Тур 3. Репортаж из Молодечно. За якую каманду балеем?!

21:46, 18 апреля 2016
svg image
852
svg image
0
image
Хави идет в печали

Теперь тут будет хозяйничать “Ислочь”, у которой здоровья полные штаны, но со своей “недвижимостью” тоже все плохо.
Новоселье команда по прозвищу “Волки” справила в воскресенье. При большом скоплении людей и эмоций, в компании с такими же безродными и кипучими “Крумкачамi”. И не было в 3-м туре матча более громкого и забавного, чем это дебютантское дерби в городе солнца.

***
Беларусь — страна живописных районных центров, выстроенных по всем правилам позднесоветского зодчества. Прямые и чистые улицы с кругами канализационных люков. Геометрически правильные коробки домов разной этажности с плоскими крышами. Центральный Дворец культуры с намалеванными афишами. Центральная площадь со статуей Ленина. Центральный парк, где гуляй не хочу. И, конечно, центральный стадион, который помнит времена “Футбольного обозрения”.
Все это есть и в Молодечно, в шаговой доступности, а стадион на улице Машерова впору именовать объектом уникального футбольного наследия. Здесь тренировали Боровский, Румбутис и Акшаев. Здесь играли Кондратьев, Кучук и Кубарев. Здесь был клуб высшей лиги, с харизмой и хорошей ударной силой. Но все это ушло в архивы еще в 2003-м, когда местная команда окончательно слетела с элитной орбиты и теперь мучается где-то в низших эшелонах на подножном корме, никому сильно не нужная.
Нормального футбола своими глазами молодечненцы не видели давно, и вольное поселение “Ислочи” в этих краях — заведомое благо для всех. Новичку высшей лиги нужна публика. Публике нужна команда. Все сходится в точке взаимного притяжения. На языке рекламных слоганов это называется “Тогда мы идем к вам!”
“Ислочь” пришла, увидела и уже победила. Четыре тысячи зрителей, вписанные в протокол, — это не только наибольшая посещаемость в туре, но и третий показатель с начала чемпионата (после Бреста и Борисова). И вообще очень приличный стартовый капитал, которым нужно правильно распорядиться. Если удастся — у дебютанта элиты появится шанс стать одной из самых востребованных команд лиги.
“Ислочь” очень старается, вовсю задействует медиа- и маркетинговые ресурсы, но… На пути ко всякой благой цели у нас всегда полно объективных трудностей и неодолимых препятствий.

***
Беларусь — страна длинных очередей. Три украинца в одном месте — майдан. Трое русских — распитие. Три белоруса — очередь.
В наших гипермаркетах всегда работает столько касс, чтобы покупатели выстраивались в затылок друг другу и топтались в ожидании. На наших вокзалах открыто столько окон, чтобы пассажир томился и поглядывал на часы, медленно подвигаясь в толпе за проездным. На наших стадионах билет тоже нужно не просто купить — его следует выстоять, выстрадать, выругать. Все у нас для людей — и так, чтобы люди собирались в очереди и чувствовали локоть ближнего.
Матч в Молодечно из этого ряда не выбился ни на грамм. Уже “легенды молодечненского футбола” братья Маковские сделали символический первый удар, уже игроки ритуально запустили на трибуны дареные мячи (“для детей”), уже секундомер уныло отмотал четверть часа первого тайма… А люди все шли и шли сквозь стадионные ворота, будто парадом проходили вдоль западной трибуны.
А все почему? А потому что очереди. Сначала за билетами, каковые, говорят, отпускали из единственного окошка. Затем — на досмотр, где специально обученные люди в манишках с надписью “Бяспека” “сканировали” сограждан тоже не слишком быстро.
Народ роптал, но терпел. Ворчал, но терпел. Ждал, но терпел. Терпел, но терпел. Курировавшая праздник местная вертикаль в конце концов это оценила и дала отмашку: продажу билетов прекратить — запускать на стадион бесплатно. Так одной очередью стало меньше, но другая еще долго вилась хвостом и терпела.
Но вообще устроители старались. Стадион разукрасили символикой “Ислочи”, по углам натыкали детских аттракционов, разбили торговлю. Тренер “волков” Виталий Жуковский, здороваясь, шевелил носом: “Чувствуете дымок? Шашлычком потянуло…” Дымок чувствовался, хотя возле “шашлычков” тоже была она. Очередь. А из иных воскресных удобств на молодечненском городском особо следует отметить раздачу салфеток на входе. Строго по одной в одни руки.
Наши люди лишних вопросов привыкли не задавать. Особенно когда не отнимают, а дают. Салфетки брали молча. Лишь кто помоложе изредка спрашивал: “Зачем это мне?” На что главный по салфеткам заученно отвечал: “Сидушку протереть!” “Помыть не могли?” — развивался диалог. “Дык мыли!” — заканчивался на не вполне ясной ноте.

