Единоборства. Театр теней. Таэквондо под ковром

22:25, 12 мая 2016
svg image
11274
svg image
0
image
Хави идет в печали

Пять лет непонимания

Все излагаемое под этим подзаголовком — не мнение автора, а информация, полученная на днях от самых разных источников. Не каждый из них согласился выступить на страницах издания от своего лица. Хотя фамилии все равно будут — ниже.
Недовольство целого ряда тренерских кадров текущим положением дел связано с периодом председательства Сергея Гурулева. Он заступил на пост в сентябре 2011 года и находится у руля до сих пор. До апреля 2016-го — в сотрудничестве с исполнительным директором Борисом Нагорным, затем — с Андреем Чучвалом.
За прошедший период было допущено закрытие Минской городской федерации (МГО) — структуры, объединяющей более половины увлекающихся видом спорта в стране. Имелись претензии, лично — к зампреду и главному тренеру Денису Шкалову, касательно принципа формирования выездных составов команд, где у разбитого корыта зачастую оказывались столичные единоборцы — по решению наставников, среди которых преобладали специалисты из периферии. “Центр” оградили и от принятия управленческих решений: в президиуме его представители не фигурируют с 2012-го.
Здесь важно заметить: обладателем единственной олимпийской лицензии в Рио-де-Жанейро (и первой в истории Беларуси в этой дисциплине) стал Арман-Маршалл Силла — как раз воспитанник столичной школы СДЮШОР профсоюзов “Спартак”. Кстати, подготовка к Рио, по заверениям широкой группы неравнодушных, выступала индульгенцией ото всех инициатив к переменам. Мол, придет время — сядем за стол переговоров и выслушаем каждого.
Дебют нашего спортсмена на Играх не должен вводить в заблуждение по поводу прогресса в результатах, поскольку стал более объективным отбор: впервые он проходил по рейтингу, как в дзюдо. Следует учесть и наступление эры электронных жилетов.
Что действительно следует поставить в заслугу теперешнему руководству БФТ, так это активное привлечение средств. Не сугубо за счет взносов — а их суммарная составляющая за годы естественным образом увеличилась с количеством занимающихся таэквондо, — речь и о спонсорских заимствованиях. Их размер благодаря Гурулеву возрос в несколько раз. Вот только значительных финансовых инъекций — на местах в том числе — никто особенно не ощутил. Тренеры признаются: деньги и многое прочее для тренировочных и соревновательных надобностей приходится изыскивать самостоятельно.
Отчета по доходно-расходной части члены федерации уже пару лет не слышали. Доклад ревизионной комиссии, как непременная практика, “забылся”. Дело даже необязательно о каких-либо подводных камнях — речь об отношении к уставу, который соблюдается спустя рукава.
Без чрезмерного энтузиазма верхушка БФТ взялась и за поддержание внешних контактов. После ухода в 2013-м генерального секретаря Ивана Титова концы вовсе были обрублены, и представлять Беларусь на генеральной ассамблее Всемирной федерации таэквондо (ВТФ) оказалось некому. Еще годом ранее в стране был проведен последний семинар при участии иностранных коллег. С сезона-2011 у нас не проходили международные турниры.
Довести свою точку зрения до главы БФТ и попытаться прийти к взаимопониманию было крайне сложно: старты внутреннего календаря Гурулев не посещал. По рассказам делегатов всевозможных форумов, парадом на них командовал исполнительный директор Нагорный. А попытки встретиться с первым лицом вида спорта обрекались на провал. В заявке на прием страждущим отказывали. За исключением единственного прецедента, когда на диалог с Сергеем Петровичем дали добро Олегу Меджитову.

За кем закон?

