Наболевшее. Федерацию нужно было разогнать еще летом

21:52, 19 мая 2016
svg image
4017
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но это, как нетрудно понять, лишь вершина айсберга. О том, что скрыто внутри, знают многие. Однако не боятся сказать — единицы. В их числе — обратившийся в редакцию “ПБ” белорусский функционер Андрей ЖАРИКОВ. В нашем и российском волейболе — личность известная. Сейчас он менеджер “Факела” — клуба из Нового Уренгоя, который занял пятое место в суперлиге и выиграл серебро в Кубке вызова. При этом на родине бывает регулярно — и знаком с ситуацией превосходно. А молчать дальше никак нельзя.

Об упадке в Беларуси

— Нынешние руководители белорусского волейбола неспроста недавно выступали в отдельных изданиях и на сайте федерации. Но они умудрились перевернуть все с ног на голову, отвлекая внимание общественности от истинных проблем — глобальных в стране в нашем виде спорта, которые необходимо решать сегодня.
Что интересно, то февральское интервью появилось с целью сделать рекламу волейболу и успокоить “пессимистов” в Беларуси, которые якобы не замечают очевидных успехов в отечественном волейболе и не верят в его светлое будущее. Вот только им это удалось с точностью до наоборот. Ну как можно ставить на чаши весов развал титулованных гродненского “Коммунальника”, жлобинского “Металлурга”, ГВК — и наличие в дивизионе “Б” представителей Гомельской области?
Думаю, так называемых “пессимистов” больше волнуют перспективы работы как раз этих руководителей, а не всего волейбола. Интересно, как реализовывается “твердая позиция федерации по поводу массового отъезда игроков”? Может, их просто-напросто стало меньше — особенно тех, кто способен заинтересовать сильные зарубежные клубы?
Вообще, в стране работать есть с кем. Вопрос только в том, кому и как. О проблемах в белорусском волейболе все знают. Не платя в клубах игрокам, тренерам и персоналу достойную зарплату, невозможно требовать от них результата. Команда — это же не только спортсмены. Еще врачи, массажисты, администраторы и менеджеры. Все должны работать в одном направлении. А бытовая часть в подготовке спортсмена важна не меньше, чем финансовая.
Тем временем немало белорусских специалистов трудится в России, причем в далеко не худших клубах. Станислав Саликов — в женском “Динамо” из Краснодара. Денис Матвеев — в “Динамо” казанском. Виктор Гончаров — в “Енисее” из Красноярска. Владимир Вертелко — в “Уралочке”. Александр Познеков и Руслан Чигрин — в “Кузбассе”. Это говорит о их квалификации и образовании. Были бы в Беларуси условия для работы и возможность для совершенствования, уверен, никто никуда не уезжал бы — эти люди старались бы ради результата наших сборных и страны.

О Пясецком и Хилько

А почему судье международной категории Александру Пясецкому, который в прошлом году обслуживал финальный матч чемпионата Европы и имел наивысший в стране рейтинг международного арбитра, не находится работы в рядовых играх чемпионата Беларуси? Человек вытянул львиную долю подготовки и проведения финального турнира юниорского чемпионата Европы в Могилеве и Бобруйске! И у кого, скажите, должны учиться и перенимать знания менее опытные судьи и организаторы?
Когда решилось, что встречи “Факела” с харьковским “Локомотивом” в четвертьфинале Кубка вызова пройдут на нейтральной площадке в Минске, мы обратились в ЕКВ с просьбой назначить белорусских рефери. Но получили ответ, что арбитров соответствующей квалификации в стране нет — за исключением Юрия Бакуновича, в то время судившего во Франции игру Лиги чемпионов между “Туром” и “Белогорьем”. Убирая настоящих мастеров своего дела, которые на протяжении многих лет работали на благо белорусского волейбола, как можно пытаться говорить о каком-то развитии нашего вида спорта и профессионализме?
А здесь еще одна новость. Петр Хилько ушел с поста главного тренера женской национальной команды. Но, видно, в федерации были этому только рады, потому как неудобен! Показав отличный результат в финальной части чемпионата Европы в прошлом году, он хотел двигаться дальше. Да вот незадача: для этого необходимы условия и деньги. Однако все это не очень интересно, поскольку тесно пересекается с женским пляжным волейболом. А ведь тот — в приоритете: здесь тебе и курорты, и постоянные выезды за границу.
Вот и для Хилько сделали “все возможное”, чтобы он ушел. Наставник не получил поддержки в желании выехать за границу на сбор по подготовке к Евролиге, к отбору на чемпионат Европы. Зато после его отставки замену нашли за сутки. Причем сразу было озвучено, что команда проведет сбор в Израиле и в Барановичах. Уточню, что очень хорошо отношусь к Александру Климовичу и желаю ему удачи и успехов. А как до прихода Хилько ни за что сняли с этой должности Виктора Гончарова?

