу с недавних пор де-факто перестали быть слухами и обрели конкретные черты. На сегодня профессиональной хоккейной команды на берегах Березины более нет: двадцатилетки Александра Белявского отправлены с билетом в один конец. Есть подтвержденная ниже информация, что какая-то взрослая (по крайней мере — молодежная) дружина все-таки будет. Но это пока только туманный “протокол о намерениях” даже де-факто. На выходе — кислая перспектива, что Беларусь получит свой монумент — величественный хоккейный памятник вместимостью семь с небольшим гаком тысяч зрительских мест. Что здесь скажешь: по-богатому…
Слава богу, хоть здесь никакой политики — чистая экономика и банальный стратегический просчет. “Бобруйск-Арена” определенно является им как таковая. Причем давно — практически с момента введения в строй в 2008-м. Появление ледового объекта в городе с более чем двухсоттысячным населением в эпоху белорусского “дворцового переворота” (читай: бурного строительства арен) в 2000-е выглядело логичным. По содержанию. Но форму выбрали гипертрофированную: вместо комплекса вместимостью поскромнее (и лучше — с двумя площадками) — монументальный “одноледный” семитысячник. Архитектурно смахивающий на “летающую тарелку” и с легкой руки тогдашнего главреда “ПБ” Владимира Бережкова на крестинах получивший прозвище НЛО (новый ледовый объект).
Ясно, что в окрестностях бобруйской крепости его “приземляли” не совсем “от балды”. Арена была составной частью заявки Беларуси на проведение чемпионата мира в элите. До мая-2009, когда Минск наконец добился такой чести в Берне, мы несколько раз уступали кому-то в кандидатских гонках. Впервые — еще в 2005-м в Вене “выигравшей” тогда ЧМ-2010 Германии. Годом позже — Словакии, потом — сверхмощной двухлетней связке Финляндия — Швеция… На каком-то этапе стратегию было решено изменить — в заявке сделать ставку на две современные арены в столице: вслед за уже возводимой “Минск-Ареной” вскоре стала подниматься “Чижовка”.
Экономически затратная смена приоритетов стратегически казалась верной и в итоге стала выигрышной. В белорусских “кандидатских диссертациях” Бобруйск в качестве второго города для проведения “мира” выглядел заведомо проигрышно — эдаким грузом, тянущем на дно всю кампанию. Стадион-то, будь он хоть суперсовременным 20-тысячным красавцем, — это даже не полдела. Международного аэропорта в радиусе сотни километров нет, гостиничная инфраструктура города по международным меркам… Хм… Тактично умолчим. И это — еще без сонма более мелких, но в сумме существенных нюансов. В общем, сбросив бобруйский “балласт”, Беларусь, как известно, в итоге одержала верх в борьбе за право проведения взрослого элитного “мира”-2014. И даже есть все основания надеяться — не в последний раз. Но семитысячник-то в крупнейшем не областном центре страны уже был, и с ним нужно было что-то делать.
Что-то и делалось: идее создания на базе бобруйского клуба кокона молодежной сборной столько же, сколько семитысячнику. Многие помнят симпатично-зубастую команду под началом Василия Спиридонова. И многие же (автор — в их числе) уверены, что, не выдерни тогда российского специалиста в Минск по ходу сезона спасать тонущее в дебютном КХЛовском сезоне “Динамо”, — быть нашей “молодежке” вновь в элите намного раньше, чем она в итоге смогла.
С уходом тренера проект “базовой” развалился, какое-то время клуб без особых успехов барахтался в экстралиге в вольном плавании, чтобы в итоге вновь обрести статус надежды и опоры молодежной сборной. Уже в МХЛ и под динамовским брендом. Ну а нынешний сезон свеж в памяти у многих: готовящихся к долгожданному старту двадцатилеток в элите вновь вернули из международной молодежной в национальную взрослую лигу. Без особых успехов и в ней (впрочем, здесь их никто, считай, и не требовал), и на международной арене (а вот это уже обидно). В итоге ФХРБ и “Динамо” пришли к выводу, что, можно сказать, никакого смысла в бобруйской прописке “молодежки” нет. Льда в столице нынче хватает с гаком, процесс подготовки лучше держать под постоянным контролем, а не мотаться для этого за полтораста километров.
Для полноты картины еще один штрих: в разные периоды своей без малого восьмилетней истории “Бобруйск-Арена” заодно пребывала в статусе запасного аэродрома для “Динамо” в КХЛ вплоть до проведения даже нескольких игр плей-офф Кубка Гагарина. И арены проведения молодежных и юношеских “миров” в дивизионе 1. Нынче и это в истории: появление чижовского девятитысячника обнулило смысл использования “Б-А” как запасного варианта. Тем более что и коммуникация в системе “Минск- Арена” — “Динамо” за последние годы, видимо, наладилась. Единственная возникшая было для “зубров” необходимость провести домашний матч КХЛовской “регулярки” вне стен столичного 15-тысячника так и не материализовалась — обошлись, пусть и из-за стечения обстоятельств. Да и если бы не обошлись, с “Сибирью” все равно играли бы на юго-востоке Минска, а не на юго-западе Могилевской области. И наконец, апогей: через месяц с небольшим Беларусь примет юношеский (U-18) чемпионат мира в дивизионе 1. Опять же берега Березины для этого уже не нужны и неудобны. Зачем, если есть все та же “Чижовка”…
Грандиозный белорусский хоккейный памятник можно было бы объявлять открытым, если бы не выловленное во всемирной паутине интервью бобруйского мэра Андрея Коваленко могилевским телевизионщикам. В нем городской голова пока туманно заверил, что в Бобруйске все-таки “какая-то команда будет”. За хотя бы немногим большей конкретикой я обратился к директору “Бобруйск-Арены”, который заодно возглавляет местную хоккейную ДЮСШ.