Далее обнаружилась правовая коллизия. В сентябре 2015-го истек срок полномочий выборных органов БФТ. Они в соответствии с уставом обязаны переизбираться каждые четыре года. В противном случае теряют легитимность. На это указали Минспорта и Минюст, отвечая на коллективное обращение специалистов: “Министерством юстиции Республики Беларусь обращено внимание ОО “БФТ” на необходимость соблюдения положений собственного устава при созыве и проведении заседания высшего органа — Конференции ОО “БФТ”, сроков полномочий органов данной организации…”
Схожая ситуация и в регионах. “В Бресте регулярно проводился республиканский детско-юношеский турнир, собиравший не менее 600 человек, чего два года уже не происходит. Все дело в том, что мы не согласны с позицией областного председателя, который хочет на этом заработать деньги. Да, везде есть стартовые взносы, но после окончания соревнований они внезапно пропадают. Никто денег не видит, электронное оборудование, материально-техническая база не обновляются. Допустим, состоится чемпионат — на нем кто-то обогатится?” — делится наболевшим Сергей Диканев, тренер-преподаватель областного отделения.
“Единственная помощь от федерации — это выделение автобуса. В остальном все расходы в последнее время покрывались родителями, школами, командирующими организациями”, — поясняет тренер-преподаватель Брестской СДЮШОР Андрей Лещев.
В итоге последовало коллективное письмо восьми брестских специалистов в БФТ: “…Происходит полный беспредел со стороны незаконно исполняющего обязанности руководителя отделения Шайхутдинова Рустема Рашитовича, который более трех лет отказывается проводить перевыборы, бесконтрольно и незаконно распоряжается финансами и имуществом федерации в личных целях… В течение данного срока перестали проводиться не только общие собрания членов отделения, но и заседания совета и правления, ревизионной комиссии, руководитель перестал отчитываться о своей работе, собирать тренерские советы… В июне 2014-го правление областной федерации инициировало приезд исполнительного директора республиканской федерации Нагорного Б.Г., который выявил ряд нарушений в работе Шайхутдинова Р.Р. и изъял все документы с обещанием навести порядок. Дальнейшая судьба этих документов до сих пор неизвестна, при этом печать областной федерации изъята не была, а деятельность Шайхутдинова Р.Р. не приостановлена”.
В Гродно более невостребованы услуги Вадима Лихачевского, тренера клуба “Ханган”: “Главная проблема в руководителе областной ячейки Карапетяне А.Л., который категорически против открытия новых автономных отделений. Он крайне не приемлет конкуренцию. Пару лет назад сказал прямым текстом: “Сделаю все, чтобы твой клуб закрылся”. Меня, имеющего более десяти лет стажа, уволили со всех спортивных школ. И это при том, что я подготовил призера чемпионата мира по кадетам Дмитрия Малиновского. А на вакантное место, кстати, взяли легкоатлетку — с оправданием, будто она прошла какие-то курсы. Собрания не проходят порядка восьми лет, никакой выборности, отчетности. Сильнейшие бойцы переманиваются Карапетяном и его людьми лучшими финансовыми условиями”.

Ломились в закрытую дверь

Последней каплей стало произошедшее в прошлый четверг. На 5 мая генсек НОКа Анатолий Котов назначил форум для широкой дискуссии, куда приглашались “члены федерации, представители НОКа Беларуси и заинтересованные” по адресу Кирова 8-2, в здание Минспорта.
Дальше — слово старшему тренеру по Минску Денису Лашуку: “Людей звали на публичный разговор о проблемах таэквондо, однако вышло все совершенно иначе. Во-первых, собралось, по меньшей мере, 25 человек — среди них и приезжие тренеры. И их банально не пропускали в соответствующий зал! Откуда ни возьмись, появился какой-то узкий список “персон грата”. Туда из всех желающих попасть на мероприятие входили только я и Олег Меджитов. Остальным преградили путь сотрудники департамента охраны. Причем время начала “круглого стола” в пригласительном письме было указано неверно! Мы с коллегой вошли в аудиторию в 14.20, когда, согласно сообщению накануне, до открытия полемики оставалось десять минут. На самом же деле она была в самом разгаре. Хотя почему полемика? Нам попросту затыкали рты. Пришли с перечнем предложений, а в итоге ничего не удалось сказать. Якобы не время решать наши вопросы…
Неоднократно обращался с запросами в БФТ с просьбой уточнить суммы, которыми может располагать городская федерация. Поскольку своего расчетного счета у нас нет, все членские взносы шли в “республиканский” бюджет. До сих пор никакого ответа нет. Какие там цифры — суждено лишь гадать. Встала бухгалтер с буквально двухминутным сообщением. Дескать, такая-то сумма членских взносов была потрачена на аренду автобуса для поездки на состязания. На что ушли спонсорские вложения — ни слова”.
Добавим, что пакет инициатив сводился к тому, чтобы “выдать разрешение на открытие счета МГО”, “подготовить акт сверки по возвращению 50% оплаченных взносов членами БФТ, представляющим Минск в 2012-16 гг.” и “включить в президиум представителей МГО”.
В результате был создан организационный комитет по подготовке и проведению республиканской отчетно-выборной конференции, о чем сообщает официальный сайт БФТ. Она назначена на 10 июня. Там ждут по пять делегатов от Минска, Минского областного и Витебского отделений, по три — от брестчан, могилевчан, гомельчан и гродненцев. Их необходимо предварительно избрать. Такая схема по душе не всем.
Все наболевшее возмущение — в выдержках из обращения к первому вице-президенту НОКа Максиму Рыженкову за подписями столичных тренеров Сергея Явида, Дениса Лашука и Вячеслава Гринкевича: “Мы с большим воодушевлением восприняли идею объединительного “круглого стола”… Однако всех нас просто не пустили на это заседание! На входе в здание нас встретили милиционеры отдела охраны Ленинского РУВД, которые, ссылаясь на приказ начальника и “особый список”, запретили нам входить в здание… (несмотря на то что вход туда открыт для всех по предъявлению документа, удостоверяющего личность). Как потом нам стало известно, данный “беспредел” стал возможен по прямой договоренности нового “исполнительного” директора БФТ Чучвала А.Н. с отделом охраны Ленинского района г.Минска. По данному факту мы уже обратились за разъяснениями в прокуратуру г. Минска. О том, что нас не пускают, были проинформированы и участники “круглого стола”, включая представителей Минспорта, и непосредственно генеральный секретарь НОКа Котов, по чьему личному приглашению и пришли на этот “круглый стол”. Вместе с тем мы более часа пробивались в здание, звонили в различные инстанции, пытались объяснить сотрудникам охраны неправомерность их действий…
Принятое решение о проведении выборов считаем грубейшим нарушением законодательства об общественных объединениях и ущемлением прав всех членов федерации (мы представляем более 1500 человек при численности всей федерации в 2800 членов по состоянию на 1 января 2016 г.)”. Здесь намек на то, что занимающихся в ряде областей много меньше, а делегатов им позволено иметь идентичное количество или почти столько же.

