“Домашняя работа”. На что не жалуемся, а где болит?

21:18, 27 апреля 2016
svg image
1143
svg image
0
image
Хави идет в печали

Только в Борисове пятитысячная явка — вполне обычный показатель. У остальных домашняя посещаемость меньше в разы: для некоторых уже и тысяча — за счастье. Вот мы и решили узнать подробнее, как клубы ведут работу по привлечению зрителей, дабы преумножить их количество на трибунах. Результаты получились полярными — от деятельного движения до полной индифферентности.

Лидер

Мы говорим БАТЭ — подразумеваем суперстадион. Но только декором “летающей тарелки” на футбол нынче заманишь далеко не каждого: в нее надо постоянно что-то подкладывать. У чемпионов с этим все тип-топ. Поесть, попить, включая пиво, — пожалуйста. Магазин атрибутики — милости простим. Досмотр — лояльный. Стюарды — обходительные. Впрочем, обо всех достоинствах “Борисов-Арены” уже рассказано не раз.
А маркетинг и работа со зрителями входят в широкий круг обязанностей департамента развития клуба — основную нагрузку в этом направлении несут четыре человека. Билетные программы, абонементы, клубные карты, мероприятия с болельщиками при активном участии игроков, реклама матчей, развитие соцсетей, интернет-магазин и прочая-прочая — все это есть. Значительный упор делается и на продвижение бренда ФК БАТЭ в городе. Каждая домашняя игра широко рекламируется посредством классных растяжек, афиш в транспорте, на видеоэкранах, а также в интернете. Естественно, что и маркетинг клуба старается как можно полнее использовать возможности стадиона, делая посещение матчей более привлекательным.

