Максим Скавыш. В Борисове получил прозвище Кабан

21:51, 2 июня 2016
svg image
1682
svg image
0
image
Хави идет в печали

За последний год тем для беседы с ним накопилось предостаточно: от возвращения футболиста в Беларусь до первого в истории трофея “Торпедо”.

— В Бресте против БАТЭ — это ведь твой первый финал?
— Да. Еще мог в 2010-м сыграть. Тогда, кстати, тоже БАТЭ и Жодино встречались. Но у меня травма голеностопа была. Пару недель пришлось пропустить.

— Где “Торпедо” праздновало завоевание Кубка?
— Отложили это на потом. Я домой только в полчетвертого утра приехал. Куда уже идти? А потом, в воскресенье, тоже неудобно было. В среду же предстояла игра с “Белшиной”. Ну ничего, соберемся как-нибудь на шашлыки.

— Впервые в сезоне?
— Делали это уже два раза: когда проходили в Кубке сначала “Динамо”, а потом “Минск”. На базе, после тренировки и бани. Мы в парилке, а массажисты стол накрывают. В беседке возле нашей гостиницы, в которой и остались на ночь. В Минске все это организовать было бы сложнее. У нас же полкоманды в Жодино живет.

— Чем запомнился приуроченный к выигрышу Кубка поход на БелАЗ?
— Мне очень понравилось. Сразу сводили на экскурсию в музей. Потом пошли на сам завод. С рабочими пообщались, дали им Кубок подержать. Интересно было посмотреть, как машины собираются. Сесть за руль, как Евсеев? Мы на эту громадину поднялись, которая четыреста пятьдесят тонн весит, так на ней и проехать страшно, чтобы не задавить никого. Самая большая в производстве. Хотят еще крупнее сделать, но колес подходящих пока нет. Затем на предприятии нас руководство встретило, поздравило. Поговорили в теплой обстановке.

— Судя по тогдашним заверениям директора БелАЗа Петра Пархомчика, финансовых проблем в клубе нет…
— В этом году зарплату не задерживают. Те же премиальные, которые обещали за проходы в следующие раунды в Кубке, выплачивались уже через неделю. Но мы же играли не за деньги — о них думали в последнюю очередь. Был стимул и спортивный интерес взять титул.

— А поощрение за завоевание трофея?
— Обещали, что оно будет в ноябре — когда поступят деньги от УЕФА за участие в еврокубках.

— В чемпионате премии предусмотрены?
— Нет. Есть бонусы. Если идем в тройке — надбавка к зарплате. Сейчас мы на седьмом месте — ее нет. А обыграли бы Брест, были бы на втором. Вот это Игорь Николаевич Криушенко и имел в виду, когда говорил после матча о том, что мы кое-чего лишились.

— Самые крупные премиальные в твоей карьере?
— Если за решение задачи, то в БАТЭ — за выход в групповой раунд Лиги чемпионов. Если за победу в матче, то в “Балтике”. Там даже ничьи на выезде оплачивались.

— Смотрел, с кем “Торпедо” может сразиться в Лиге Европы?
— Команд много, и все — сильные. А выбирать? Бывает, и хочешь с кем-то сыграть, а выходит все так, что лучше бы и не пересекались.

— У тебя в “вайбере” памятное фото — в игре с защитником “Милана” Нестой. Почему именно оно?
— Памятный матч. У меня тогда впервые в группе Лиги чемпионов сразу два события произошли: и в стартовом составе сыграл, и команда со мной на поле очки набрала. 1:1 закончили — Брессан с пенальти забил.

— Чью амуницию на память взял?
— Ничью, свою подарил кому-то. А после первой встречи в Италии заполучил майку Зеедорфа. Он, правда, не играл тогда. Как его футболка досталась? Бывает, кто-то ими на поле меняется. А некоторые — таких обычно человек пять — свои администратору отдают. Он с ними в раздевалку “Милана” и стучался. Соперникам отдавал нашу форму — мокрую, а у них брал чистую и сухую — второй комплект.

— На чемпионате Европы за кого болеть будешь?
— Наверное, за Россию. Там и играл, и знакомых много. Не в сборной, конечно, — просто в футболе. В Калининграде много друзей обрел. Но ребят разбросало по стране: кто в “Уфе”, кто в “Тосно”.

— Кстати, как работалось в прошлом году в “Балтике” с Сергеем Юраном?
— Играл при нем немного — после травмы было дело. Зимой, в паузе в чемпионате, все тренировались, а я по кругу бегал. Восстанавливался после “крестов”. Так обидно все вышло! Чемпионат в июле 2014-го начали неплохо: сразу — поражение от “Шинника”, а затем в восьми под- ряд матчах не уступали. Ну а потом мое повреждение 31 августа в Кубке России, и пошли-поехали поражения. А в следующем раунде попали на “Кубань”. Так хотелось против Виктора Михайловича Гончаренко сыграть! Но связки на волоске держались. Я вроде и бил, и бегал, однако как только смена направления — все. И доктор в команде не мог толком ничего сказать. Пару недель в итоге пропустил. Но потом на первой же тренировке притормозил — и понял, что без операции никак.

