Игорь Грищук. Младшего внука еще не видел

21:52, 19 мая 2016
svg image
1339
svg image
0
image
Хави идет в печали

И хочет поскорее оказаться в кругу родных, расцеловать полугодовалого внука, которого видел пока только в “скайпе”.

— Я человек критического склада, но доволен тем, как провели сезон. Главное, доказали: мы — команда. Заставили всех с нами считаться. Важно, что показали хорошую игру не в одном матче. Хотя после стартовой победы в лиге ВТБ над УНИКСом кое-кто говорил, что раз в год и незаряженное ружье стреляет. Не стоит принижать наших заслуг. Заметьте: за весь чемпионат УНИКС на своей площадке проиграл только нам и ЦСКА. Конечно, случались и неудачные матчи, досадные поражения. Чаще всего это происходило потому, что из-за травм теряли ведущих игроков. Скажем, лишились Штутца на три месяца (с учетом его восстановления), а никого взамен купить не могли. Бюджет не позволял. Мы не ЦСКА, где два десятка баскетболистов, и если один сломался, его безболезненно меняет другой. Было сложно. Но вышли из ситуации. Важно, что у нас есть “химия”, ребята верили тренерам. Поэтому и добились лучшего результата за последние годы. Когда-то ждали два года первой победы в лиге ВТБ, сейчас их у нас 9, а с учетом Кубка ФИБА — 17. Хотя участие в нем оставило самый большой осадок, нам не повезло. Не смогли еще разок выиграть на выезде — это позволило бы пройти в топ-16. Уступили это право киприотам только по разнице мячей в очных встречах.

— Хотя имели на руках все козыри в домашнем матче: за 2.20 до сирены вели с разницей в 11 очков, но растеряли преимущество на флажке. Что пошло не так?
— В такие минуты особую роль играет психология. Все недавно смотрели финальный матч Евролиги, где суперклуб ЦСКА растерял 20-очковое преимущество и смог добиться победы над “Фенербахче” только в овертайме. И это игроки по два миллиона долларов! В баскетболе может произойти все что угодно. Те, кто это понимает, не будут обвинять: мол, тренер не взял тайм-аут или еще что-то не так сделал. В игре все решает психология, многое зависит от баскетболистов. Тот же Де Коло, которого назвали самым ценным игроком, — сколько он наошибался в концовке! Будь моя воля, звание MVP отдал бы Хряпе. Если бы не Виктор, ЦСКА не выбрался бы из ямы, в которую угодил.

— Поражение от грузинской “Виты” — самое неприятное в сезоне?
— А что “Вита”? Забил бы Ульянко на последних секундах два штрафных, и улетели бы мы из Тбилиси победителями. Кто там был, знает, в каких условиях приходится играть. Тренера “Зенита” Карасева выгнали из зала, “Калев” выиграл всего очко… Если уж вспоминать поражения, то самое обидное — домашнее от ВЭФа. Вели с разницей в 10 очков за полторы минуты до конца. Одна потеря, вторая — и проиграли. А так в таблице финишировали бы на одно место выше. В турнире такого высокого уровня огромное значение имеет бюджет. Это важный инструмент в руках тренера. Хочу пригласить Хайнса, а финансовые возможности позволяют брать, условно говоря, Ситника. И как я могу быть с тем же Итудисом в равном положении?

— Каким будет бюджет “Цмокаў” на следующий сезон?
— Таким же, как сейчас.

— Бесстрастная статистика свидетельствует, что “Цмокi” объективно заняли 12-е место. Именно на нем команда по среднему показателю набранных очков (80,5), подборов (36) и эффективности (86,2), лишь по количеству передач — 14-я.
— Да, все объективно. Хотя обязательно будем стремиться попасть в плей-офф.

— Зато по среднему показателю посещаемости домашних матчей “драконы” восьмые — 1344 зрителя. Позади остались те, кто выше в таблице — “Нижний Новгород”, “Нимбурк”, “Красный Октябрь”, ВЭФ.
— Интерес присутствует, и это радует. Не так сложно раздать билеты, чтобы заполнить трибуны. Важно, что болельщики сами приходят на матчи, верят в нас. Их поддержку мы очень ценим. Принципиально не используем административный ресурс. То есть боремся за людей тем скромным набором возможностей, что имеем. И наши показатели кажутся на этом фоне вполне приемлемыми.

— Известно, что команду покинул Гаррет Штутц. Чье это решение?
— Штутц — хороший игрок. Он здорово проявил себя на предсезонных сборах, удачно начал чемпионат. Но его подкосила серьезная травма. По большому счету Гаррет, так и не вернулся к той форме, что была у него на старте сезона. С тренерским штабом приняли решение отпустить его в другой клуб.

