Наши люди везде. Однажды вывел на поле команду из восьми человек.История уроженца Беларуси, тренирующего в чемпионате Крыма

21:44, 11 мая 2016
svg image
1288
svg image
0
image
Хави идет в печали

В Беларуси Юрий почти не пожил, что, впрочем, не мешает нам считать его своим и раскрыть интересную футбольную биографию. Будучи футболистом, в 1992-м Гетиков выиграл чемпионат Украины в составе симферопольской “Таврии”. А сейчас работает одним из тренеров в клубе-правопреемнике “ТСК-Таврия”, выступающем в чемпионате Крыма.

О Беларуси

— Родился я в городском поселке Чечерск, откуда родом мои папа и дед. Первые год-два жизни даже провел в Беларуси. Но дело в том, что мой отец военный. Вскоре его перевели в Сибирь. Тем не менее каждое лето до шестого класса я приезжал на Гомельщину на каникулы к дедушке с бабушкой. Они жили у реки Сож. Простор, яблоневые сады, вечернее кино, рыбалка, грибы, сенокос… Гоняли с мальчишками в футбол. Сохранилось впечатление, что мне даже больше хотелось жить в Беларуси, чем в Сибири. Тянуло в эти края. Даже подумывал: а почему бы меня не отдать деду с бабушкой? Играл бы в футбол, жил себе в Чечерске…
Перестал ездить в Беларусь после чернобыльской катастрофы. Умерла бабушка. Дед попробовал переехать к нам. Однако после частного дома в городской квартире оказалось тяжело. Вернулся домой, но прожил всего год или два. Прошел две войны, имел тяжелое ранение…
О Беларуси у меня остались ностальгические воспоминания. Последние события разделили Беларусь, Россию и Украину. Это не очень приятно. С удовольствием приехал бы туда снова. Может, приведут футбольные пути или судьба закинет на работу. Семья у деда была большая — одиннадцать детей. Много родственников осталось.
Отец, кстати, болел за минское “Динамо”. От него симпатия передалась и мне. Даже пересекался по жизни с динамовцами, противостоял им. Будучи футболистом — Пудышеву, который заканчивал карьеру в якутском “Динамо”. Будучи тренером — Зыгмантовичу, который работал с “Сибирью-2”… А последняя встреча случилась на тренерских курсах в Киеве. Сергей Алейников читал лекции в качестве инструктора ФИФА. Пообщались, сдружились. Еще с Андреем Кляшторным и Геннадием Ротковичем играл в калининградской “Балтике”.

Об игровой карьере

Футболист из меня получился — нереализованных возможностей. Хорошо начинал. Недавно с удивлением узнал, что мои 9 голов, проведенных в 19 лет, местный рекорд для игроков этого возраста. До сих пор держится это смешное достижение. В семнадцать лет получил приглашение от московского “Спартака”. И сейчас жалею, что не принял его. Побоялся, что не подойду. Хотя Валера Карпин, которого звали вместе со мной, заиграл и стал знаменитым футболистом.
Дважды приглашали в донецкий “Шахтер”. 88-й, 89-й годы — как раз началась контрактная система. Я какой-то неудачный контракт подписал с омским “Иртышом”, и за меня надо было платить довольно серьезные деньги. Донецкую команду возглавлял Яремченко. Говорит: съезди в Омск, попробуй договориться, чтобы тебя отпустили. Потому что одно дело, когда “Шахтер” покупает у киевского “Динамо” Андрея Канчельскиса. И другое — когда берет не очень известного парня. Но я вернулся и как-то не стал поднимать этот вопрос.
Потом в карьере что-то не пошло. Может, тренеры не те попадались, может, проблемы со здоровьем помешали… Тем не менее выступал в первой российской лиге — в “Газовике-Газпроме”, “Иртыше”, “Балтике”, в высшей — в “Крыльях Советов”. Было уже не до рекордов. Старался играть и что-то зарабатывать.

О чемпионстве “Таврии” в 1992-м

Часто вспоминаем тот успех. Для всех он был очень неожиданным. Та “Таврия” чем-то похожа на сегодняшний “Лестер”, без упоминания которого не обходится ни один разговор о футболе. Игроки были интересные, но не на виду. А объединившись, составили неплохую команду. Тренеру Заяеву удалось пригласить Гудименко, Гладышева, Андреева… Молодой Саша Головко у нас играл. А лидером был Сергей Шевченко, нынешний тренер “ТСК-Таврии”. Подобрался коллектив, которому было очень тяжело забить. Если поднять статистику, то можно увидеть, что больше одного мяча “Таврия” не пропускала. Никто не мог с нами справиться, даже киевское “Динамо” в финале. Я играл в полузащите. Заработал угловой, с которого Сергей Шевченко забил золотой гол крымского футбола.
Заяев потом говорил: “Вы не представляете, что сделали. Кроме “Динамо” и “Шахтера”, никто, возможно, уже и не станет чемпионом Украины”. Как в воду глядел. Еще одна его фраза: “Если бы вы понимали футбол, как я, вы сошли бы с ума”. Хороший был тренер, организатор, психолог.
О подарках, которые нам вручили за эту победу, ходят легенды. Дали не то пылесос, не то маленький черно-белый телевизор. Что-то абсолютно несуразное. Сергей Шевченко рассказывал, что его внук решил как-то разобрать награды деда. Самая дорога медаль оказалась самой незаметной. В общем, не отметили должным образом наше достижение. Все ждали чемпионства киевского “Динамо”.