О еврокубках в Минске

К слову, те матчи в Кубке вызова с “Локомотивом” прошли на высоком организационном уровне при достаточном интересе со стороны взыскательной публики. Отдельно хотелось поблагодарить руководство и сотрудников ВК “Минск” за содействие и предоставление оборудования и инвентаря для игр. Организацией матчей и подготовкой арены занималась работник федерации волейбола Алла Тетерина, а организацией местной судейской коллегии — Сергей Рускевич из ВК “Минск”. Провести игры на нейтральной территории не так просто: возникает довольно много нюансов. Но они справились на все сто, за что им персональное спасибо от “Факела”.
Главный тренер команды Игорь Чутчев отметил, что БАТЭ-БГУ был гораздо сильнее некоторых клубов, с которыми мы играли впоследствии в Кубке вызова до встреч с “Вероной” в финале. Не попади борисовчане на нас в первом раунде, и они могли бы занять в итоге весьма достойное место — особенно для дебютанта еврокубков.
Кстати, в упомянутом февральском интервью было сказано, что в прошлом году БФВ организовала в Минске проведение аналогичного матча в Кубке вызова по просьбе легендарной “Уралочки”. При этом отмечалось, что все прошло замечательно. Может, все-таки следовало спросить о качестве подготовки к игре у представителей российского клуба, а не хвалить самих себя? Полагаю, Владимир Вертелко мог бы рассказать много интересного, не говоря уже о великом Николае Васильевиче Карполе!

О мужской сборной

А как, скажите на милость, могло получиться, что на финальную часть мужского чемпионата Европы в прошлом году не поехали наши ведущие волейболисты — Олег Ахрем, Дмитрий Лихорад, Артем Горемыкин, Роман Аплевич, Сергей Антонович? А они же перед этим побывали на приеме и у министра спорта Александра Шамко, и у председателя федерации Валентина Шаева, где обрисовали ситуацию. Зато “особое внимание федерации обращено на игроков 2001 и 2002 годов рождения, которым в 2019-м выступать на олимпийском фестивале в Минске”!
Молодежь ведь смотрит на то, что происходит в волейболе вообще — и в родной сборной в частности. Ахрема признавали лучшим легионером чемпионата Польши. Он уже пять лет капитан титулованной “Ресовии”, в составе которой трижды выигрывал золото у наших соседей, а также брал медали в Лиге чемпионов и Кубке ЕКВ. Сборной Беларуси Олег отдал много лет, да и после тяжелейшей травмы планировал выступить на “Европе” в 2015-м. Но нынешние функционеры в БФВ умудрились поставить на него клеймо игрока, который “мяч перебить не может”. Как такое вообще могло произойти? Даже не знаю, как это назвать.
Эту федерацию надо было разогнать только за то, что она сделала с мужской сборной перед тем чемпионатом континента. Господа Смольянинов, Данилов и Вайтехович в волейбол попали случайно. Наверное, надо уйти. Уверен, это случится в ближайшее время.

О пляжном волейболе

Сейчас почему-то очень много говорят о дамском пляжном волейболе в Беларуси. Считаю, наша сборная в этом виде юношеская, но никак не взрослая — две девочки 1997 года рождения. О каких перспективах на Олимпиаде может идти речь? Еще Игры в Рио не начались, а мы уже рассуждаем о Токио! И пишем об этом в газетах. Смешно. Помнится, четыре года назад говорили о попадании на Игры в Бразилии, но с другими “перспективными” спортсменками, которые уже и волейболом-то не занимаются.
Деньги, которые выделяются на весь пляжный волейбол, тратятся в основном на эту женскую юниорскую пару. В Минске есть великолепный крытый зал, а они безвылазно сидят за границей. Когда Данилов и Смольянинов дорвались до федерации и из общественного объединения сделали закрытую организацию, летом 2015-го в Молодечно сразу же было организовано два европейских турнира для девушек. Не мужской и женский! Хотя наши парни в то время имели очень хороший рейтинг и тем же летом заняли на Европейских играх в Баку пятое место. А у этих девочек было участие в детских и “сельских” соревнованиях.
Общаюсь с ребятами из сборной по пляжному волейболу. Они говорят, что федерация не заявила их на чемпионаты Европы. Интересно, почему? Сам около восьми лет выступал за сборную Беларуси по пляжному волейболу, многократно выигрывал чемпионат и Кубок страны и вдруг — уже с обновленным руководством федерации — почему-то не попадаю в списки национальной команды.
С этим вопросом был на приеме у председателя БФВ, в чем он обещал разобраться. Правда, на мое заявление в письменной форме ответа не получил до сих пор. Перед тренером сборной по пляжному волейболу ставят задачу, он отвечает за результат. Однако кандидатов в команду набирают совсем другие люди, которые руководствуются совсем не спортивными критериями.
Почему в части того “совместного” зимнего интервью, касающейся пляжного волейбола, Смольяниновым и Вайтеховичем не сказано ни слова о выполнении программы развития этого самого пляжного волейбола, которую нынешний генеральный секретарь рекламировал еще до Игр в Лондоне. Кстати, на песке на Олимпиадах выступают не только девушки. Парни — тоже. Так почему о них ни слова? Не потому ли, что господин Смольянинов позволяет себе выезды и на международные соревнования, и на длительные сборы как один из тренеров перспективной женской сборной?

