Тема на двоих. Достаточно одной таблетки?!

21:50, 9 марта 2016
svg image
620
svg image
0
image
Хави идет в печали

И все эти экзистенциальные беды — грубо говоря, из-за одной таблетки. Из-за какого-то милдроната, который был изобретен в 1975 году, сорок лет считался легальным, как цитрамон, но с 1 января попал под строжайший запрет ВАДА — и посыпались головы, как груши.
В случае с Шараповой все происходило примерно так. Милдронат она принимала в течение десяти лет по предписанию семейного врача. Препарат восполнял в организме спортсменки недостаток магния, помогал работе сердца, а также минимизировал риск наследственного заболевания сахарным диабетом. Сколько пилюль она проглотила за все годы, пока из юной россиянки белорусского происхождения превращалась в планетарную мегазвезду? Допустим, 120 (из произвольного расчета одну в месяц) — и в паузах между законным милдронатопотреблением выиграла много-много турниров “Большого” и не очень большого шлема, да и вообще невероятно раскрасила мировой теннис и спортивно, и, конечно, эстетически.
А потом, по незнанию, Мария съела 121-ю таблетку — и мир для нее перевернулся. Из великой чемпионки она вот-вот станет отверженной. А все оттого, что антидопингисты, почесав в затылке, вдруг решили запретить цитрамон.
Вопрос: почему Шарапова так опростоволосилась, что даже не прочитала “емейл” из ВАДА, к которому прилагался обновленный список табуированных препаратов? Ответ: именно потому и не прочитала, что за годы приема милдроната тот стал для нее нормой рациона. Никогда борцы с допингом не обращали внимания на это лекарство, которое можно спокойно купить в любой хоть даже минской аптеке. Для Шараповой оно было чем-то совсем уж безобидным сродни активированного угля или аскорбиновой кислоты — в общем, тем, ради чего не стоит следить за новинками от ВАДА. (Это невнимание к антидопинговым рассылкам, кстати, косвенно показывает, что Мария была спокойна за свой организм и сознательно не вступала в близкие отношения с запрещенными медикаментами).
Конечно, по всем формальным признакам это ошибка. Ошибка грубая, детская, идиотская. И самой россиянки, и особенно ее команды, где уж точно есть люди, прямо ответственные за фармакологию. Но по всем неформальным признакам эта история высвечивает нечто другое. Что-то не так в мировой антидопинговой индустрии, если из-за одной таблетки может уйти из спорта та, кто этот спорт много лет олицетворяет и возносит на надмирную высоту.
Ключевая функция всемирной борьбы с допингом ведь именно в этом — делать спорт чище, справедливее и в конечном счете лучше. Вы уверены, что милдронат Шараповой послужит этому делу?
Именно ничтожность преступления и суровость вероятного наказания вызывает в этой истории оторопь. Трудно отделаться от ощущения, что спортивный мир уже потирает руки и внутренне готов к длительной дисквалификации россиянки — вплоть до максимальной четырехлетней. Трудно без отвращения наблюдать, как грандиозные транснациональные бренды, не дожидаясь развязки, уже наперебой дезавуируют рекламные контракты с Марией, почти явочным порядком внося былого идола в черный список. Трудно избавиться от впечатления, что на почве борьбы за чистоту спорта допинг-контроль двинулся не в ту степь — и, постоянно расширяя список запрещенного, входит в какой-то охотничий азарт и вскоре наложит вето на зубной порошок. И даже трудно избыть подозрение, что в то время как Шарапова вся в черном каялась на калифорнийской пресс-конференции, люди из ВАДА поздравляли друг друга с очередной успешной операцией. Как говорили джентльмены удачи, чем больше сдадим, тем лучше.
Да, война со стероидами — благое дело, в котором одержано много действительно важных побед над действительно злодеями от спорта. Да, лес рубят — щепки летят. Но важно помнить, что иные щепки бесценны, а наряду с лесом иные “дровосеки” рубят заодно и бюджеты на новые охотничьи экспедиции.
Впрочем, пока еще ничего не полетело. Завершена лишь констатирующая часть скандала. Шарапова съела то, что нельзя есть. Впереди разбирательство и санкции. Очень хочется надеяться, что они будут минимальны — счетом в месяцы, что позволит Маше сыграть в Рио. Большой человек по любой шкале заслуживает снисхождения, если не разглядел высокого порога и споткнулся впервые в жизни. Никто не требует особого подхода к великим, но подход непременно должен быть с учетом всех обстоятельств и главное — с человеческим лицом.
Если 23 марта в Лондоне “суд” ITF это лицо покажет, ничто не помешает нам поговорить о торжестве высшей справедливости. Если этого не случится и спорт потеряет одну из своих икон, можно будет констатировать сокрушительную победу допинг- контролеров над здравым смыслом. А заодно перефразировать знаменитое довлатовское. После допингистов я больше всего ненавижу антидопингистов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?