О крымских командах в России

После окончания карьеры одно время пытался заниматься бизнесом. Но жизнь направила на тренерскую стезю. Поработал с дублем омского “Иртыша”, финишировали в чемпионате вторыми. Однако потом сменилось руководство. Написал заявление об уходе. В начале 2013 года вернулся в “Таврию”. Взял юношескую команду 1997 года рождения, под дублем. Этот возраст называли неперспективным, но мы стали чемпионами Крыма. Позже набрал совсем мальчишек — 2005 года. А потом начались крымские события.
Понимал, что любой конфликт для футбола не может закончиться хорошо. Пострадали футбольные люди. Раньше они спокойно перетекали из одной страны в другую. Но в один момент нас этого лишили. И я осознавал, что заново это все нескоро выстроится. Крым — он ведь в большинстве своем российский. Люди говорят по-русски, не вполне воспринимают государственный украинский язык. Наверное, то, что случилось, было естественно.
Когда поднимался вопрос, как быть дальше, учитывалось мнение всех тренеров, в том числе детских. Все выбрали этот путь — выступать в чемпионате России. Надежды были, что “Таврии” удастся за короткое время попасть в ФНЛ и уже там решать высокие задачи. Команда собиралась в авральном режиме. На первых играх ребята даже плохо знали друг друга. Каждому крымскому клубу было обещано серьезное финансирование. Но потом оно стало сокращаться. Дошло до того, что клубы не смогли содержать школы и молодежные команды. Они теперь находятся в ведении других структур. Только три клуба имеют дубли. Но и они к главным командам относятся лишь косвенно.
В “Таврии” болезненно восприняли решение снять команду с розыгрыша второй российской лиги. Игроки снова разъехалась, и под чемпионат Крыма пришлось создавать уже новый коллектив.

О “Беркуте” из Армянска

Когда работал с детьми, параллельно тренировал “Кентавр” из Джанкоя. Это дочерняя команда “Беркута” из Армянска, выступающая в любительском первенстве Крыма. Однажды в “Беркуте” возник конфликт, и президент попросил возглавить коллектив. Постарался помочь, сохранил команду. Так бы ее не было еще год назад. Хотя и сейчас она переживает сложные времена, скорее всего, снимется с чемпионата Крыма.
Первый мой матч во главе “Беркута” — против “Севастополя” — получился уникальным. На поле в составе моей команды вышло восемь человек. За минуту до конца первого тайма подъехал еще один парень. Но мы к тому времени проигрывали уже три или четыре — ноль. Так вдевятером и доиграли до финального свистка. В итоге уступили 0:6. Вопиющий случай для профессионального чемпионата.
Похожий поединок провел и “Бахчисарай”. Только уже сознательно. Футболисты вообще не хотели участвовать, но, видимо, их попросили. Вышли всемером. На 10-й минуте один из игроков получил травму и на поле остались шестеро. А по правилам в таком составе команда не может продолжать игру. Хотя сейчас дела у “Бахчисарая” наладились, команда идет третьей.
В “Беркуте” много трудностей было. Финансовые проблемы наложились на конфликт команды с президентом. Задолженности перед футболистами оказались значительными. Зимой два месяца я отработал бесплатно. Хотя не скажу, что все совсем уж плохо было. За короткий срок удалось сделать крепкую команду.
Когда я уже покинул ее, “Беркут” провел еще один уникальный матч. И опять против “Севастополя”. До 90-й минуты проигрывали 0:1, но потом дважды забили на контратаках — 2:1. Однако после игры выяснилось, что команда умудрилась провести шесть замен, хотя по регламенту положено только пять. Ладно, тренеры волновались. Но ведь и судьи растерялись. В концовке один из игроков “Беркута” получил травму. Вот арбитр, возможно, и подумал, что после паузы запускает на поле его, а не нового футболиста, выпущенного на замену. В итоге КДК присудил “Беркуту” техническое поражение. Такой вот казус.

