Моментом в море. Александр Куль: будем искать домохозяек

21:55, 28 апреля 2016
svg image
693
svg image
0
image
Хави идет в печали

Облачиться таким экстравагантным образом экс-центровой баскетбольной сборной Беларуси, а ныне маркетинговый директор БК «Цмокi» согласился в благотворительных целях. Чтобы ускорить продажу билетов на модный показ «Red Dress МТС», вся выручка от которых пошла на лечение детей с больным сердцем…

— Это не так уж и плохо — красное платье в нашей стране, надеюсь, уже довольно устойчиво ассоциируется с известным благотворительным проектом. И, кроме того, я фотографировался не в платье. Просто обернули в материю, так как подобрать подходящий мне по габаритам размер было невозможно.

— Результату рад?
— Идея оказалась результативной и оправдала ожидания организаторов. Мы повысили продажи пригласительных билетов и смогли привлечь больше внимания к проблеме. На заключительном вечере я был в красной бабочке, потому что ношение платья не было обязательным условием участия в проекте.

— А жаль.
— Почему же? Для этого надо было бы привести себя в форму, правильно ходить. Нас же в баскетболе этому не учили. Мы только бегать да прыгать умеем.

— Но баскетбольные друзья могли отнестись по-разному к твоему показу в платье…
— Шуток, конечно, хватало, но ничего негативного я, слава богу, не услышал. Вряд ли кто-то из них побоялся бы высказать то, что думает на самом деле.

— Нам всегда было интересно, откуда у Александра Куля появилась такая большая любовь к родному языку.
— Не скажу, что эта любовь какая-то сумасшедшая. Просто, когда начал работать на посту маркетингового директора «Цмокаў», стал искать возможность привлечения внимания болельщицкой аудитории. Понял, что надо делать ребрендинг — и, считаю, он нам удался. Бренд «Цмокi» очень перспективен, прекрасно передает нашу аутентичность, и его можно развивать во все стороны.

— И сайт у вас белорусско— язычный.
— Это было логично, раз у нас национальный бренд. Тем более в клубе прекрасная пресс-служба, где работают люди, идеально владеющие родным языком. Но опять же на сайте можно найти объявления и на русском. Например, об оказании платных услуг в нашем спорткомплексе или о семинаре с участием доктора команды — это тот случай, когда русскоязычный текст будет более восприимчив потенциальным клиентом.

— И каков результат? Сколько людей в клубе разговаривают на белорусском?
— Ну, положим, такая цель изначально не стояла. Я работаю с болельщиками, привлекаю внимание к «Цмокам». А то, что происходит внутри клуба — это уже не ко мне вопросы.

— Право, как здорово было бы, если бы и в клубе все разговаривали на одном языке.
— Здесь у каждого свой путь, ведь невозможно заставить человека говорить на белорусском, если он этого не хочет. Если кто-то из ребят или тренерского состава к этому придет, будет классно. Это станет выходом на следующий уровень для белорусскоязычного бренда. Когда ко мне обращаются на родном языке — звонят в клуб, например, — я тоже на нем отвечаю.

— А из игроков кто-нибудь обращается на белорусском с намерением закрепить языковую практику?
— Нет, таких уникумов я еще не встречал. У них достаточно и других забот. Все-таки их задача показать высокий спортивный результат. Пусть хоть на английском разговаривают, главное, чтобы выигрывали.

— Кто для тебя самый выдающийся белорус?
— Уникальным писателем считаю Яна Борщевского — с его творчеством довольно неплохо знаком. «Шляхтич Завальня» — это не только первое национальное белорусское фантастическое произведение. Я где-то читал, что оно создано еще за полвека до того, как аналогичные творения стали писать в Европе. И, что еще интересно, Борщевский родился в деревне, которая находилась примерно в 50 километрах от того места, где вырос я. Так что это мой земляк.