— Ходят слухи и о скором расставании с Марашем.
— Ваня раздумывает над тем, чтобы трудоустроиться за рубежом. Он отыграл здесь полтора года. Здорово помог команде, показал, что является игроком очень хорошего уровня. Подтвердил это и в нынешнем сезоне. Сегодня на него претендуют клубы с большим, чем у “Цмокаў”, бюджетом. Поэтому понимаю Ванины терзания — и спокойно приму отъезд Мараша, случись ему дать согласие на переход в более статусную команду с существенным повышением оклада. Думаю, если встретимся лет через десять, то пожмем друг другу руки и будем вспоминать, как вместе побеждали.

— Мараш вызван в сборную Черногории. Считаете себя причастным к его прогрессу?
— Безусловно. Он играл в “Цмоках”, проводил много времени на площадке, сумел доказать, что достоин вернуться в сборную. Лига ВТБ — отличный трамплин для баскетболистов.

— Что-то определенное уже можете сказать об остальных легионерах?
— Со всеми будем разговаривать и определяться с их будущим до конца мая. Может, чуть дольше останется открытым вопрос по Хиллиарду. Срок контракта Тони уже истек, но до 15 июня у него есть опция продолжить сотрудничество. Будем ждать ответа. Он имеет предложения, выбирает. Если не найдет лучших условий для себя и согласится играть дальше за “Цмокаў”, вернемся к разговору о новом контракте.

— А на кого рассчитываете из ветеранов команды?
— На всех. У нас растет хорошая молодежь, но ребята пока не готовы выйти на лидирующие позиции в лиге ВТБ. Для меня не существует понятия “ветеран”. Сам играл до 38 лет. Играл бы и дальше, если бы босс клуба Михевич не сказал, что должен закончить карьеру: “Ты легенда. Мы хотим твою майку повесить под сводами зала, провести прощальный матч”. Крайне сложно было принять подобное предложение. Поэтому для меня важно решение самих ребят — захотят ли Лашкевич, Ульянко, Кудрявцев продолжить играть, чувствуют ли в себе силы. Плюс мы намерены кое-кого из белорусов вернуть в команду. В частности, разговаривал с Алексеем Тростинецким. Надеюсь, он даст добро на мое предложение.

— А в других белорусских клубах никого не присмотрели? Скажем, в финале против “Цмокаў” результативно сыграл Ситник…
— Парень он действительно неплохой. Но на этой позиции у нас есть Кудрявцев, Лютыч. Если бы Кирилл играл первого номера — да, можно было бы разговаривать. А так считаю, что наши ребята выглядят сильнее.

— “Цмокi” доигрывали чемпионат вшестером — катастрофа?
— Травмы… Три недели не играл Лютыч. Ульянко выдал превосходный матч в Гродно, но тоже травмировался. Вот и остались вшестером. Если бы были все в строю, делали бы большую ротацию, наверняка выиграли бы крупнее. Ребята, конечно, уже сидели на чемоданах. Прекрасно это понимал — сам был в их шкуре. Но настроились, выиграли. Я говорил им, что национальный чемпионат — это главное. Просто так медали не даются — их нужно поднять с паркета.

— В чем смысл появления в конце сезона в “Цмоках” Козлова, если он почти не играл?
— Сергей провел с нами первый предсезонный сбор. Я сделал вывод, что он слабоват для лиги ВТБ. Договорились, что поедет играть на Украину. После возвращения не заметил, чтобы парень прибавил. Не всем дано играть на таком высоком уровне.

— По какому принципу вы определяли пару легионеров на матчи плей-офф?
— Спички не тянули. Отталкивался от того, в каком состоянии пребывали белорусские игроки. Когда травмировался Ульянко, сразу ввел в состав Мараша. Благо имели двух плеймейкеров — могли варьировать. Очень не хватало Лютыча. Вот где Виталий должен доказывать, и прежде всего самому себе, что он сильный игрок. И тогда большое будущее, которое ему предрекаю, станет реальностью.

— Шесть матчей в чемпионате — не маловато ли? В соседних странах лидеры играют со всеми хотя бы в один круг. У нас это реально?
— Думаю, нет. Слишком плотный график. Осенью и зимой играем в еврокубке и лиге ВТБ каждый третий день. Как выкроить время, чтобы участвовать еще и в чемпионате Беларуси? А болельщики нас видят — на “Минск-Арене”, по телевизору. То, что начинаем с плей-офф, — самый приемлемый вариант. Хорошо, что федерация сделала ограничение по легионерам — поддерживаю это решение. Надо, чтобы развивались белорусские баскетболисты. К тому же наши соперники имеют преимущество своей площадки, так что шансы подравниваются.

— Насколько активно вы намерены участвовать в поиске новичков?
— Это главная забота на лето. Работа уже идет полным ходом. Агенты присылают много материалов на своих подопечных. Надо внимательно выбирать. Ведь в одном случае можешь попасть “в яблочко”, а в другом промахнуться. И это станет проблемой. Общаешься с тренерами, узнаешь об игроке как можно больше: какой он человек, что умеет, насколько работоспособен. На видео ведь увидишь далеко не все из того, что тебя волнует.