Середняки

Дальше поговорим о тех, у кого домашняя посещаемость колеблется в пределах двух тысяч — или хотя бы стремится к полутора.
Начнем с минского “Динамо”, а именно со слов главы отдела маркетинга клуба Николая ЛЕПЕШИНСКОГО:
— Нас не радует наполняемость секторов “Трактора” на домашних матчах — даже при условии, что для фанатов “Динамо” и гостевой команды вход свободный. Многие жалуются, что на стадионе мало точек общественного питания — это связано с недостаточно развитой системой электроснабжения. Постараемся обойти проблему — организуем торговлю по-другому. Ну а про нашу акцию “15 минут — Pizza Smile” все наслышаны: если динамовцы забивают в промежутке с 60-й по 75-ю минуту, каждый болельщик получит возможность при покупке в этой сети пиццы вторую получить за счет заведения.
У “Динамо” есть два фирменных магазина, торгующих сувенирами, одеждой и аксессуарами. Реализация товаров идет довольно бойко. В ближайшее время стартует работа интернет-магазина. Это, как мне кажется, значительно расширит наши торговые возможности.
Поддерживать “Шахтер” в Солигорске из года в год приходят практически одни и те же люди — количеством меньше полутора тысяч. Отдел маркетинга клуба во главе с Анастасией Мишениной видит своей задачей привлечь новые лица на трибуны. В первую очередь за счет детей: всевозможными акциями с участием игроков основы в школах, санаториях и даже детских садах горняки пытаются привить мальчишкам и девчонкам интерес к футболу. А с этого года в семи городских школах и одной поселковой созданы клубы болельщиков. Их участники получают специальные карточки, по которым могут бесплатно посещать домашние матчи. Всего таких пропусков роздано уже 314.
Очень активно у клуба работают и соцсети, и наружная реклама. Помимо афиш, анонсы матчей транслируются на десяти видеоэкранах города. А на самых оживленных остановках транспорта — большие яркие стенды с расписанием домашних матчей. В общем, солигорцы не стоят на месте. Но почему-то кажется: пока болельщики будут видеть на “Строителе” старую резину, слепнуть от солнца в глаза и не знать вкуса по-настоящему качественного сервиса, существенно их не прибавится.
В “Славии” отдела маркетинга нет — эти вопросы курирует заместитель директора клуба Людмила Немченя. По мере сил работа с болельщиками ведется. Налажен и выпуск всевозможной атрибутики: на стадионе “Юность” появилась торговая палатка, в которой она продается и пользуется неплохим спросом. На мозырском телеканале выходит передача “Футбольное обозрение” — она финансируется из клубного бюджета, также тележурналистам оказывается всяческая помощь в плане организации съемок и передвижения по стране. В городе неплохо анонсируются матчи команды: используются все местные каналы СМИ, а также огромный светодиодный экран на самом оживленном перекрестке. Но, к сожалению, ажиотажа пока не замечено. В соцсетях болельщики пишут, что готовы пойти на стадион при двух условиях: зрелищной игре команды и более лояльном отношении милиции. Но на “прямой линии” с гражданами начальник местного РОВД отметил: так как “Славия” единственная команда Гомельщины в высшей лиге, при проходе на стадион болельщикам будет оказываться еще более пристальное внимание. А попытка клуба организовать на арене продажу пива встретила категорический запрет милиции. Кстати, так как стадион “Юность” принадлежит не клубу, а состоит на балансе городской СДЮШОР, многие вопросы “пробить” крайне сложно.
Из-за банальной нехватки средств маркетингового отдела в “Витебске” сегодня нет. А специалист по работе с болельщиками есть — Юрий Варкулевич. По его словам, неплохое начало командой сезона морально простимулировало витебскую публику. Остается закрепить и усилить интерес — за счет привлечения людей на трибуны посредством соцсетей и устной пропаганды среди друзей, знакомых и прочего населения, чем сотрудники клуба и занимаются. Наружная реклама, масштабно расклеенные по городу афиши — само собой. А на стадионе функционируют детские площадки, торговые палатки, проводятся конкурсы для малышей, взрослых, семейных пар. Что из этого выгорит? Поживем — увидим. А не получится, под рукой школьный админресурс — с льготными билетами. В дни школьных занятий посещаемость ЦСК возрастает существенно: в прошлом году она достигла средней отметки 2300 — второго показателя после БАТЭ! Хотя очевидцы говорят: если делать засечку по вторым таймам (что в принципе объективнее), то она уменьшилась бы как минимум вдвое…
В “Торпедо”-БелАЗе над привлечением народа на трибуны менеджер по маркетингу и работе с болельщиками Виктор Глушко трудится в связке с пресс-службой клуба. В массы “Торпедо” продвигают в интернете, где на широкую ногу поставлена работа в соцсетях, в городских СМИ. Конечно, памятны и оригинальные, с юморком, афиши домашних игр. Особый подход замечен в продаже билетов. Суть акции “Приведи папу на футбол” — проход на матч ребенка со взрослым по цене детского квитка. В концепции VIP-сектора предусмотрены дополнительные удобства для владельцев абонементов. Кстати, нынче их продавали в фойе стадиона вратарь Валерий Фомичев и нападающий Геннадий Близнюк — заодно с фотосессией и вручением сувениров. Еще в Жодино в перерывах болельщики бьют пенальти вратарю. Игроки проводят в школах уроки физкультуры, а летом представители клуба наведываются в пионерлагеря — и там играют с ребятней в футбол. В общем, “Торпедо” на месте не стоит, но посещаемость не увеличивается — хоть у автозаводцев и комфортный современный стадион. Впрочем, для Жодино в среднем и полторы тысячи хлеб — это больше, чем в иных областных центрах…
У “Немана” отдела маркетинга нет. А работой по привлечению на футбол болельщиков занимается начальник отдела общественных связей Петр Карнаух, которому помогает Ольга Трофимович. Афиши, радио, ТВ, работа в социальных сетях. А в транспорте — в автобусах и троллейбусах Гродно — звучит аудиореклама. Программки, розыгрыш призов — все это тоже есть. Как и палатка с атрибутикой — инициатива “частника”. Любителей такой продукции и желающих что-либо приобрести с символикой клуба не так уж и много — сегмент рынка небольшой, поэтому предприниматель закрывает эти потребности. Вот так все скромненько…
В “Слуцке” стараются, чтобы на стадионе был аншлаг. Игроки обошли все школы, посещают с подарками детский дом. В перерывах матчей — розыгрыш призов, в том числе денежных. На предприятиях города раздаются сезонные абонементы. А еще важно заметить, что Слуцку исполняется 900 лет. В связи с этим в ближайших планах открытие клубного телевидения и показ видеороликов с участием игроков команды — на стадионе и главной площади города. Того и гляди, скоро на трибунах вовсе не останется свободных мест. А резервы есть — пара-тройка сотен зевак всегда стоит за забором. Говорят, их зовут на футбол даже бесплатно — не идут!
После переезда на свой стадион “Минску” есть где развернуться — как и отделу маркетинга под руководством Александра Богайчука. “Перед началом сезона представители клуба в компании с молодыми футболистами посетили практически все школы Ленинского района, приглашали на футбол и раздавали бесплатные билеты. Подчеркиваю, дети приходили на стадион добровольно, никаких разнарядок, — рассказывает директор клуба Игорь ШЛОЙДО. — Также клуб сотрудничает на постоянной основе с одним из детских домов, проводя по пять-шесть акций в год”.
Кроме того, во избежание очередей запущена продажа билетов в интернете, на арене функционируют игровая зона для детей, точки общепита. А недавно клуб добился разрешения на продажу пива. Конечно, еще предстоит многое сделать, но… “Свой дом дает преимущество, пусть это и не “Борисов-Арена”, а такой бюджетный вариант. Пусть мелочи: чистые сиденья, крыша над головой, поле близко, есть где перекусить — люди все равно это ценят”, — говорит Шлойдо.