О “ТСК-Таврии”

Поговорил с людьми, дошла информация, что “Беркуту” вряд ли удастся решить финансовые проблемы. А когда футболистам не платят, мотивировать их практически невозможно. Решил перебраться в “ТСК-Таврию”. Вторая причина ухода — хорошие отношения с Сергеем Яковлевичем Шевченко. Не мог отказаться от предложения стать его ассистентом. Как бы тяжело ни жили, это все равно флагман крымского футбола, команда с традициями, команда, в которой мы играли. Кстати, тренер вратарей “Таврии” — бывший игрок могилевского “Днепра” Борис Белошапка. Вспоминает иногда Беларусь, возвращаемся с ним в прошлое.
За четыре тура до финиша лидируем, на 9 очков опережаем “Севастополь”, идущий вторым. Но в истории футбола немало случаев, когда без пяти минут чемпион на финише спускал преимущество.
Самые знаменитые игроки “Таврии” — Антон Монахов, выступавший в “Спартаке”, и Денис Голайдо (бывший игрок “Слуцка”. — “ПБ”.). Есть и другие известные футболисты. Бюджет “Таврии” формируется из нескольких источников. Министерство спорта России финансирует Крымский футбольный союз. Получаем оттуда деньги на переезды, проживание, сборы, экипировку. В общем, на все, за исключением зарплат футболистов. Это уже прерогатива президента клуба. Он ищет спонсоров. Поскольку это самая серьезная статья расходов, команды и переживают нелегкие времена.

О чемпионате Крыма

Каждый клуб в чемпионате Крыма испытывает финансовые трудности. Из восьми команд только две, наверное, живут более или менее нормально, в профессиональном режиме. Это “Севастополь” и “Евпатория”. Там задолженности минимальные. Недавно кое-как выкарабкался “Бахчисарай”, где не платили месяца четыре.
Зарплаты в чемпионате Крыма разные. У молодых футболистов — где-то 15 тысяч рублей. У игроков посерьезнее — 50. Начинали мы, когда доллар был равен 30 рублям. Тысяча-полторы выходило. Когда он стал 60, 70, 80 — это уже меньше тысячи. Несмотря на трудности с финансированием, футболисты нигде не работают, помимо футбола. Даже в “Беркуте”. Хотя ребята не раз говорили: может, стоит устроиться куда-то? Выступают в Крыму парни и с российскими, и с украинскими паспортами. Белорусов нет. Хотя у меня играл Мурат Бураев, который недавно ездил на просмотр в Гродно.
По уровню чемпионат Крыма сравнил бы со второй российской лигой. Возможно, отдельные команды — “Севастополь”, “Таврия” — при определенных обстоятельствах смогли бы конкурировать с клубами ФНЛ. Многие из этих команд поиграли в премьер-лиге Украины.
К сожалению, сегодня у “Таврии” ничего нет. Ни база, ни стадион не принадлежат клубу. Хотя в 2013 году у команды было даже две базы. При Украине “Таврия” считалась негосударственным клубом. В итоге частники забрали свое и ушли. У нового клуба ничего не стало.
Зрительский интерес — большая проблема. Людей ходит совсем немного. Вспоминаю матч “Таврии” с киевским “Динамо” в конце 2013-го — 14 или 15 тысяч болельщиков пришли. Сейчас уровень турнира не позволяет собирать стадионы. Единственное, в Керчи соскучились по футболу — до пяти тысяч приходит. Ну, и противостояния “Таврии” и “Севастополя” собирают три-четыре тысячи зрителей. Аудитория других матчей “Таврии” — 1000-1500 человек. В Симферополе вход свободный. А вот в Севастополе пытались брать какие-то деньги за футбол.
Но главная проблема — нехватка денег. Хорошего продукта без них не сделаешь. Хотелось бы, чтобы в турнире участвовали финансово устойчивые клубы. Чтобы они могли содержать не только главную команду, но и молодежные.

О будущем

Жить в Крыму всегда было хорошо. Но сейчас хватает трудностей — санкции, отсутствие связи… Хочется работать в нормальных условиях, чтобы труд оплачивался. Футбольная жизнь непредсказуема. Где окажусь завтра, неизвестно.
Слышал, что вынашивается идея возродить “Таврию” в Херсоне. Однако это все равно что минское “Динамо” перенести в Польшу. Наверное, в Херсоне появится клуб. Возможно, даже будет называться “Таврия”. Но это ведь совсем другая “Таврия” получится.
Всех в Крыму подогревает мечта о выходе в Европу. Крымский футбольный союз ведь имеет особый статус. Есть надежда, что после чемпионата мира 2018 года ослабнут санкции. И первенство Крыма либо войдет в состав чемпионата России, либо продолжит существование в автономном виде, но при условии выделения хотя бы одного места в еврокубках.
Хочется, чтобы было хорошо. А достичь этого “хорошо” можно разными путями. Один из них — это самостоятельный чемпионат Крыма. Другой — вхождение в первенство России. Какой из них принесет успехи клубам и радость болельщикам — трудно сказать. Возвращение же на Украину сегодня просто невозможно. Ситуация — все равно что с чемпионатом Союза. Многие ностальгируют по нему, но возможно ли сейчас его возрождение? Это практически нереально.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?