О руководстве федерации

В начале мая в статье на сайте федерации заместитель председателя Игорь Смольянинов написал: “Мы приглашаем всех тренеров к диалогу и обсуждению”. Могу сказать с уверенностью: это просто пыль в глаза, показуха и создание видимости демократии. Никто никуда никого не приглашает. Никакого контакта у этих руководителей федерации нет: ни с тренерами, ни с кем-то из волейбола.
Когда им вести диалоги, если Смольянинов руководит представительством НОКа в Минской области и совмещает это с работой в федерации. Сам себя определил супервайзером на матч “Строителя” с “Истанбулом” в Кубке вызова в прошлом году. В то время как квалифицированный человек, много лет исполнявший эту работу, наблюдал за игрой с трибуны.
А директор БФВ Сергей Вайтехович еще совсем недавно трудился в логистической компании в Германии. Сейчас же, имея руководящую должность в федерации, он работает на матчах в качестве арбитра, является председателем коллегии судей! Назначать себя на все посты и отодвигать других, да еще и оценивая свою же работу! Откуда столько наглости?
Если Сергей Данилов тренер женских команд по пляжному волейболу, то и следует быть им, а не председателем соответствующей комиссии в федерации и уж тем более — генеральным секретарем БФВ. По-моему, уникальный случай в европейском волейболе. А на встрече Кубка вызова в ноябре в Минске с участием “Факела” и БАТЭ-БГУ он умудрился стать еще и супервайзером ЕКВ, не зная английского языка.
Наставник должен быть с командой постоянно, круглосуточно. Но Данилов — ни там ни сям, и от этого опять-таки страдает весь отечественный волейбол. Насколько мне известно, он вообще не гражданин Беларуси, а лишь имеет вид на жительство. Дорога в Россию ему закрыта после того, как в пору работы в пляжном волейболе в этой стране он совершил ряд неблаговидных поступков.
А как оказался генсеком федерации? Это же должность выборная. Однако на заседании президиума его фамилия изначально не звучала, поскольку не была бы одобрена. Он не значился в бюллетенях для голосования на конференции БФВ. Иными словами, не был избран делегатами. А потом его чьим-то личным решением назначили на этот пост. Как такое вообще возможно?

О случайных людях

На последней отчетно-выборной конференции БФВ в силу каких-то непонятных обстоятельств были нарушены основные принципы формирования руководящих органов федерации, в том числе и принцип преемственности. В президиуме не нашлось места людям калибра Владимира Решетко, Валерия Старцева, Владимира Ващенко, Леонида Андрушко и Александра Кравца. То же произошло и с составом исполнительной дирекции.
А член президиума Ольга Рахман на заседаниях бывает? Зато в его состав не входит председатель коллегии судей Вайтехович. Как он может выполнять решения президиума и быть ему подотчетным? Это же абсурд! В федерации при Борисе Васильевиче Батуре работало максимум пять человек. Но было ясно, кто за что отвечает. Все трудились на рабочих местах в любое время. Сейчас там сотрудников в разы больше, но на работе никого нет.
Среди тех, кто сегодня в руководящих и исполнительных органах федерации, хороших и опытных специалистов от силы пара человек. Остальные — случайно попавшие туда люди, которые о волейболе знают понаслышке. Уверен, это ненадолго.
Мой вывод касаемо БВФ предельно прост. Со своих мест руками федерации убираются все те, кто хоть в чем-то разбирается. Ведь они тем самым неудобны. Проще принять на службу человека, мало что понимающего в работе, — чтобы не задавал лишних вопросов и не был требователен к себе. Очень жаль!
А тем временем отдельные руководители федерации едва успевают переезжать с одного курорта на другой — в составе делегации женской сборной по пляжному волейболу за государственный счет. На это кто-то обратит внимание? И вообще, волейбол в Беларуси кому-нибудь нужен?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?