— Провели ее в Риме. В той самой клинике “Вилла Стюарт”?
— Да. Сделали там МРТ — разрыв. Потом врачи еще руками пощупали — вроде нет. Но сказали, что резать надо в любом случае.

— Знакомые “братья по несчастью” в столице Италии встречались?
— Габриэль Тамаш. Румынский защитник. Жили в одной гостинице, немного общались. Рассказывал, что когда в “Спартаке” играл, там Видич еще на скамейке сидел. Потом в “Сельте” выступал, в “Осере”, в “Вест Бромвиче”.

— В межсезонье ты уехал из “Балтики” из-за того, что в клубе сильно сократили бюджет?
— Точно. Хотя сразу позвонил Юран: “Жду тебя. Будут хорошие условия. Приезжай”. Я и сам хотел остаться в команде. В Калининграде собрали игроков для “предсезонки”. Но уже через день мы услышали, что денег не дают. В результате продлевать контракт не стал. Юран тоже.

— Вскоре был на мази договор с “Соколом”. Почему не срослось?
— Там же синтетика, а я только восстановился после травмы. Да и жене не хотелось в Саратов. Калининград по сравнению с ним — крутой город со всеми удобствами. На матчи летали хорошими авиалиниями — “Аэрофлотом”. Рядом — море, Европа. Квартиру было легко найти. До Минска 550 километров. Если нашу границу пересечь без задержек, то вообще быстро получается. А я еще через Каунас ездил — по автомагистрали.
В итоге в “Сокол” решил не переходить. Контракт был уже на руках — оставалось подпись поставить. Хотел сделать это до первого спарринга. Так агенту и сказал. А в клубе это восприняли не ахти. Помню, утром перед той контрольной игрой разминка была. А я вещи быстро собрал и уехал. Наверное, некрасиво поступил.

— Потом ты тренировался в минском “Динамо”, но там не задержался. Вук Рашович сказал, что ты не был готов физически.
— Позвонил Саня Гутор: “Давай к нам”. Ну а мне-то что? Все равно команду искать, так хоть потренируюсь для поддержания формы. А слова Рашовича? Я был после отпуска. Спорить с ним не стану.

— В составе “Торпедо” ты “Динамо” и в чемпионате побеждал, и в Кубке проходил. Было стремление доказать, что в Минске зря от тебя отказались?
— Если бы забил в тех матчах, это, может, и получилось бы. А так… Хотел не себя показать, а чтобы Жодино в тех матчах победило.

— Затем по старой памяти и позвонил Криушенко?
— С ним в БАТЭ в 2007-м успели пересечься. Я в конце года начал тренироваться с основой, но продолжал играть в дубле. В главной команде дебютировал в том сезоне в последнем матче — в Борисове с “Минском”. Мы тогда досрочно чемпионами стали, а соперник вылетел. Несмотря на это, проиграли — 1:2. Я на замену вышел на 11 минут.
А тренер звал к себе и раньше. Он как раз только принял “Торпедо”, а я уходил из БАТЭ. Но оставался еще год контракта, и за меня требовалось выплатить деньги. Они нашлись у “Балтики”. Сколько? Точно не скажу. По-моему, около 70-80 тысяч долларов.

— До этого клуб из Борисова отдавал тебя в аренду в “Белшину” — а заодно и Мишу Гордейчука. На нем — в его второй приход в Бобруйск — это сказалось позитивно. А на тебе?
— Играл постоянно. Но, конечно, сразу же во всем чувствовалась разница. В тех же условиях. Например, в Борисове тренировались на базе. Люди уже на ужин идут, а ты еще на поле. Запросто можно было позаниматься самостоятельно. Это вроде никогда не мешало. И многие ребята так делали. А в “Белшине” сразу после занятия автобус ждет. Невозможно было даже на двадцать минут остаться. И медикаментов в “Белшине” было минимум. Условно говоря, вата и нашатырь.

— Игорь Николаевич сильно изменился за эти годы как тренер и как человек?
— Те же амбиции у него и остались. Играть просто так, плыть по течению — это не про него. Напротив, хочет всегда побеждать и чего-то добиваться. Как было и в БАТЭ.

— Правда, что в Борисове у тебя появилось прозвище Кабан?
— Да. Дима Бага как-то сказал. А Виктор Михалыч: “Как-как?” Ну и прицепилось. Правда, сейчас так ко мне почти не обращаются. Разве что Артем Челядинский иногда назовет.

