Тур 6. Валерий Цыганенко. Пусть тренер выбирает ресторан

21:40, 10 мая 2016
svg image
1619
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тренерскому штабу “волков” пришлось прибегнуть к услугам 34-летнего Валерия ЦЫГАНЕНКО, который зимой объявил о завершении карьеры и стал тренером дублирующего состава “волков”. Как оказалось, преждевременно: нужда заставила ветерана с богатым и довольно экзотическим (Финляндия, Литва, Армения, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) послужным списком… дебютировать в высшей лиге Беларуси. Это случилось в игре стартового тура против “Нафтана”: Цыганенко вышел на поле в компенсированное арбитром время. Первый же полный поединок состоялся как раз на минской синтетике, а следом — интервью корреспонденту “ПБ”.

— Каково это, провести первые матчи в высшей лиге в 34 года?
— Да уж, неожиданно получилось. В межсезонье уже, было дело, закончил с футболом, однако работал вместе с ребятами, поддерживал форму. А здесь случилась такая ситуация, травмировались два защитника. Так и дебютировал.

— Как вообще так вышло, что за всю карьеру вы не сыграли ни одного матча в элите?
— У каждого своя судьба. У меня вот такая. Много где поиграл, в том числе в довольно необычных чемпионатах. Да, уровень не самый высокий, зато интересно. А из нашей высшей лиги предложений не было. Тренеры ведь приглашают в основном знакомых футболистов. Меня же в элите особо никто не знал. Да и игрок, честно говоря, был не слишком яркий. Так что спокойно к этому отношусь. Надо будет — выйду и сыграю. Мог оказаться в “вышке” еще в 2004 году. Играл в гомельском ЗЛиНе — неплохая тогда была команда, по меркам второго дивизиона. По окончании сезона поступил звонок из Речицы, “Ведрич-97” вышел в элиту, Виталий Павлов звал к себе. Однако у клуба появились проблемы с день- гами, и в Д1 речичане так и не попали. Вместо этого уехал тогда в Финляндию.

— Карьеру завершали по своей инициативе?
— Уже в прошлом году с Жуковским разговаривали на эту тему. Леонидович тогда предлагал: “Валера, заканчивай и принимай дублирующий состав”. Закончил. А зимой тренировался, но без особых мыслей, что буду играть. Правда, признаюсь, не хотел завершать игровую карьеру. Рановато еще, думал, в 34 года. Но уходить из “Ислочи” не собирался — этот клуб стал для меня родным. Играл за него еще в чемпионате области, когда вернулся из Узбекистана и никуда перейти было нельзя — трансфер стал бы уже третьим в сезоне. В “Ислочи” мне все нравится. А в плане атмосферы в коллективе — это лучшая команда из всех, что видел.

— Слышали, Жуковский на последней пресс-конференции пошутил, что вы, мол, чтобы сыграть, стали “чернить” футболистов?
— Да. Ну, это же всего лишь шутка. Надеюсь на это, по крайней мере. Ребятам желаю скорейшего выздоровления и возвращения в состав.

— А о том, что вы его теперь в ресторан должны вести?
— А это не шутка. Обещал, значит так тому и быть. Появится свободное время, поведу. Куда? Не знаю, пусть выбирает, в Минске мест много.

— “Ислочь” идет на втором месте: одни удивляются, другие не очень. Как это воспринимают внутри команды?
— Если бы перед началом чемпионата нам сказали, что после шести туров у нас будет 13 очков и второе место вслед за БАТЭ, сильно удивились бы. Но сейчас такого нет. Мы просто работаем от матча к матчу и пока на результат особо не смотрим. Проиграли брестскому “Динамо” — готовимся к “Минску”. Выиграли у “Минска” — думаем о “Белшине”. Жуковский ведь уже говорил об этом: знаем, что мы никого не сильнее в высшей лиге. Но в то же время пытаемся доказать, что и не слабее.

— Вы совмещаете тренерскую работу в дубле и выступления за основу — получается?
— Почувствовал: тренировать намного труднее. Стоять во время игры на бровке — совсем другое дело. Когда на поле в составе дублеров, тоже стараюсь подсказывать ребятам. Вы ведь в курсе, что команда новая, неопытная, игроки сырые. Надо еще помогать им — и на поле, и в быту. Работа сложная, но интересная.

