Три Сереги. Эффект в “15 матов”

21:55, 28 апреля 2016
svg image
699
svg image
0
image
Хави идет в печали

Пламенные речи на пресс-конференциях и скамейках, с изящным вкраплением крайне ненормативной лексики, потом живо обсуждавшейся в интернете. В общем, апрель бурный, есть резонанс, и щепки летят. Не то это та самая “движуха”, о которой все мечтают. Не то просто несется по трубам. О чем будем говорить в первую голову? Сергей Юрьич?

Сергей Новиков. Только что случайно подслушал фрагмент еженедельного рабочего совещания наших “сайтостроителей”. Парой новостей, за явным перевесом лидирующих на pressball.by в “кликабельности” публики по итогам последнего тура, стали те, куда вкраплены аутентичные спичи главных его златоустов — Юрия Пунтуса и Игоря Криушенко. Один образцово проартикулировал на весь стадион табуированный посыл в адрес удаленного защитника своей команды. Другой в формате официальной пресс-конференции обрушил на коллегу-оппонента лексический поток, который адресат оценил новой единицей измерения вожделенной “движухи” — “15 матов”.
Не хочу рядиться в тогу чистоплюя, якобы никогда не прибегающего к языковым нечистотам даже в порыве эмоций. Но сразу за две профессии — тренерскую и нашу — становится все же обидно. Особенно когда раздатчики интернет-рекламы безоглядно принимают пресловутые “клики” за аналоги прежних печатных тиражей. Посещаемость сетевых ресурсов порой обеспечивают темы, не имеющими ничего общего с респектабельностью. А самые посещаемые — часто пристанище маргиналов, на которых ориентируются разве что производители чипсов и пива.
Однако таковы сегодня правила, по которым, похоже, суждено играть в футбольную журналистику и нам. Значит, да, пошла “движуха”: тренеры матерятся, стадионные конферансье препираются в микрофоны с фанатами гостей, игроки остаются в исподнем, забрасывая трусы на трибуны в знак благодарности за пошлые кричалки или тыча порванной потной амуницией в нос арбитрам. Осталось определиться, соотносятся ли как-то эти события с представлениями об уровне игры.

Сергей Мордасевич. Честно говоря, не все из приведенного вами стал бы “украшать” негативными эпитетами. Вот что плохого, скажем, в забеге динамовца Ротковича к фан-сектору и снятии футболки в эмоциональном порыве? Но дело даже не в этом. Дело в том, что, кроме движухи в кавычках, есть на старте и движуха настоящая, чисто футбольная. Это и “класико”, которое некоторые уже окрестили лучшим матчем в истории чемпионатов. И сенсационный ход без поражений новичков — “Ислочи” и “Крумкачоў”. И симпатичное начало Кондратьева в “Минске”. Да много чего можно вспомнить. Если бы наша высшая лига держалась на одних скандалах, тогда действительно можно было забить тревогу. Но в связке с интересным футболом эти скандалы только подогревают к турниру интерес. Поделюсь личными ощущениями. С этого сезона куда глубже вовлечен в белорусский футбол по рабочим нуждам. И пока всем доволен. Не исключаю, что со временем впечатления поугаснут. Но сейчас ничуть не жалею, что стал следить за чемпионатом пристальнее.

С.К. Конечно, чемпионат не держится на одних скандалах. Но и скандал скандалу рознь, разумеется. И, скажем, судейская тема — это, мягко говоря, не безобидно заброшенные на трибуну трусы. Это куда важнее, коль уж у нас в каждом туре стоит гвалт по поводу неправедных решений то одного рефери, то другого. Не мое ощущение — общее: так активно, как на старте этого сезона, судью на мыло у нас не посылали много лет.
Я не готов с наскока рассуждать о причинах просевшего арбитража — кадровый это кризис, издержки межсезонных работ или просто совпадение. Но, знаете, порадовало, что на неделе к журналистам вышел глава профильного департамента БФФ Андрей Жуков и прямо ответил на все неудобные вопросы. Такая открытость не может не подкупать. И ее надо культивировать впредь и не стесняться. Честно расставлять акценты, озвучивать оценки, признавать ошибки. При этом, мне кажется, не стоит стесняться и другого — не только ругать, но и хвалить. А то Жуков на брифинге был как на лобном месте — только успевал отбивать атаки репортеров. Но ведь были же матчи, где судьи отработали блестяще. И это тоже стоило подчеркнуть, не оглядываясь на устаревшие догмы, мол, лучший арбитр — незаметный арбитр.
Футбол давно идет в сторону публичности — и эта волна рано или поздно накроет и Фемиду. В Италии уже задумались о послематчевых комментариях судей. Придет очередь и других стран. Так что давайте открывать публике судейский корпус — и не бояться, что из-за этого на арбитров ляжет дополнительное давление. В любом случае лучше разговаривать на человеческом языке, а не слышать с трибун что-нибудь очередное типа “судья — п…с”.