— То есть легко можешь представить себя в то время.
— Нет. Я много читал исторических и фантастических книг, когда люди переносились в старое время, но, думаю, там все было не так сладко, как рассказывалось. Без антибиотиков и обезболивающих, во всяком случае… Свою родословную проследить пытался, но без особого успеха — все мои предки жили в деревнях, и шляхтичем из нас точно никто не был.

— И советская власть дала тебе возможность стать человеком?
— Скорее гены. Не будь я ростом выше среднего, наверное, так бы и остался жить на периферии. К Советскому Союзу же отношусь двойственно. Было много негатива — бесконечные процессы и поиски внешних и внутренних врагов, концентрационные лагеря, куда мели всех, от рабочих до академиков. С другой стороны, не все же занимались репрессиями, кому-то эта власть дала шанс пробиться и реализовать свои таланты и амбиции. И эти люди двигали прогресс и в планетарном масштабе.
Советский Союз, являясь тогда крупнейшим государством, наверное, приносил какой-то положительный баланс в расстановку сил в мире. Кто знает, если бы не было СССР, то Германия, возможно, пришла бы к мировому господству.

— Что впечатлило из последнего прочитанного о СССР?
— Очень много попадается материалов о людях, прошедших или закончивших свой путь в системе лагерей. Читаешь о тех условиях, в которых они находились, и понимаешь, что история СССР была очень сурова и неслучайно скрывалась от широкой общественности во времена его существования.

— И зачем только такая страна была нужна, положившая на алтарь своего рождения миллионы жизней?..
— Власть ведь такая штука — не все могут пережить испытание ею. Власть дает деньги и славу, один с этим справляется, другой теряет связь с реальностью. Неограниченная власть вообще чревата соблазнами. Кто-то начинает чувствовать себя равным Богу и потому делает все, чтобы задержаться у руля на долгие годы.

— Как тебе недавний случай с тай-боксером Виталием Гурковым, которому пришлось собирать деньги на участие в чемпионате мира, мимо коего он мог бы пролететь — скорее всего, из-за своей ярко выраженной национальной позиции. Кстати, ты не участвовал в этом краудфандинге?
— Я бы поучаствовал обязательно, если бы имел финансовые возможности. Увы, нынче они у меня совсем не те, что были раньше. Человек, который регулярно успешно отстаивает честь своей страны на международной арене, достоин поддержки в любом случае, разделяет кто-то его взгляды или нет.

— Однако прецедент заставил задуматься: а кто бы еще из звезд белорусского спорта смог так оперативно — буквально за день — собрать деньги на поездку на чемпионат мира?
— Дарья Домрачева — легко. На самом деле люди хотят, чтобы у них были герои, и они готовы их поддержать.

— Однако процесс национального возрождения не помогает пока насытить трибуны «Минск-Арены» на играх «Цмокаў»…
— Болельщик руководствуется результатами команды, а не тем, на каком языке в ней разговаривают. Хотя посещаемость наших матчей растет от сезона к сезону. Мы не используем административный ресурс, и на трибуны приходят только те, кто на самом деле болеет за команду. Полторы-две тысячи, на топовые матчи в два-три раза больше.

— Вы заметно проигрываете хоккейному «Динамо».
— Мы с ним не соперничаем, прямой конкуренции у нас нет. Если же говорить о посещаемости, то давайте порассуждаем и о других цифрах, но уже демонстрирующих финансовые возможности.
Сколько лет развивается белорусский хоккей, сколько средств в него вложено? Сравнивать с баскетболом просто неудобно. Хотя и мы не стоим на месте. Это движение последних лет, когда создают условия и тренерам, чтобы они работали на родине, а не уезжали при первой же возможности, и детям, повышающим свое спортивное мастерство. Но через сколько лет мы получим результат, когда в команду мастеров придут эти подросшие и возмужавшие мальчишки?

