1973. Сага о пенальти

22:02, 15 июня 2016
svg image
3262
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Если 90 минут матча не принесут перевеса ни одной команде, — говорилось в решении, — победитель будет выявляться с помощью серий одиннадцатиметровых ударов”.
Реальная причина имела к зрелищности отношение косвенное. Пришла пора выбить почву у команд, пристрастившихся катать мяч без борьбы, договорившись заранее или поняв друг друга на языке игры. Советский футбол сжирали ничьи, число которых в 1971 году перевалило за треть. Платили как за полпобеды, очков у середняков прибавлялось, а соискатели медалей доподлинно высчитали, что соблюдение графика “победа дома плюс ничья в гостях” с лихвой гарантирует чемпионский титул. Московское “Торпедо” и вовсе проявило покладистость, достойную Книги Гиннесса, — в сезоне-71 закончило миром двадцать матчей из тридцати. Председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин выступил в прессе с критикой команд, превративших уход от борьбы в тактический прием.
Кому пришла в голову идея с одиннадцатиметровыми, теперь не узнать, но в числе инициаторов был начальник управления футбола Спорткомитета СССР Лев Зенченко, луганский партаппаратчик, до столичного назначения пару лет возглавлявший ворошиловградский облспорткомитет. На следующий после его повышения год “Заря” сенсационно взяла чемпионские медали, а дальше родился эксперимент с послематчевыми перестрелками.
Запрет на ничьи внес коррективы в предсезонную подготовку. Старший тренер брестского “Буга” Владимир Стацюк вспоминает, как пенальтистов отбирали на южном сборе. После тренировок игроки исполняли по несколько серий, в ходе которых не забившие выбывали, и в сузившемся круге проявлялась пятерка, на которую возлагалась миссия.
Так получилось, что в первом же туре брестчане не справились дома с “Двиной”. Зрители приняли ничейный исход с восторгом. Послематчевое зрелище удалось: все десять ударов оказались точны, и понадобились выстрелы до первого промаха. У хозяев мяч внепланово ухватил нападающий Тюрин и… послал мимо ворот.
Как начнешь, так и покатится. Из девяти ничейных матчей брестчане получат по очку лишь в трех. Зато витебляне с Геннадием Стариковичем в воротах выиграют одиннадцать серий из шестнадцати, правда, в итоге все равно окажутся ниже. В игровое время “Двина” забила меньше всех в зоне — 18 голов, а с учетом послематчевых ударов — фактически больше всех, 94!
В высшей лиге самым удачливым пенальтистом оказался “Кайрат” — 10 побед в 11 сериях, что, впрочем, не помогло ему подняться из середины таблицы.
Основным же страдальцем стало минское “Динамо”, проигравшее по пенальти ровно столько, сколько брестчане — шесть из девяти. У московских торпедовцев показатель был еще хуже, единственный выигрыш при семи неудачах, но именно минчанам послематчевые серии стоили места в высшей лиге, тогда как при обычном регламенте на понижение отправились бы “Карпаты”. В поисках вариантов белорусы перебрали больше всех пенальтистов — 18. Открывал серии Владимир Курнев и, как правило, был точен, но дальше кто-нибудь да портачил — не Сахаров, так Васильев, Юргелевич, Словак, Семенов…
Лучшим исполнителем был армейский защитник Владимир Бабенко, реализовавший девять из девяти. Двенадцать мячей провел зенитовец Павел Садырин, на гол меньше — его одноклубник Анатолий Зинченко, но оба имели и промахи. В то же время ворошиловградец Журавлев из трех попыток не реализовал ни одной, торпедовец Юрин — одну из пяти.
Из вратарей блестяще проявил себя преемник Льва Яшина Владимир Пильгуй, отразивший двадцать ударов. Семью послематчевыми победами он буквально втащил московское “Динамо” на пьедестал. В долевом пересчете первенствовал днепровец Леонид Колтун, защитивший ворота от 40 процентов пенальти. Антирекорд принадлежит торпедовцу Александру Ракитскому, который что стоял, что его не было — пустил пятнадцать из пятнадцати.
Чаще других послематчевые серии пробивали зенитовцы — 12 (всего на высшую лигу было 66). Вратарь ленинградцев Пронин стал главной “дырой” третьих таймов: из 63 ударов не справился с 57. Львовянин Швойницкий и спартаковец Дарвин пропустили соответственно 14 из 15 и 11 из 12.
В двух третях случаев для выявления победителя хватило десяти базовых ударов. В матче “Динамо” (Киев) — “Спартак” ровно половина пенальтистов опростоволосились (3:2). Рекордный счет был зафиксирован в противоборстве “Зенита” с “Днепром”, где промах случился на 24-м ударе (11:12), а больше всего попыток, 26, оказалось в поединке ростовчан с киевским “Динамо” (10:9).
Согласно регламенту, серия из пяти ударов после выявления победителя досрочно не прерывалась, в результате “Спартак” разгромил “Шахтер” с невозможной сегодня разницей в четыре мяча — 5:1.
Равное с полевыми игроками право на удар имели вратари. В случае затянувшихся серий чей-то черед был вынужденным, а кому-то, как голкиперу “Зари” Ткаченко, игравшему в юношах нападающим, тренеры доверяли подход к “точке”. Ворошиловградец и забил два из двух, тогда как ереванец Алеша Абрамян и ростовчанин Лев Кудасов дуэли коллегам проиграли.
Как говорят поляки, “цо задуже, то нездрово”. Веселый аттракцион как-то скоро трибунам надоел. Он выхолащивал нервы вратарям, а команды приводил в ярость, всякий раз лишая кого-то заработанного очка и пусть маленьких, но премиальных. Неудивительно, что по завершении чемпионата новшество попало под испепеляющий огонь.
Но футбольное, как и любое другое, начальство позиций так просто не сдает. Вместо того чтобы отменить послематчевое действо, его лишь подкорректировали. В Положение о розыгрыше-74 было введено уточнение: пенальти пробиваются только в случае нулевых ничьих и ограничиваются одной серией. Если соперники забивают поровну, обеим командам начисляется по очку.
Это было полной нелепостью, которую футболисты показательно высмеяли. В первых двух турах все послематчевые серии закончились с одинаковым счетом 3:3. Наконец, в Лужниках на глазах у десятков тысяч болельщиков “Спартак” и тбилисское “Динамо” пять раз демонстративно пульнули мимо и однажды — в руки Прохорову. Эти скандальные 2:2 по пенальти попали на перо фельетонисту. “Смеются Ловчев и Дзодзуашвили, Челидзе и Пискарев, Андреев и Рехвиашвили… Смеются вратари Прохоров и Гагошидзе, будто им предстоит не ловить в отчаянных бросках юркий мяч, а смотреть “Свадьбу в Малиновке”… А когда мячи, посланные нашими ведущими мастерами, летят в сторону от ворот, то начинают смеяться и зрители…”
Время шло, комедия окончательно сползла в фарс. Из 22 послематчевых серий на старте сезона 21 не выявила победителя, и 7 мая 1974 года президиум федерации футбола принял решение отменить послематчевые пенальти и вернуть очки за ничью. Внакладе остались лишь посрамленное управление футбола да тбилисские динамовцы, уступившие “Спартаку” в переигровке, назначенной за “неспортивное поведение обеих команд”.
Участники чемпионата вздохнули свободно, и все вернулось на круги своя. Произошел отскок к прежним показателям. 36 процентов матчей — больше чем каждый третий — теперь завершались миром.
Следующего эксперимента — лимита на ничьи — останется ждать не так долго.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?