Аутсайдеры

А теперь о тех, кто собирает на домашних стадионах “плюс-минус” (чаще все-таки “минус”) тысячу зрителей.
У “Гранита” работы с болельщиками непочатый край. Хотя и здесь кое-что пытаются делать. К примеру, бесплатные походы на матчи пропагандируют в учебных заведениях Лунинца. А еще в день игр в город и обратно прибывает бесплатный автобус с болельщиками из Микашевичей. Но вот эта оторванность от пуповины полешукам все же мешает: играй они на малой родине — думается, болельщиков команда собирала бы больше.
В “Белшине” отмечаются позитивные сдвиги: перед матчами реклама на местном телевидении, в свободное время — походы игроков в школы и интернаты. А недавно аргентинские футболисты команды провели урок физкультуры в местной гимназии. Известна и акция “Фрукты — детям” с участием всех, кто приходит на футбол. Плюс продажа “сувенирки”, танцевальные шоу в перерывах, работа общепита в палатках и на трибунах. Но, похоже, посещаемость клуба с “перестроечным периодом” как нигде будет зависеть от качества игры: попрет “Белшина” — повалит и народ.
С недавних пор отдел маркетинга в брестском “Динамо” упразднен — денег нет. А популяризацией футбола в народных массах занимаются сотрудники пресс-службы и специалист по работе с болельщиками Юрий Караба. В этом году она ведется по двум направлениям. Первое — увеличение количества всех видов рекламы и активизация в соцсетях. Второе — улучшение комфорта на стадионе. На домашних матчах “Динамо” открыта “зона гостеприимства” — с торговыми точками, осуществляющими продажу фаст-фуда, кондитерских изделий, мороженого, соков-вод и пива. Для детворы оборудована игровая площадка. А в перспективе на “Брестском” не прочь расширить программу развлечений для взрослых — к примеру, проводить мини-концерты местных групп различных стилей. И вот вроде послушаешь — все как по маслу! А народу на последней игре — 900 человек…
В “Нафтане” царит каменный век. Специалист по работе с болельщиками Леонид ДЕМЕЩЕНКО так и говорит: “Все у нас по-старому. Акции? Пока ничего. Знаете же, какая у нас экономическая ситуация была: буквально за день до старта чемпионата разрешили играть”. Что же конкретно делает человек на этой должности? “Работаю с фанатами, знаю их всех”… Ни отдела маркетинга, ни билетной программы (за исключением того, что пройти на фан-сектор можно в два раза дешевле) у “Нафтана” не предусмотрено. Не потому ли и людей часто приходит по 500? Если, конечно, в протоколе перед этой цифрой “случайно” не появится невесть откуда взявшаяся единичка. Ну а об условиях на “Атланте” говорено не раз. Свежий пример: последний матч с “Городеей” собрал… 350 зрителей — и это после яркой кубковой ничьей с БАТЭ!

Дебютанты

Трио новичков в “отдельное производство” выносим умышленно, ведь их результаты опередили развитие инфраструктуры. Хотя в работе на информационном поле те же “Ислочь” и “Крумкачы” дадут фору иным старожилам…
Подспорье для “Ислочи” — стадион в Молодечно и благодатная “Маковская” почва для завоевания симпатий горожан. Афиши, растяжки, акции во время матча, пиво — для этого клубу не нужно никаких отделов. Есть маркетолог, специалист по работе с болельщиками плюс пресс-служба. Да, матч с “Крумкачамi” не обошелся без накладок вроде очередей и вынужденно бесплатного входа, однако “волки” оперативно принесли извинения и приняли меры. На игру с брестским “Динамо” стоимость билетов уменьшена вдвое, количество касс увеличено, а продажа квитков началась с понедельника.
“Крумкачы” уделяют работе с болельщиками серьезнейшее внимание. Заказываете абонемент на домашние игры? Привезти его вам домой спокойно могут Скшинецкий, Калугин или кто-то еще из игроков. Захотите после матча перекусить? Вот подарок и скидка в ресторанах и кафе — всего лишь предъявите абонемент или билет. Да и на самом стадионе ФК “Минск” с недавних пор можно покушать, купить “сувенирку”, сделать красивую фотографию…
В “Крумкачах” всем этим занимаются двое: специалист по работе с болельщиками Алексей Важник и Максим Паршуто — по совместительству пресс-атташе. Впрочем, по словам Важника, даже этого мало. В клубе близки к созданию полноценного отдела PR и маркетинга, в котором будут трудиться четыре-пять человек. А пока на “Крумкачы” ходят по 1500-1900 зрителей — и это уже неплохо!
Говорить о работе с болельщиками применительно к “Городее” пока рановато: “сахарные” не играют дома, а добиться расположения избалованной столичной публики не удалось. Посмотрим, что будет, когда команда вернется в Городею. А Валерий ТЮНИС, совмещающий должность специалиста по работе с болельщиками с постом начальника команды, настроен вполне оптимистично:
— Ближе к возвращению на свой стадион подумаем над различными акциями. У нас там можно купить шашлык, планируем организовать продажу пива. Думаю, тысяча зрителей будет собираться…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?