Экзотика. Наш человек в футболе мини. История белоруса, выступающего в чемпионате Сан-Марино

21:48, 20 апреля 2016
svg image
1008
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Прессбол” вышел на молодого белоруса и узнал судьбу, скрывающуюся за краткой биографической справкой.
Детские воспоминания о родном Минске у Жени Липеня остались едва ли. Ведь из Беларуси в Сан-Марино мальчик перебрался вместе с мамой, когда ему было всего пять.
— Однажды мама отправилась в Италию в отпуск. И встретила там моего папу. Нового папу, поскольку с первым она была разведена. Мужчина работал в Сан-Марино. Так мы и оказались в этой стране.
Мальчик рос, из Евгения постепенно превращался в Джанни, стал заниматься футболом: возможности для этого были даже в Сан-Марино. Хотя, что интересно, начинал он карьеру в Италии.
— Я выступал за региональные итальянские клубы “Веруччио” и “Каттолика”, которые базируются неподалеку от Сан-Марино. Но четыре года назад меня начал обхаживать “Фиорентино”. И я принял предложение, учитывая близость к дому и мои обязательства вне футбола.
А обязательств этих, надо признать, много. Настолько, что Джанни едва смог выкроить время для этого интервью.
— В последние недели выдержал сразу три экзамена. Много учусь. В прошлом году окончил экономическое отделение Болонского университета в Римини. И продлил свое обучение еще на два года. К тому же работаю бизнес-консультантом в Сан-Марино. А по выходным играю в футбол.
Площадь Сан-Марино — чуть больше, чем у Борисова (61 квадратный километр). Население — как в Осиповичах (32 тысячи). Поэтому неудивительно, что футбольный чемпионат этой карликовой страны называют порой слабейшим в Европе. Но Липень с такой оценкой не согласен.
— Нельзя сказать, что он слабейший… Конечно, это не серия “А”, не серия “B”… Соответствует примерно региональным чемпионатам в Италии. Но год за годом уровень растет. Сейчас он уже довольно высок: в турнире есть даже отдельные профессиональные игроки.
Хотя большинство, конечно, любители. Но и им положены какие-то деньги.
— За игру футболистам платят от 20 евро (молодежи) до 100-120 (опытным игрокам). Плюс компенсируются расходы на дорогу, на бензин тем, кто живет далековато от стадиона.
Чемпионат Сан-Марино имеет причудливую схему проведения. 15 команд разбросаны здесь по двум группам. Потом плей-офф. “Фиорентино” в этой системе координат — середняк. Но с перспективой повышения по службе.
— “Фиорентино” никогда не был топ-клубом. Однако в прошлом году, например, мы находились в шаге от плей-офф чемпионата и Кубка страны. А в этом уже попали в плей-офф Кубка. Мы сильны не отдельными игроками, а командой. Ха, как “Лестер”. Я играю правого защитника. Хотя, когда был маленьким, выступал в центре обороны.
В плане околофутбола чемпионат Сан-Марино, конечно, специфичен и оригинален. Но в целом имеет право называться турниром.
— Зрителей на наши матчи обычно ходит немного. 30, 50, 70 человек… Стадионы хорошего уровня. С искусственным покрытием. Журналисты тоже уделяют нашей лиге внимание. На каждом матче есть кто-то из представителей медиа.
На всех интернет-ресурсах в профиле у Джанни значится в графе “Гражданство” — Беларусь. И имя записано на белорусский манер — Yauheni. Но сейчас у парня на руках итальянский паспорт.
— Получил его три-четыре года назад. До этого у меня были белорусские документы. Но поскольку мой отец из Италии, мне выдали паспорт гражданина этой страны. Получить его просто, не то что сан-маринский. Для этого необходимо вступить в брак с местной девушкой да к тому же долгое время прожить на территории страны. Однако в случае чего я буду иметь право выступать за сборную Беларуси или за белорусский клуб, не считаясь при этом легионером.
Сборная — ладно. А вот белорусский клуб — почему бы и нет?
— Ничего себе… Очень хороший вопрос. Безусловно, это была бы честь для меня. Но не думаю, будто мой уровень таков, что белорусский клуб захочет выложить за меня деньги “Фиорентино”. Может, это и не большая проблема… Но здесь у меня работа и университет. И если в один прекрасный момент клуб из Беларуси позвонит мне, я должен оставить все.
При этом в карьере Липеня все равно намечается увлекательное приключение.
— Я никогда не играл и не мог играть за андеровские команды Сан-Марино. Но недавно мне позвонили из второй сборной Сан-Марино! За нее могут играть футболисты, которые два-три года выступают в местном чемпионате. Вот начинаем понемногу тренироваться. В июне, возможно, сразимся с такими же вторыми сборными Греции, Уэльса и Казахстана.
Интересно, что первая сборная Сан-Марино за всю свою историю наскребла лишь одну победу — в спарринге над таким же карликом Лихтенштейном. А вот у Сан-Марино-B викторий больше.
За годы пребывания в италоязычном Сан-Марино Джанни практически позабыл русский. Может читать на великом и могучем, но писать и говорить — уже нет. Зато владеет английским, на котором мы и общались. При этом про родину Липень (какая хорошая белорусская фамилия!) не забывает.
— В Беларуси у меня много родственников. Я и мама разговариваем с ними по “скайпу”. Последний раз был в Минске пару лет назад. Хотел бы снова приехать сюда в отпуск со своей девушкой. Но проблема в том, что у меня очень много дел. Не могу прилететь тогда, когда захочу. Мне нравится страна, где я появился на свет, и я привязан к моему родному городу. Никогда не забуду Беларусь и Минск. Но сейчас мне очень хорошо в Сан-Марино, и моя будущая жизнь будет связана с этой страной.
О футбольных планах Липень рассуждает прагматично.
— Может быть, продолжу играть в Сан-Марино… У меня нет достаточно времени, чтобы пойти в футболе далеко. Работа на первом месте. Футбол — это не мое будущее. Когда тебе исполнится лет 30-35, ты должен уметь что-то делать в жизни.
Хотел бы Джанни увидеть своего белорусского отца?
— Не обязательно. Но это и не проблема. Мой отец здесь, в Сан-Марино. Он вырастил меня.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?