Микаэль Ленер. Надеюсь, не убьют. Уволенный по e-mail

21:24, 7 июня 2016
svg image
1368
svg image
0
image
Хави идет в печали

Оргвыводы не заставили себя ждать — на прошлой неделе федерация хоккея объявила о досрочном расторжении контракта с отвечавшим за подготовку стражей ворот Микаэлем ЛЕНЕРОМ. Мы решили обратиться к шведскому специалисту за комментариями — и в результате получилось откровенное и эмоциональное телефонное интервью, в конце которого скандинав пошутил: “Надеюсь, меня не убьют, если я снова приеду в Беларусь”.

— Как вам объявили об отставке?
— Получил электронное письмо от генерального секретаря федерации Ярослава Завгороднего. Мол, спасибо и до свидания. Никто даже не позвонил. Как-то это странновато. Написал Ярославу, что у меня же в Беларуси остались коньки, клюшки и прочая экипировка. Что с ней делать? Но ответа не получил. Если они думают, что я виноват в неудачном выступлении сборной — значит, увольнение стало правильным решением. Однако сам считаю, что проблема не только во вратарях, а во всем.

— Чувствуется, вы разочарованы.
— Это правда. У меня был контракт до 2018 года — как у Дэйва Льюиса. Сумма, конечно, другая, но срок аналогичный. Мне обещали, что буду работать до его окончания. А сейчас пишут: все, 31 мая разрываем соглашение, бай-бай! Как-то непонятно. Жаль, мне нравилось работать в Беларуси. Но, знаете, сейчас веду переговоры с датчанами. В ближайшее время собираюсь встретиться с ними. Им нужна помощь перед олимпийской квалификацией. Так что, возможно, в начале сентября еще приеду в Минск — только не в той роли, что хотел…

— После чемпионата мира вы общались с Игорем Рачковским?
— Нет, но хотел бы с ним поговорить. Я ведь знаю, на что способен как тренер. Сына подготовил фактически самостоятельно — и в результате он пробился в НХЛ. В Беларуси есть голкиперы, способные стать хорошими преемниками Коваля. Только им нужна качественная работа с тренером. К сожалению, в вашей стране такой не видел.

— В ком видите перспективу?
— Есть пара-тройка человек, но номер один в этом списке — Карнаухов. Планировалось, что буду в “Динамо” вместе с Мезиным помогать Михаилу развиваться. И тогда к январю он мог бы достичь приличного уровня. Как Коваль в сезоне-2009/10, когда я трудился с динамовцами. Тогда осенью номером один был Мезин, но я работал с Ковалем — и после Нового года тот вышел на первые роли…. В хоккее нужно долгосрочное планирование. Иногда выступления бывают лучше, иногда хуже. Но в Беларуси как: скажем, Хэнлон не показал результата — сразу же убрать… А людям надо доверять. Тот же Льюис — сильнейший из специалистов, с которым я когда-либо работал. У меня с ним, к слову, никаких проблем не было — хорошие отношения.

— В чем все-таки видите причину неудачного выступления в Санкт-Петербурге?
— У нас была молодая защита. Ребята сыграли неплохо, но в будущем, несомненно, еще прибавят. Что касается вратарей, то и Лаланд, и Коваль провели неудачные сезоны в клубах. Кевину еще и позволили задержаться дома, чтобы приехать на сбор неделей позже. Думаете, это я ему разрешил? Нет, Дэйв… В матчах со словаками и французами Кови показал, что еще способен выступать на весьма приличном уровне. А вот Лаланд… Он смотрелся совсем не так, как мог бы. Парень явно потерял уверенность.

— Особенно в матче с венграми.
— Это правда. Кевин сыграл очень плохо. Но, с другой стороны, и первое звено в атаке не показало ничего. В прошлом году эти игроки забрасывали много, сейчас — ноль. Что же касается голкиперов… Все мы люди. Если вы сейчас не сфокусируетесь в разговоре со мной на сто процентов, то не до конца уловите мои мысли. Так и у Лаланда, ему почему-то не хватало концентрации. У Коваля тоже были проблемы, но мы помогли ему справиться с ними. Знаю, что президент хотел, чтобы мы победили финнов. В принципе это возможно, но сейчас сборная Финляндии была очень сильна. Одолеть ее действительно сложно. Уже в следующих матчах Кови смотрелся лучше. А вот Лаланд выглядел в воротах каким-то маленьким. Не было ощущения, что он закрывает “рамку”… Если я виноват — ради бога. Рекомендовал Льюису ставить Коваля, потому что считал, что он лучше. Но перед матчем с венграми Дэйв сам сказал, что играть будет Лаланд. И я ответил: ну ладно. Вот об этом жалею! Нужно было возразить. Моя главная ошибка.

— Когда вы поняли, что в сборной что-то не так?
— Если честно, еще до отъезда на чемпионат. Помните спарринги в Германии? В первом из них мы проиграли, и я предупредил Дэйва: надо с ребятами жестче! Льюис сказал им пару ласковых, и все начали работать как положено. В следующей встрече уже победили! Вообще-то тревожно было и в прошлом году. Тогда мы вообще не знали, удастся ли одержать хотя бы одну победу. Новый тренерский штаб, другая система. Но выступили хорошо. А сейчас некоторые ключевые игроки недостаточно трудились. Они не отрабатывали, как надо, а просто показывались на льду и отбывали номер.