Другая правда

Приведенные факты были бы неполными и ангажированными, откажи мы в праве для объяснений критикуемой стороне. Бывший исполнительный директор Нагорный нынче пребывает в госпитале в ожидании плановой операции. Его позицию на следующей неделе, естественно, выслушаем. А пока — желаем крепкого здоровья.
Зато узнать мнение его преемника Андрея Чучвала удалось: “Надо понимать, что на “круглый стол” была квота представительства — по два делегата от регионов. Делать какие-то преимущества для столицы? Почему? Да, была нестыковка по пропускному режиму. Однако ведь это не наш объект: я тоже не приду к вам в редакцию без приглашения. Он охраняется Ленинским РУВД.
План же, включающий сведения о тех, кто допускается на мероприятие, был принят за день до его проведения. Согласно утвержденному порядку — председатель областной организации и старший тренер. Аналогичная ситуация по минским кадрам — 4 и 5 мая утром мы все сообщили. Причем ими устраивается сознательная провокация: говорят, факс не работает. Тогда воспользовались электронной почтой, вайбером — в общем, всеми доступными средствами связи.
Обсуждение стартовало раньше запланированного? Исключено! В 14.28 зашел в здание с генеральным секретарем Котовым. И как раз потратил время, чтобы разобраться с пропускным режимом. Дали команду на вахту, чтобы все желающие могли войти в зал. Они опоздали буквально на пять минут, а никак не на час! Лично я подготовил повестку из десяти пунктов. Там и включение любого представителя в президиум и тренерский совет, предоставление инвентаря, сверка бухгалтерских учетов. От Меджитова же услышал одно: дайте нам открыть счет. А по ходу заседания он получил около восьми замечаний за неподобающее поведение — все зафиксировано в протоколе. Более того, выступить с трибуны мог любой. По окончании “круглого стола” первый замминистра спорта Александр Гагиев выяснил: “Все удовлетворены?” Оказалось, все. А тут снова…
Относительно существования так называемой Минской городской организации вопрос был полностью урегулирован. Она создана с нарушением устава. Никто не возражает, чтобы туда входил Меджитов, Лашук или еще кто-то. Но нужно в законном порядке провести выборы делегатов на отчетно-выборную республиканскую конференцию — с одновременным переизбранием всех органов. Для начала вообще стоит легитимизировать наименование, потому как оно не соответствует уставу. В данном случае мы имеем дело не с МГО, а с отделением таэквондо по Минску. Притом учреждали его всего 36 человек — из полутора тысяч членов. Вот 6-8 мая были Олимпийские дни молодежи города: присутствовал я, а из тренеров — только Явид и Лашук. А где прочие?
Что касается легитимности органов БФТ, то здесь вопросы со стороны Меджидова некорректны. Ведь их задает организация, не признанная общественным объединением!”
Скандал и размолвки, пожалуй, не выгодны обеим оппонирующим сторонам. Разобраться без вмешательства СМИ и руководства отрасли не довелось. Теперь остается надеяться, публикация приведет к тому, что обращать внимание на дела в белорусском таэквондо все чаще станем исключительно по спортивным поводам.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?