***
Беларусь — страна толерантная. Настолько, что даже странно, почему у нас до сих пор не легализованы однополые браки ну или что там поразрешали на загнивающем Западе. Мы готовы приспособиться ко всякому бездорожью и производительно работать в любых условиях. Наша душа сдюжит все, даже если над этой душой будет стоять некто, кого хочется убить без суда и следствия твердым тупым предметом.
Николай Ходасевич и Владислав Татур — комментаторы, отработавшие матч в прямом интернет-эфире. Им накрыли на центральной трибуне — деревянный стол розовым абрусом. Дали микрофон, провода и где сесть. Ничего страшного, бывало и хуже, но это — если не считать некоего субъекта с бородой, который еще в начале игры встал колом прямо возле комментаторского пункта — и взялся вести свой альтернативный репортаж.
Голос у него был звонче, внутри плескалось что-то согревающее, в первом тайме Ходасевича и Татура он перекрикивал. По крайней мере для тех слушателей, что сидели вокруг и толерантно посмеивались.
“Людзi, за якую каманду балеем?! — первым делом осведомился Бородатый и сам же ответил на свой вопрос: — Ма-ла- дзе-чна! Оле-оле-оле!” В продолжение своего творческого вечера, слегка пошатываясь, но не запинаясь, он еще долго горлопански доказывал окружающим, что “Маладзечна будзе вечна”, а эти, которые играют сейчас, чужие и вообще несерьезные.
Самое интересное, что отчасти горлопан был прав. Футбол на поле хромал, как правописание у Винни-Пуха. То есть он был хороший, однако почему-то хромал. Бить — били. Бежать — бежали. Бороться — боролись. Но все как-то анархически, часто не в такт и невпопад. Это открывалось даже осоловелому взгляду бородатого тамады, и вскоре он выразил главную свою мысль: “Нужен гол!”
Далее эту мысль он размножал со скоростью лазерного принтера в различных вариациях, то крича эту мысль на все Молодечно, то свойски обращаясь к ближнему. “Нет игры! Нет красивых моментов! Нет ничего!” — с категоричной доверительностью было донесено до Ходасевича и Татура. “Бацька! Забiваць нада чэраз себя!” — было резко высказано негромкому дедушке с другого краю.
Дедушке такой режим не понравился. Он обиделся: “Не дуры галаву, напiўся, будзь чалавекам…” Затем тяжело снялся с насиженного места и “памяркоўна” перешел в другой сектор, где спокойнее и трезвее.

***
Беларусь — страна добрых людей. Ну и что очереди и досмотры? Ну и что бесцветный футбол? Ну и что “Ислочь” — команда приезжая, не своя, с футболистами, которых еще не знают в лицо?
Несмотря ни на что, молодечненцы сидели и смотрели с трибун на поле. Видели там самоотдачу — и аплодировали. Видели концентрацию — и не молчали. Видели лихую атаку — взрывались восторгом. Самое интересное, что взрывались даже тогда, когда на чужие ворота борзо налетали “Крумкачы”. Когда Шикавка попал в штангу, по стадиону прокатился самый глубокий вздох разочарования…
Все это тоже естественно. Из-под молодечненского футбола давно выбит фундамент, и местные готовы болеть хоть за кого — хоть сразу за обоих, и за “белых”, и за “черных”. И это та потенциальная энергия, которой опять-таки предстоит воспользоваться “Ислочи”. Приручить аудиторию “солнечного города” — задача для нее не менее важная, чем количество побед, очков и голов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?