Артем Радьков. Чем занимаюсь? Тунеядствую! “Крумкачы” напоминают Нальчик

21:25, 28 марта 2016
svg image
3185
svg image
0
image
Хави идет в печали

Мобилен, интегрирован в текущую жизнь и готов к интервью. На мой первый вопрос отзывается традиционным для сегодняшнего белоруса образом…

— Чем занимаюсь последнее время? Да тунеядствую! Безработный я.

— Была информация, что стал агентом.
— Если заниматься этим серьезно, то надо добывать лицензию. А я, если честно, об этом пока не думаю. Мы дружим с Валериюсом Мижигурскисом, поэтому я не против, что моя фамилия находится на сайте его агентства. Если игроки хотят куда-то уехать, могу помочь.

— Как это происходит? Звонят ребята и говорят: “Артем, помоги трудоустроиться в Турции”?
— Агент же не может вместо футболиста играть. А многие, особенно молодые, думают, что как только они заимеют агента, то он отвезет их в “Баварию”. Или на крайний случай в московский “Спартак”. И они заживут припеваючи. Агент может помочь только состоявшемуся игроку. Молодому может быть полезен только советом. Хотя они хотят, равно как и их родители, всего и сразу.

— Самому интересно этим заниматься?
— Да, тем более деньги пока меня не интересуют. Хочется помогать тем, кто подходит к своей карьере серьезно. Тренерство тоже привлекает, но этому надо учиться. Особенно ремеслу детского тренера. Это такая хрупкая материя, потому что детский талант можно как развить, так и закопать на самом взлете.

— Однако приятно, что ты заговорил о детском футболе. Обычно он игроков высокого класса практически не интересует.
— Мне кажется, надо пройти путь с самого начала. Конечно, я пока не готов чему-то учить детей, но, не скрою, эта мысль занимает. Отдаю себе отчет, что надо закончить хорошие и продолжительные курсы, одного энтузиазма и игрового опыта не хватит. Другое дело, что время терпит. Сейчас такой период, когда надо оглядеться по сторонам и понять, как жить дальше.

— Когда тебе сделали последнюю операцию на колене?
— В канун Нового года. Получается, всего их у меня было пять. Три на левом колене и два на правом. Первую, на правом, делали восемь лет назад. Вначале неудачно, затем успешно. Ну а потом проблемы на левом начались… Сейчас я снова на реабилитации. В обычной жизни травма не беспокоит, посмотрим, как дальше будет — пару месяцев до полного восстановления у меня есть. На всякий случай официально о конце карьеры не объявлял.

— Руководство “Генчлербирлиги” повело себя в этой ситуации порядочно.
— По большому счету — да. Полгода отыграл, год терпели и ждали, помогали как могли. Но контракт с клубом разорвал полгода назад, так что теперь я свободный агент.

— Турцию за это время сумел полюбить?
— Скажем так: смог ее лучше понять. Для жизни очень хорошая страна. Жители эмоциональны, гостеприимны по-восточному и точно так же хитроваты. Но это колорит, который мне нравится. Как и их неистовая любовь к родине, которую можно сравнить разве что с любовью к футболу. Для футболистов здесь вообще рай, особенно для белорусских.

— Сравни чемпионаты России и Турции.
— В российском играют более организованно и дисциплинированно. В Турции же футбол позрелищнее, на него больше ходят и обсуждают в обществе. Да и в плане популярности он даст фору российскому. Хотя у последнего, думаю, всплеск еще впереди — по мере приближения чемпионату мира, когда начнут вводить в строй новые стадионы.

— Есть моменты, которые эти страны сближают. Например, еврокубковые матчи “Локомотива” с “Фенербахче”.
— Турция и Россия — бывшие империи, и взгляды на мир у них похожие. И если вспомнить историю, то они постоянно противостояли друг другу. Так что не вижу ничего необычного в том, что сейчас они снова конфликтуют. Хотя когда игроки были на поле, уверен, они мало об этом думали.

— Кроме одного продвинутого в плане патриотизма парня.
— Тарасов высказал свою позицию. По идее имеет право. Но есть регламент УЕФА на этот счет, который очень строго оценивает поступки подобного рода. Игрок, конечно, получил заслуженное наказание, но, с другой стороны, ни к чему противоправному он не призывал. Впрочем, уверен, турки намек поняли и приняли к сведению.

