Мой Euro. Другой чемпионат

21:35, 14 июня 2016
svg image
502
svg image
0
image
Хави идет в печали

И то, что в 92-м датчане, попавшие с корабля на бал благодаря дисквалификации сборной Югославии, стали чемпионами — вовсе не показатель правящей бал случайности, а, напротив, индикатор высокого уровня. Команда Лаудрупов была достойной во всех отношениях. Просто тогда у любого из представителей супервосьмерки имелись шансы.
С тех пор число участников первенства Европы увеличилось аж в три раза! Уже несколько дней наблюдаю за матчами турнира и никак не могу выработать четкого отношения к нововведению. Нельзя ведь сказать, что чемпионат плох. Несмотря на расширение, ни один из коллективов не выглядит мальчиком для битья, в подавляющем большинстве встреч разница в счете не превышала один мяч. И тем не менее это не тот турнир, к которому я привык. Еще предстоит понять, лучше или хуже. Вполне может статься, что нынешний формат действительно окажется интереснее. Но он другой!
Чемпионат Европы все больше становится похожим на своего старшего брата. Мировой форум всегда отставал от европейского по средней силе участников. Ряд коллективов из Азии, Африки, Карибского бассейна чаще всего откровенно не дотягивают до южноамериканских и европейских. Однако прелесть мундиаля — в атмосфере, смешении стилей, какого нет больше нигде, включая Олимпиаду и любые неспортивные фестивали. Мы открываем для себя новых игроков и необычные культуры. Все, что обычный человек может знать о Того, — что эту страну представлял Адебайор, который не мог найти общего языка с немецкими тренерами. Где мы еще можем увидеть северокорейцев или южноафриканцев, как не на футбольном поле?! То есть пока чемпионат Европы оставался просто турниром со знаком высочайшего качества, мировой форум был чем-то большим — культурным феноменом.
Но в нынешнем году EURO замахнулся и на эту роль. Раньше было невозможно представить, чтобы такие необычные сборные, как команды Уэльса, Исландии, Албании, строем ворвались в элиту европейского футбола. Мы очень мало знаем об этих народах, их традициях. Уэльс, собственно, даже государством не считается, что придает Бейлу и компании еще больший колорит. И все они очень разные как в части стиля игры, так и поведения на поле. Евростандарта больше нет!
Хотя был ли он когда-либо в обозримом прошлом? Если посмотреть на составы сборных Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, увидим, что там собраны выходцы из самых разных стран и континентов. Многим это не нравится. Поединок Швейцария — Албания кто-то иронично назвал битвой албанцев. Во Франции немного иссяк дух единения, который витал после победы на чемпионате мира-98. Пусть даже в тогдашнем “равенстве и братстве” коренных жителей и детей эмигрантов под трехцветным флагом было много показного. Но сборная-98 была скорее моделью успешности — ориентиром, к которому должно стремиться само общество. Сейчас же всем известные трагические события, а также отстранение Бензема подняли немало неудобных вопросов. Кто-то считает, что эта сборная не представляет Францию. Однако попробовали бы вы это сказать болельщикам на “Стад де Франс”, когда уроженец острова Реюньон, затерянного в Индийском океане, Димитри Пайет забивал чудо-гол румынам. Нет, Европа сделала свой выбор в пользу глобальности. И это случилось не вчера и не в 2008-м, когда исполком УЕФА проголосовал за расширение EURO. А несколько веков назад! И у старушки просто нет другого выхода, кроме как идти по пути мультикультурализма. Конечно, желательно при этом выверять шаги.
У расширения ЧЕ есть и минусы. Одна из главных проблем в самом числе “24”. Оно означает, что в 1/8 финала пройдут не только команды, занявшие первое и второе места в шести группах, но и четыре счастливчика из числа оккупировавших третью позицию. На чемпионате мира уже был подобный формат, и он показал себя не с лучшей стороны. Все-таки группы разные по составу и силе команд, и заочное сравнение дополнительных показателей не вяжется со спортивным принципом. Нам это еще предстоит ощутить. Второй момент — зачастую слишком много матчей. И мы не успеваем смаковать их в полной мере — не привыкли к такому темпу. На чемпионате мира он выглядит обычным, там мы жадно пожираем впечатления. На ЧЕ же много закрытых, сложных игр — их нужно анализировать. Насколько закономерны победы испанцев и французов, добытые на последних минутах? Упущенный англичанами победный счет во встрече с командой Леонида Слуцкого — чистая случайность, или в этом есть зерно логики? В чем причины извечных проблем выдающегося поколения бельгийцев? Все-таки чемпионат Европы остается собой в том смысле, что это по-прежнему очень тактический турнир. Здесь нечасто случаются разгромы, реже забиваются голы, меньше страстей и эмоций. Зато больше мысли!
История покажет, насколько верным был отказ чиновников УЕФА от аутентичности чемпионата Европы. Через четыре года нас ждет еще более странный эксперимент, когда матчи турнира пройдут сразу в тринадцати (!) странах. Но об этом поговорим в 2020-м…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?