— Имеете в виду братьев Костицыных?
— Не хочу называть фамилий, это было бы грубо. Скажу так: после того как в сборной появился новый капитан, мы почувствовали, что дела понемногу налаживаются…

— Дмитрий Мильчаков провел на льду мало времени. Он намного слабее Коваля и Лаланда?
— К сожалению, да. И близко не тот уровень. Сам по себе Мильч — очень хороший парень, мы с ним нормально общались. Но в воротах он далеко не так силен, как Кови. К Лаланду, наверное, ближе.

— А чем именно Дмитрий хуже конкурентов?
— Ему надо действовать более агрессивно. Иногда чуть дальше выходить из ворот, но не настолько, чтобы соперники могли его обвести. Это все нюансы, и Мильчакову необходим грамотный тренер. Поработал бы год с таким — глядишь, проблем стало бы меньше. А то он выходит далеко вперед — и нападающий его обыгрывает. Или наоборот: стоит на месте — и пускает шайбу… Но Дмитрий уже не так молод. Лучше делать ставку на Карнаухова, у которого впереди много времени. Считаю, уже сегодня Михаил практически достиг уровня Мильчакова. И он действует агрессивнее.

— Насколько Андрей Мезин за два последних сезона вырос как тренер вратарей?
— Сложный вопрос. Вам сказать честно? Тогда, боюсь, меня больше не пустят в Беларусь. Андрей — хороший парень. Он сам был классным голкипером, но этого недостаточно, чтобы стать сильным тренером и помогать развиваться другим. У Мезина большое эго, а ему надо научиться прислушиваться к другим. Короче, Андрею еще предстоит долгий путь. Пока он явно не готов к самостоятельной работе с вратарями, и сборной нужен опытный специалист. Необходимо научиться правильно обращаться со стражами ворот, вникать в их психологию, а не просто говорить “делай так-то” и критиковать. Тренер должен помочь игроку поверить, что тот сильнее, чем на самом деле. Когда я встретил Хенрика Лундквиста, тот вообще собирался уйти из хоккея. А потом вон как вырос! С моим сыном — такая же история. Если парень поверит в себя, то, глядишь, в следующем матче и сделает лишний сэйв. Придет уверенность — и отраженных бросков станет еще больше… Все ведь в голове, психология — очень важный вопрос. С “физикой”-то проблем нет: ребята тренируются, ходят в зал… Вспомним Патрика Руа: классный голкипер — но очень странный парень. Весьма самолюбивый и так далее. Однако рядом с ним оказался сильный тренер, который помог ему вырасти. Нельзя все время говорить: мол, это неправильно. Где-то нужно похвалить, а где-то быть пожестче… Это творческий процесс, в котором тренер — как художник. Мезину подобных умений пока явно недостает.

— Какой урок вы извлекли из случившегося?
— Нужно прислушиваться к своему сердцу. Если бы убедил Льюиса, что в матче с венграми ворота должен защищать Коваль, то, глядишь, все было бы совсем иначе. Мы бы победили, впечатление от выступления сборной оказалось бы иным, и я остался бы на своем посту. А так, не скрою, огорчен. В принципе в таких ситуациях, наверное, не надо сильно переживать — тренерская работа подразумевает возможность отставки. Однако мне нравилось дело, которым занимался в Беларуси. Симпатизировал тому же Рачковскому, старался помочь. Если ошибся — что же, увольняйте. Однако повторюсь: главная причина — в другом. В белорусском хоккее сейчас время перемен. Ветераны уходят, их места занимает молодежь. Надо запастись терпением и дать тренерам время, доверять им, а не выгонять после первой же неудачи. Это нормально, что случаются спады и подъемы. К примеру, шведы нынче тоже ничего не показали Но у кого-то, видно, не хватает терпения. В Беларуси почти десять миллионов населения и только один игрок в НХЛ. В Финляндии же живут всего три с половиной миллиона, а хоккеистов в сильнейшей лиге мира гораздо больше. Почему так происходит? Все дело в системе. Люди-то сами по себе физически крепкие, не хуже финнов. Но нужны грамотная структура образования, правильное отношение к игрокам. Поэтому покидаю сборную с чувством разочарования. Хотел продолжить работу в вашей стране. В ней есть таланты — возможно, даже способные выйти на уровень НХЛ.

— В заключение — вопрос о вашем сыне Робине. Удивило, что он попал в состав сборной Швеции на Кубок мира?
— Нет, я этого ожидал. Робин характером чем-то напоминает Мезина: такой же самолюбивый, амбициозный, верит в себя и много работает. Если честно, мы уже два месяца знали, что он поедет на Кубок мира, потому что общались на этот счет с главным тренером национальной команды. Однако, естественно, до поры до времени никому об этом не рассказывали.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?