— Что твой друг Бага рассказывает о чемпионате Израиля?
— Своеобразный турнир, к которому надо привыкнуть. Там все по-другому. Но Диме там нравится. Страна хорошая. В Хайфе он жил в тридцати метрах от моря. Ну и жарко, естественно. Как-то встал на тренировку: в полвосьмого утра в машине — сорок два градуса. А футбол? В обороне никто не любит играть. От легионеров это, понятно, требуют. От местных — нет. Защитники, образно говоря, рыгают. А впереди игроки с мячом забавляются. Потеряют, и ладно.

— Говорят, у тебя в футболе сейчас вторая молодость? Таковы и чисто визуальные впечатления, да и статистикой они подтверждаются.
— Мне тяжело это комментировать. Может, форму набираю? Но я и в “Балтике” хорошие годы провел. В сезоне-2013/14 лучшим игроком команды признавали. Меня уже тогда начали в полузащиту ставить.

— Кстати, как сменил амплуа центрфорварда на крайнего хавбека?
— В Калининграде Евгений Перевертайло любил делать так: в перерыве одна замена, а позиции на поле по цепочке меняются сразу у половины игроков. В “Торпедо” я уже постоянно на фланге действую. И, знаешь, так удобнее. Все-таки нападающий чаще принимает мяч спиной к воротам. А на краю и разбежаться можно, и вырываться вперед из глубины поля. Мне нравится! Правда, назад надо бегать. Но это не страшно.

— В прошлом сезоне такую игру, как сейчас, ты не показывал. Хотя остался на той же позиции. Что изменилось: стиль “Торпедо”, твои действия, требования тренера, партнеры?
— Может, это оттого, что в команде появились новые исполнители. Возможно, меня стали больше использовать в нападении — чаще встречаюсь с мячом, смелее беру инициативу на себя. Да и физически наверняка стал чувствовать себя лучше. Все-таки зимой прошел полноценную предсезонку. А в “Балтике”, напомню, из-за последствий травмы ее не было. А летом, когда перешел в “Торпедо”, чемпионат был в самом разгаре.

— Обидно, что не вызвали в сборную на минувшие спарринги?
— Не сказал бы. Понятно, что всем туда хочется. Но если бы меня постоянно вызывали, а сейчас — нет, то это было бы совсем другое. А так… Будем работать. И стараться, чтобы следующий раз вызвали. Тренер же все видит. Может, только начал за мной пристально следить и хочет еще посмотреть в деле. Так что обидно — неподходящее слово. Скорее наоборот — для меня это дополнительная мотивация.

— До завоевания Кубка у вас была “сухая” серия — соответственно без поражений. Потом — 2:2 в матче с “Белшиной” и 2:3 в Бресте. Это как-то взаимосвязано?
— Тоже думал, почему так вышло. С “Динамо” сыграли не то чтобы плохо — без эмоций. У нас был график не из легких. Причем даже не в плане насыщенности матчами. Просто во многих из них как раз таки и тратили очень много эмоций. В том же Кубке их выплескивали с успехом в каждом раунде, а накопить просто не хватало времени.
Не хочется искать какие-то отговорки. Все же мы посильнее Бреста — и по классу команды, и индивидуально. Соперники выиграли за счет большего желания. Да, в день матча было жарко. Гостиница “Беларусь” хорошая, но без кондиционеров. В номерах — плюс тридцать. Мы там до четырех часов просто варились. Может, в том числе и из-за этого плохо сыграли. Но ведь и динамовцы наверняка были в схожих условиях. Так что винить в поражении нужно только себя.

— После него Игорь Криушенко сказал: “У нас уже появились “звезды”. Это про тебя?
— Надеюсь, нет. Не знаю, о ком это было сказано. Но тренера легко понять. Играли же не с лидером. А уступить можно по-разному. Например, с пониманием того, что для победы сделано все.

— Вам это не удалось?
— Должны были побеждать. Тем более если хотим бороться за высокие места.

— В двух матчах потеряно сразу пять очков…
— Сожалею скорее о поражении в Бресте, а не о ничьей с “Белшиной”. Все-таки в игре с бобруйчанами мы два раза отыгрывались.

— Кто, кроме вас, сразится за медали?
— Исходя из того, как начался сезон, судить нелегко. Думаю, “Шахтер” и минское “Динамо” еще наверстают упущенное. А вот “Ислочи” и “Крумкачам”, напротив, придется трудно. В “Белшине” класс игроков достаточно неплох. И команда играющая. Мне кажется, тоже поборется за награды. Ну а БАТЭ, конечно, в этом сезоне вне конкуренции. Борисовчане свои очки будут потихонечку брать. Это в одном матче их можно обыграть. А на длинной дистанции с ними соперничать нереально.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?