— Чувствуете, что это ваше?
— Всегда любил футбол. Даже представить не могу, что занимался бы чем-то другим.

— Работаете, получается, со своим первым тренером.
— Да, Борис Михайлович Лазарчик приглашал в свое время в “Олимпию”, а сейчас я с Виталием Бразинским помогаю ему в “Ислочи”. На нас все: и дубль, и юношеские команды. До сих пор поражаюсь работоспособности Бориса Михайловича. Человеку почти 70, а он многим молодым даст фору.

— В списке ваших юношеских команд значится и “Атака”…
— Да. Вообще я начинал в минском “Тракторе”. Потренировался там буквально несколько недель. И как-то на одно из занятий пришел Яков Михайлович Шапиро. Пометил себе карандашом несколько фамилий. Так и оказался в “Атаке”. Затем у клуба начались проблемы, я не видел смысла там оставаться. Лазарчик меня оттуда и забрал в “Олимпию”. Они с Валентином Ивановичем Срибненко создали фактически первую частную школу в Беларуси. Частную и при этом бесплатную — скажем так.

— Вы уезжали легионерствовать по первому зову — были так легки на подъем?
— Мир хотелось посмотреть, другую культуру. Кто-то дома предпочитает сидеть, я — нет. Да, в сильные чемпионаты меня не звали, но и в тех клубах, что играл, было нелегко себя проявить. Меня все устраивало. Все было просто: позвонили, предложили, собрался, уехал. Теперь бы уже не собрался, даже если бы хорошие условия предложили. Наверное, возраст все же берет свое. Да и команду, повторю, нашел, в которой очень комфортно.

— Много интересного за карьеру повидали?
— Конечно. Везде свои нюансы. У всех разные менталитеты. В Кыргызстане выступал в период революций. Когда такое происходит, люди гибнут каждый день, народу не до футбола. Слава богу, сейчас все нормально. Вот и нынче два парня из Кыргызстана играют в “Крумкачах”. Пересеклись с ними, они меня узнали — когда я играл в “Абдыш-Ате”, они были совсем молодыми, только пришли в большой футбол. Но помнят. Пообщались. Рассказали, что в стране все спокойно.
Уровень футбола там, естественно, однозначно ниже, чем в Беларуси. Фактически есть два клуба — “Дордой-Динамо” и “Абдыш-Ата”. У них богатые хозяева, спонсоры, которые постоянно вкладывают деньги и всячески развивают футбол в стране. Остальные небогаты: сегодня есть средства — есть команда. Деньги закончились — она развалилась. Через некоторое время такая же однодневка появляется в другом городе. Но играть все равно было сложно. В первую очередь к погоде привыкать: бывает и под сорок градусов жара, и выше.

— Вы так и не рассказали, что с вами приключилось в Таджикистане.
— А что рассказывать? Работал с людьми, которые не отвечают за свои слова, не выполняют условия контракта. О каком комфорте может идти речь, когда каждый день начинается не с тренировки, а с выяснения отношений? До тренировки, после, даже во время. Причем не только из-за денег — и в бытовом плане неприятностей хватало. Из легионеров в “Худжанде” были я и пару человек с Украины. К нам относились наплевательски. Не говорю, что таджики плохие — не оцениваю людей по национальности. В семье не без урода. Знаю, что Петр Качуро там работал, не в курсе, как у него получилось, но у меня опыт печальный.

— Вы ведь в нападении играли, 14 голов забили. Вас ставили в атаку из-за высокого роста?
— Возможно. Вообще я везде на центральной оси успел поиграть.

— Высокий рост — 197 сантиметров — не мешает?
— Я его абсолютно не чувствую. Да, со стороны в сравнении с другими это выглядит, может, и удивительно. Но сейчас в футболе много игроков за метр девяносто. И нормально, бегают. Конечно, может, есть проблемы с координацией, но это не сильно сказывается.

— А в быту?
— Все абсолютно нормально. К тому же не такой уж я и великан. Был бы больше двух метров, тогда, может, и чувствовался бы дискомфорт. А так — в самый раз.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?