— Важная последняя новость — приход в тренерский штаб Александра Куля. Какие функции ему поручаются?
— Саша будет тренером по физподготовке.

— Вы продлили контракт с “Цмокамi” еще на сезон. В чем главная движущая сила?
— В том, чтобы трудиться в очень интересной и сильной лиге. Не каждому тренеру предложат эту возможность. В своей карьере я намерен идти дальше, работать и в других клубах. Когда проявляешь себя, добиваешься определенных успехов с “Цмокамi”, то показываешь потенциальным работодателям, что способен успешно трудиться и в клубе с большими финансовыми возможностями. В “Химках” или в “Локомотиве”, например.

— Ждете предложений?
— Уже нет. В этом году быстро принял решение о подписании контракта. Меня здесь все устраивает. В клубе нормальная “химия” среди игроков и тренеров. Не везде такое бывает. В прошлом году были приглашения. Сегодня, если и позвонят, то поздно. Думаю, год здесь еще выдержу.

— 9 июня у вас день рождения, который наверняка встретите в семейном кругу. Обычно это выливается в шумные застолья?
— Так было на пятидесятилетии, сейчас же отмечу скромно. В этом году юбилей у жены, вот для нее устроим настоящий праздник. К нам приедет много ее друзей, девчонки, с которыми она танцевала в “Чараўнiцах”. Вот это будет шумно и весело.

— По ходу сезона сколько раз виделись с женой?
— О, наверное, побил свой антирекорд. Всего пять раз за десять месяцев! После 31 года совместной жизни по-прежнему влюблен в супругу! Благодарен богу, что он наградил меня большой, дружной семьей. Двое детей, столько же внуков. Младшему полгода. Представьте, я его еще не видел, на руках не держал. Жду не дождусь этого прекрасного мига.

— Вашему сыну пятнадцать — возраст, когда присутствие отца рядом весьма желательно…
— Согласен. Но такая работа — приходится многим ради нее жертвовать. Но мы общаемся с Сашей каждый день по “скайпу”. Где бы я ни был. Нынче с коммуникацией нет проблем.

— Насколько он откровенен с вами?
— Пожалуй, больше с женой. Сейчас у него такой период, что старается показать, будто все знает, во всем разбирается. Хочу стать для него другом. Сегодня этого пока нет. Но буду стараться.

— Это сильно огорчает?
— В общем да. Хочется, чтобы сын доверял мне больше.

— Он по-прежнему увлечен плаванием?
— Достал его за ухо из бассейна. Чтобы потом не жалеть, что не отдал в баскетбол. Он высокий мальчик — уже под два метра. Занимается четыре года в “Анвиле”, моем родном клубе. С ним работает Гжегож Кожан — очень хороший тренер. Периодически звоню ему, узнаю, как получается у сына. Сказал, что бросок есть. Прибавляет, но не так быстро, как мне хотелось бы.

— Как планируете провести отпуск? Выезд на юг к морю входит в обязательную программу?
— Разумеется. Точно пока не знаю, куда поедем, но в июле обязательно позволю себе десять дней на отдых у моря. Мы каждый год так делаем.

— Любимое место отдыха?
— На Адриатическом море — в Хорватии или Черногории.

— В одном из интервью вы говорили, что любите путешествовать. Из последних впечатлений какое самое яркое? Куда хотелось бы вернуться вновь?
— Наверное, в Индию. Там совершенно другая ментальность, иной мир. Побывать на Ганге, увидеть всю эту красоту. Я остался под сильнейшим впечатлением. Хочется пережить все заново. А если мечтаешь, то обязательно сбудется.

— А какую новую для себя страну хотелось бы открыть?
— Японию. Там еще не был, интересно соприкоснуться с ее своеобразной культурой. Благодаря профессии объездил практически всю Европу. Да, может, видел не много — в основном зал, гостиницу да аэропорт. Но все равно старался выкроить пару часов, чтобы погулять по городу, осмотреть местные достопримечательности. Позже, когда на три года остался без тренерской работы, самостоятельно с семьей путешествовали по континенту, побывали во многих интересных местах.

— Вы так рветесь в Польшу, будто Минск для вас не родной город…
— Беларусь для меня навсегда останется родиной. Но дом там, где семья. Хотя когда работаешь, в принципе нет особой разницы, где ты находишься. Даже если бы я был в Польше, жена с сыном, пожалуй, видели бы меня не намного чаще. Все время поглощает работа. Когда в жизни чего-то стремишься достичь, то больше всего от этого страдает семья. Но раз выбрал этот нелегкий хлеб, надо терпеть. К тому же убежден: самый счастливый человек — тот, кто занимается любимым делом, да еще за это ему платят деньги. Я счастлив, и никогда этого не скрывал.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?