С.Н. Мне так вообще представляется странным постоянное стремление представить наш судейский корпус если не исчадием ада, то питомником непрофессионализма. Достаточно основательно засесть у экрана на футбольный уик-энд, чтобы понять: нелепые или ошибочные решения ведущих арбитров и в топ-чемпионатах случаются ничуть не реже, чем в Беларуси. И по последствиям наши им не чета. Вспомню для примера хотя бы историю с удалением лидера “Лестера” Варди — ее подробно описал на прошлой неделе на наших страницах коллега Бычек. Там судья спорным решением напрямую вмешался в ход английской чемпионской гонки, фактически сорвал очередную победу лидера. Однако делать арбитра крайним никто не стал. Наоборот, игроку нарастили срок дисквалификации за выказанное рефери непочтение.
Ну да, бывают в сезоне отрезки, когда судьи ошибаются чаще раза в туре. Но бывают ведь, поддержу предыдущего оратора, и примеры их отменной серийной работы. И, кстати, трудно спорить с уверением того же Жукова, что, мол, без помощи телевидения (причем именно в формате многокамерной трансляции) у нас не возникло бы повода дотошно обсуждать резонансные ляпы судейских бригад в тех же недавних матчах БАТЭ. Эпизоды были действительно сложнейшими для моментальной визуальной трактовки! Мне кажется, мы, собственно, и говорим о чемпионе в преломлении на судейство так часто лишь потому, что борисовчан регулярнее всех показывает настоящее ТВ.

С.М. Меткое наблюдение. Дополню его своим. Половину понедельника мы положили на то, чтобы разобраться в эпизоде на излете матча “Нафтан” — “Городея”. Фолил ли, отбирая у соперника последнюю надежду, вратарь новополочан Довгялло? Поединок этот был, пожалуй, наименее рейтинговым в туре (аутсайдер против новичка), интересовавший нас момент банально не попал в видеонарезку опасных эпизодов. Не так-то просто оказалось найти подходящую запись. Но, даже найдя, мы еще долго прокручивали видео всей редакцией. И истина была-таки установлена: судья Лавский грубо ошибся, не показав Довгялло красную и не назначив опасный штрафной. Получается, “картинка” действительно влияет на оценку работы арбитров. Хотя слишком уж защищать от критики проштрафившихся рефери, как вы, не стану. Пускай их покритикуют! Устойчивее будут.

С.Н. А итальянская весточка о скором снятии с тамошних арбитров обета молчания — она прекрасна. Вот бы и БФФ с ходу уцепиться за этот прецедент! Причем могу легко развеять опасения главы департамента судейства касательно поспешности послематчевых контактов журналистов с арбитрами. Окей, мы будем согласны не тянуть рефери к микрофону прямо у бровки. Пусть он выйдет к прессе умывшийся и причесанный, отсмотревший все интересные ему и нам места матча на видео — такое общение действительно будет куда предметнее, а потому ценнее.

С.М. Кстати, от судейской темы легко прокладывается мостик к тренерской. А именно — к попершей из уст коучей нецензурщине. Вот резонансная история с Пунтусом — это ведь тоже, по сути, производная от того самого “эффекта ТВ”. Беда Юрия Иосифовича в том, что свою крылатую фразу он выкрикнул слишком громко и в сторону трибун. Но главное — что все это дело заснял на камеру какой-то ушлый паренек. Потому что, будем честны, ругаются на футболе все: игроки, тренеры, болельщики… Но не всех запечатлевают при этом в неудобный момент. Хотя тренера “Славии” это, конечно, не извиняет. И случай с Криушенко хорошо ложится в эту канву. Эмоции, которые прут наружу, лишь одна из причин тех самых “15 матов”. Есть и другая. Мне кажется, Игорь Николаевич в какой-то момент банально перестал отдавать себе отчет в том, что находится на официальном мероприятии. Никогда не был на футболе в Лунинце. Но, подозреваю, что антураж тамошнего зала для пресс-конференций такой забывчивости способствует (говорят, “прессухи” проводят чуть ли не в коридоре). Хотя Криушенко это, конечно, тоже не извиняет. А вывод простой: наши тренеры не до конца понимают всю публичность своей профессии.

С.К. По этому поводу у меня тоже есть предложение. Почему бы послематчевые пресс-конференции не проводить в раздельном формате? Сначала, допустим, к журналистам приходит тренер гостей — и отвечает на все вопросы до последнего. И только потом в зал приглашают рулевого хозяев — ровно с той же миссией. Так было бы свободнее, раскованнее для спикеров — и содержательнее, интереснее для аудитории. Не первый год ловлю себя на ощущении, что, сидя бок о бок, тренеры говорят в диктофоны с оглядкой на коллегу. И либо плодят банальности по всем правилам политеса, либо говорят, не договаривая. А если уж изредка и звучит что-то резкое, накипевшее (да в адрес судей или соперника), то бывает обратная реакция. И в ход идет мат-перемат, и начинаются перебранки, и хлопанье дверьми… Вот чтобы все это исключить, а заодно разнообразить палитру мнений, пусть бы тренеры выступали по очереди. Так, как принято в международной практике: в еврокубках, матчах сборных, в тех же России или Испании. В общем, в лучших домах, на которые мы так стремимся быть похожи.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?