Александр Жаворонок: из Бобруйска — с надеждой

— Александр Львович, каково настроение в свете перспективы исчезновения взрослой команды в Бобруйске?
— Настроение, как обычно, рабочее. Хотим мы этого или нет, но нужно учитывать объективные реалии, стараться подстроиться под них. И если не извлечь максимальную пользу, то, по крайней мере, обойтись минимальными издержками. И работать дальше.

— Как давно вариант “Бобруйск без взрослого хоккея” стал обретать черты реальности?
— Еще до Нового года. Вначале в СМИ прошла информация о возможном переезде команды в Минск. А вскоре на сей счет состоялся и предметный разговор с исполняющим обязанности гендиректора “Динамо” Павлом Бурбой. Он отметил, что в перспективе динамовское подразделение в Бобруйске не просматривается. Полагаю, главную роль здесь сыграл экономический фактор.

— Ваша реакция, как руководителя арены?
— Сложно ответить однозначно. С чисто хоккейной точки зрения, естественно, ничего радостного нет: сколько существует арена, здесь был профессиональный хоккей, развитие шло по нарастающей. Не считая разве что последнего сезона в экстралиге. Но, если смотреть объемнее, то сейчас как никогда очевидна истина: нужно жить по средствам.

— А до сих пор было не так?
— Увы. Постоянные долги, запутанные финансовые взаимоотношения. Хоккей — это же не только то, что на льду, но и то, что за бортиком.

— Улавливаю, что “Динамо” и сейчас должно арене?
— Да, однако эти долги не лежат мертвым грузом. Полагаю, к концу весны все вопросы будут решены. Команды “Динамо” (U-20) в городе уже нет, остался только административный персонал.

— Долги — это, конечно, плохо, но в конце концов деньги поступят, как поступали прежде. А вот далее поступлений не будет, по крайней мере по динамовской линии. Насколько это критично для арены?
— Понятно, как государственное предприятие, мы должны были часть получаемых от деятельности средств возвращать в бюджет. Уже хотя бы потому, что он берет на себя заботы о сопутствующих деятельности арены расходах — коммунальных платежах и так далее. Но все же я не спешил бы заявлять, что хоккея в Бобруйске более не будет в принципе.

— Слышал намеки на “что-то будет” из уст вашего мэра.
— Да. Кроме того, есть соответствующее поручение губернатора.

— А “что-то” — это что?
— Почти наверняка в следующем сезоне бобруйская команда будет заявлена в высшую лигу.

— Но это лишь второй по рангу дивизион, где в основном выступают “фармы” клубов экстралиги. В Бобруйске появится первая не аффилированная ни с кем команда?
— Необязательно. Один из логичных вариантов — это будет дочерняя дружина “Могилева”, который, как известно, сейчас ее не имеет. По-моему, удачный выход: в могилевском ОЦОРе есть старшие возраста, которые могли бы выступать у нас.

— В Бобруйске, выходит, пресловутая хоккейная “пирамида” выстроена на две трети: под вашим началом и арена, и школа. Как чувствует себя последняя?
— В моих правилах не поддаваться эйфории, но и не впадать в панику. Школа работает, развивается. Думаю, многим коллегам сложнее, чем нам. Стараемся соответствовать проводимой сейчас ФХРБ новой стратегии развития детско-юношеского хоккея. Она, кстати, очень импонирует: недавно на базе “Бобруйск-Арены” прошел тренерский семинар Николая Кузнецова — очень познавательно и полезно. Но старший возраст в нашей ДЮСШ — 2001 год рождения. Так что создать на этой базе команду высшей лиги сегодня нельзя в силу объективных возрастных причин. Через год-другой — иное дело, можно подпускать бобруйчан все смелее. Пока же “могилевский” вариант выглядит наиболее логичным.

— Давайте начистоту: вам не кажется, что “Бобруйск-Арена” почти сразу с возведением стала эдаким чемоданом без ручки — стратегическим просчетом?
— Понимаю, о чем вы, и в принципе с этим можно согласиться. Но от простой констатации просчетов прошлого настоящее не изменится, верно? Есть реалии, и нужно как-то жить с учетом их. Мы и пытаемся. Вы вот упомянули построенную у нас на две трети “пирамиду”. А ведь с появлением своей команды, пусть и во втором по рангу дивизионе, эта “стройка” примет завершенный вид. Да, пусть в “вышке”, но основную задачу — подготовку резерва — мы будем выполнять. Воспитанники нашей школы будут видеть конкретный ориентир для первого шага во взрослый хоккей.
Кроме того, пытаемся загрузить арену другими мероприятиями, как-то зарабатывать. На апрель запланировано ледовое шоу. На май — дискотека в популярном нынче ретро-формате с приглашением нескольких звезд 80 — 90-х годов. Все же остаюсь оптимистом и считаю, что “памятником” в полном смысле “Бобруйск-Арена” не станет.
Далее выводы каждый делает для себя сам. Что мы построили, к чему пришли, на что надеяться и насколько адекватно далее форма бобруйского семитысячника будет соответствовать содержанию. Стремление “жить по средствам”, безусловно, импонирует. Равно как и нежелание идти на дно под грузом проблем, а как-то барахтаться, несмотря на не лучшую конъюнктуру — наследие разудалого прошлого. Глядишь, и выплывем. Но все же на будущее — надо бы осторожнее. Чтобы потом опять не сожалеть о невозможности исправить прошлое.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?