— За каким чемпионатом следишь?
— За всеми понемногу. Естественно, больше интересуюсь клубами, за которые сам выступал. “Тереком”, например. У него тренер хороший, сейчас и ребята знакомые играют. Кадыров? Слушай, ну как можно оценивать его поступки… У человека есть свое мнение и возможность его выражать, не оглядываясь ни на кого. Вернее, почти ни на кого. И он это делает.
Если на какое-то действие нельзя отреагировать адекватно, то оно будет происходить без твоего согласия или одобрения. Знаешь, это популярная сейчас тема — много говорить о том, на что ты не можешь повлиять. По мне, надо делать то, что по силам. Можно много кричать “Крым захватили!” или “Крым наш”! Но кто-то должен еще выносить мусор, не загаживать двор и делать жизнь своих близких счастливой. Если ты сделал хорошо, то можешь что-то обсуждать, а не наоборот.

— В нашем последнем интервью ты говорил, что тебе интересна тема исторически памятных мест и разного рода агроусадеб.
— История нашей страны — это не только картошка, квас, сало и баня с водкой. Можно показать страну совсем с другой стороны. Но здесь возникает много вопросов, начиная с виз. Мне надо, чтобы все было разложено по полочкам. Перфекционист ли я? Возможно. Но хочу, чтобы все работало, чтобы приносило прибыль.

— Думаешь о собственном бизнесе?
— Здесь — нет.

— Грамотный ответ.
— Я же езжу по стране, общаюсь с самыми разными людьми и делаю выводы. Всегда знал, что вокруг спорта есть другая жизнь. Мне интересно ее понять, потому что сейчас я туда перейду. Надо хотя бы уяснить законы, по которым она сейчас живет.

— Учитывая твой опыт по части проживания в разных регионах, наверное, есть смысл заняться туризмом. Хотя в Грозный, естественно, путешественников из Беларуси не сильно заманишь.
— Почему нет? Там спокойно. Чем там опаснее, нежели в любом другом регионе России? Я полгода играл в Грозном — ни одного выстрела не слышал. Нет, конечно, стрелять могут, но так и для Москвы это обычное дело. А так Чечня — очень красивое место. Когда играл в “Тереке”, мы квартировали в Кисловодске. А сейчас и ребята, и их жены живут в Грозном. В том числе и иностранцы — ну они же не сумасшедшие люди, верно? А в Турцию люди и без меня едут.
Мне надо учиться сейчас. Все интересно, тем более недостатка в каких-то коммерческих предложениях нет.

— Как сориентироваться?
— Мой старший брат в бизнесе уже лет двадцать. Если требуется консультация — сразу к нему. Он не шибко крупный бизнесмен, но своим трудом и головой кое-что уже успел в этой жизни сделать, так что я всецело полагаюсь на его опыт.

— Что он еще советует, кроме того чтобы не открывать здесь бизнес?
— Свободных ниш с каждым годом становится все меньше. Надо найти или свою тему, или в старом сегменте делать что-то лучше других. Но сейчас времена для бизнеса, к сожалению, не лучшие.

— Предполагаю, все же какое-то время ты можешь не работать.
— Да, но заниматься чем-то все-таки надо. Мне же не 60 или 70 лет, когда можно лечь на лавочку, смотреть телевизор и вспоминать истории из жизни. Сейчас мне хочется остаться в спорте.

— А если бы “Крумкачы” предложили сотрудничество в каком угодно статусе?
— Я бы им, конечно, отказал.

— Почему “конечно”?
— Не потому, что у них плохая идея, просто в нашей стране нереально заработать на спорте. Можно, разумеется, пойти по пути БАТЭ, но это как минимум очень сложно. Да и там вся деятельность клуба напоминает безостановочный механизм: заработали — вложили, заработали — вложили. Если процесс остановится хотя бы на сезон, все результаты пойдут насмарку.

— У “Крумкачоў” зато проект интересный. Ребята с нашего двора.
— Да это понятно…

— Не видишь будущего у них?
— В клубе работает очень хороший специалист, который досконально разбирается в футболе — это само по себе огромный плюс. Тем более ребята, выступающие в “Крумкачах”, имеют нереализованный потенциал. И на первых порах не ждут больших денег. Они чем-то напоминают мне нальчикский “Спартак”. Там тоже собирали людей с бору по сосенке, никому ненужных и неизвестных, из которых потом хороший тренер Юрий Красножан делал вполне неплохих футболистов.

— Чем закончил Нальчик?
— Ушел Красножан и все рухнуло.