— Вообще-то результат можно получить и сегодня, нарезав «Цмокам» хотя бы половину бюджета того же хоккейного «Динамо».
— Пока мы руководствуемся сегодняшним бюджетом — не скрою, довольно скромным. И тратим его с перспективой, уделяя пристальное внимание подготовке резерва. Потому что за ним будущее. История знает немало примеров команд, которые закладывали едва ли не все деньги в зарплатную ведомость, покупали известных баскетболистов и даже довольно неплохо выступали — какое-то время. Но потом все неизменно накрывалось медным тазом, заканчивались деньги, уходили звезды, а своих доморощенных игроков у клуба не было. Поэтому стараемся не повторять чужих ошибок.

— Тем не менее, кажется, перспектива пополнения зрительской аудитории «Цмокаў» довольно велика. Исходим из того простого факта, что спорт высоких и сильных мужчин всегда будет интересен девушкам. А ведь в Минске много высших и средних учебных заведений.
— Идея хорошая, не скрою. Но у баскетболистов все-таки немного другие задачи. Первая и самая важная — хорошо играть и именно таким образом привлекать на трибуны болельщиков. А если они будут каждый день между тренировками кататься по университетам и проводить там лекции на тему «Как хорошо и приятно играть в баскетбол», то…

— …думаем, ребятам это будет приятно.
— Не сомневаюсь. Но какова будет эффективность этого шага?

— А вот не попробуете и не узнаете.
— Ну это же не один раз надо сходить, верно? Хотя бы раз в месяц. А учитывая насыщенный график поединков, нам нелегко вытащить игроков и на какие-то акции попроще. А когда они играют дома, то не хочется отрывать их от тренировочного процесса, чтобы команда могла нормально готовиться к матчам.
Вот когда есть паузы, мы стараемся что-то придумывать. Заставляем их рисовать и даже готовить. Ребята принимают участие в благотворительных акциях. А вы знаете, что в польском Влоцлавеке, где я раньше играл, как, кстати, и нынешний тренер «Цмокаў» Игорь Грищук, хорошо работала идея с домохозяйками?

— Что за тема?
— Дело в том, что градообразующее предприятие этого небольшого города — завод лакокрасочных изделий «Анвил», имя которого и носит клуб. Большинство людей работают именно там. Спортивная база до поры представляла собой довольно жалкое зрелище — мы играли в зале, где зрители могли следить за ходом матча только с балкона. А затем в строй ввели современную арену, где-то на пять-семь тысяч зрителей. Когда туда переехали, то поначалу болельщиков было немного. А потом начало работать сарафанное радио. Сходила одна домохозяйка на игру, ей понравилось, привела подругу, та мужа с ребенком, и началось… Недавно интересовался, как там во Влоцлавеке с посещаемостью, отвечают: «Дворец стабильно забивается на каждой игре».

— Можно только представить, сколько в Минске домохозяек. Остается дождаться, пока одна из них случайно не забредет на игру с вашим участием.
— Ха! Будем считать, что это еще один вектор нашей будущей работы.

— Насколько активно-спортивный образ жизни ведешь сам?
— В основном практикую пешие прогулки. К сожалению, работа отнимает львиную часть времени.

— Слышали, у тебя в прошлом году украли велосипед.
— Да, летом я чувствовал себя гораздо веселее, потому как куда приятнее было прокатиться на работу не в трамвае или на машине, а на велосипеде. А потом его — какая проза жизни — украли. Причем не только мой, но еще и велосипед старшей дочери. Воры перемахнули ночью через забор нашего дома. Наутро вызвали наряд милиции, благо РОВД находится неподалеку, но, наверное, злоумышленников надо было ловить по горячим следам.

— Есть, правда, шанс, что эти ловкие и бесстрашные, судя по всему, ребята, прочитают твое интервью, поймут, у какого классного человека они угнали велосипеды и их замучает совесть…
— Не думаю. Мне кажется, те велосипеды уже давно разобрали на запчасти.

— Давай все же верить в чудеса.
— А что нам еще остается?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?