— Думаешь, “Крумкачоў” ждет похожий финал?
— Сравнивать клубы трудно, но надо признать, что прогресс будет идти до поры до времени. В итоге все упрется в финансы.

— На этот сезон бюджет они сверстали. Не потрясает воображение — что-то около 400 тысяч долларов, но они все же нашлись у практически любительской команды…
— Ну, это же каждый год надо находить. А экономика лучше не становится.

— Есть еще и моральный плюс — команда имеет болельщиков по всему бывшему СССР. Всем нравится, что “ребята с нашего двора” вышли в белорусскую “вышку” на третий год своего существования.
— Да, но ребята со двора не вышли в российскую премьер-лигу. Мы все-таки не являемся примером развития футбола. Смотри, апрель на носу, а для первой лиги до сих пор не сверстан календарь. А все потому, что до сих пор точно неизвестно, кто там будет играть.

— Приближаемся к любительскому статусу. Что, на мой взгляд, не есть плохо.
— От профессионального статуса отказаться легко. Но, мне кажется, это станет большой ошибкой.

— А зачем платить большие, по нашим меркам, деньги игрокам, которые решают задачи провинциального масштаба — не вылететь, “достойно сыграть”…
— То же самое можно сказать и о рабочих на заводе. Или у нас везде выпускают товары европейского качества? Нужна хорошая инфраструктура клубов. Снизу и доверху укомплектованная профессионалами, отвечающими каждый за свой участок работы. Не бывшими друзьями, родственниками или отставниками — а теми, кто способен вдохнуть жизнь в самое мертвое предприятие. И еще. Игрокам действительно не надо платить по пять тысяч долларов. Конечно, они меня не поддержат. Я и сам как футболист отнесся бы к такому посылу как минимум настороженно. Но, прожив в футболе довольно большой срок, скажу: деньги действительно развращают. У человека должен быть постоянный стимул для прогресса. Из одной лиги в другую, из нашего чемпионата в, скажем, российский или тот же турецкий… Но для этого игрок должен чувствовать, что вся наша инфраструктура заточена в таком же направлении. Есть и отличные поля, и хорошее питание, и транспорт, и возможности для качественного восстановления после тренировок. Тогда он будет играть и за десять миллионов.
Беда в том, что подавляющее большинство наших клубов никому не нужны. Они и существуют только потому, что в городе должна быть команда и местный бюджет, никуда не деться, должен эту команду куда-то тащить и ставить задачи. А какие теперь задачи, когда везде кризис и денег нет? У “Крумкачоў”, следует признать, есть хоть какая-то идея. Потому они и выделяются на нашем медиапространстве.

— Команда близка народу.
— А у них есть акционирование? Ну, чтобы каждый болельщик мог стать владельцем клуба. Заплатил какую-то сумму и у тебя, скажем, 0,1 процента акций. Вместе с этим — билет на все матчи, какие-то бонусы и так далее. Вот тогда да, это действительно народная команда. Я не знаю, какие мысли у ее организаторов, но какая же это народная команда, если болельщики имеют право только ходить на матчи и болеть, но никоим образом не влиять на судьбу родного клуба?

— А ты стал бы акционером клуба?
— Нет. Я не знаком с этими людьми.

— Легко организовать.
— Я просто не сторонник передачи куда-то денег.

— Всегда можно влиться в команду.
— Если я чем-то займусь, то начну все контролировать. А ребятам это надо?

— Ну хорошо, с каким клубом ты мог бы поработать?
— В Беларуси у меня было только два клуба. В Жодино провел полгода, но что сейчас там происходит — не имею никакого понятия. Знаю только, что старая команда руководителей ушла. В БАТЭ отыграл несколько сезонов, и футбольное хозяйство этого клуба мне всегда нравилось. Капский умеет подбирать людей. Там каждый знает фронт своей работы.

— Может, и тебе нашлось бы?
— Ну, им виднее, в каком качестве я пригодился бы. Но, по большому счету, сейчас все зависит от моего здоровья. Если восстановлюсь, возможно, продолжу карьеру игрока. Если нет — буду учиться тренерскому ремеслу. Может, даже за границей, полгода или год. Почему бы нет? Английский более или менее знаю, подучить его можно будет и на месте. За это не беспокоюсь, хотя в учебники заглядываю, не помешает. Ну и тренируюсь помаленьку. Потому что в любом случае надо быть в форме. Снимки колена посылаю куда надо, говорят, что заживает по плану.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?