Бег от войны — к Олимпиаде

21:40, 16 июня 2016
svg image
501
svg image
0
image
Хави идет в печали

Бах — за беженцев

Революционное заявление об участии спортсменов-беженцев в Олимпийских играх президент МОКа Томас Бах сделал на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре минувшего года:
Международный олимпийский комитет решил, что спортсмены- беженцы смогут участвовать в Олимпийских играх в Рио. Таким образом мы хотим направить послание поддержки и надежды 60 миллионам беженцев на нашей планете и обратить внимание всего человечества на масштабы этого кризиса. У них нет ни своего олимпийского комитета, ни родины, ни национальной сборной, в составе которой они могли бы выйти на олимпийское представление команд, ни национального флага. Все это им обеспечит Олимпиада. На открытии Игр команда Греции по традиции идет первой. Команда беженцев выйдет под флагом МОКа и под его гимн предпоследней, перед дружиной Бразилии, страны-хозяйки Олимпиады.
Бах увязал создание олимпийской команды беженцев с другими глобальными проблемами: “Для бразильцев такие ценности, как терпимость, солидарность и мир — в числе основных. Олимпийские игры предоставляют уникальную возможность использовать спорт как ключевой инструмент в установлении мира, социальной интеграции и толерантности, в борьбе против расовой, этнической или гендерной дискриминации”.
На голосование сессии Генассамблеи ООН вынесли резолюцию о соблюдении олимпийского перемирия на время Игр в Рио и создание команды беженцев. “За” проголосовали 180 из 193 государств — членов ООН.

Лавина мигрантов

Беженцы — люди, вынужденные бежать из своей страны в другие государства. Причины многообразны: войны, этнические, расовые, межконфессиональные конфликты, голод, притеснения…
Вскоре после Второй мировой войны при ООН было создано специальное агентство, в 1951 году учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Статистика беженцев быстро растет в последнюю четверть века. В 1990 году их насчитывалось 15 миллионов, в 2000-м — 22 млн., в 2009-м — 42 млн., сейчас — около 60 млн. В последнее время миграционный поток из стран Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока в Европу обрел лавинообразный характер. За два года (2015-2016) оттуда в Старый Свет прибыли два миллиона человек. В основном в сытую Европу стремятся беженцы из охваченных войной стран — Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана.
Проблема настолько остра, что к ее решению ООН привлекает мировых знаменитостей. В разные годы послами Доброй воли при комиссариате ООН были известный дизайнер Джорджио Армани, кинозвезды Софи Лорен, Ричард Бартон, Кейт Бланшетт, Анджелина Джоли… Ежегодно 20 июня человечество отмечает Всемирный день беженцев. Беженцы есть на всех континентах. Они нередко испытывают существенные ограничения в различных жизненных сферах, в том числе спортивной. Живя в чужой стране, главное — получить убежище, крышу над головой и работу, а занятия спортом могут позволить себе далеко не все.
Внимание президента МОКа Баха к этой проблеме, вероятно, в немалой степени объясняется европейским миграционным кризисом последних лет. Его родная Германия приняла едва ли не половину прибывших из Африки и Азии.

Отбор

Создание команды беженцев — шаг символический. Бах сразу заметил, что “команда будет небольшой, поскольку должен быть соответствующий Играм уровень спортсменов”. В рамках программы МОКа по оказанию помощи спортсменам, пострадавшим от мирового миграционного кризиса, всем НОКам было предложено найти в своих странах атлетов-беженцев, которые могли бы квалифицироваться на Игры в Рио. Изначально отобрали 43 кандидата. Из их числа при содействии НОКов, международных спортивных федераций и ООН выделили десятку лучших. Критерии отбора — спортивный уровень, официальный статус беженца, подтвержденный ООН, а также личные обстоятельства.
Кроме десяти атлетов, команда спортсменов-беженцев будет иметь необходимый штат для технического обеспечения: пять тренеров, два врача и пять официальных лиц. Возглавит эту сборную 43-летняя Тегла Лорупе из Кении, пятикратная чемпионка мира в полумарафоне, победительница марафонов-мэйджоров в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине. Финансирование подготовки и экипировки команды, путевых и иных расходов обеспечивает благотворительный фонд “Олимпийская солидарность”, созданный МОКом для реализации подобных проектов. Будет заключен соответствующий страховой контракт. Фонд продолжит оказывать поддержку олимпийцам и после Игр.
Еще в сентябре МОК организовал фонд помощи беженцам, представителям 17 НОКов, бюджет которого 2 млн. долларов.

10 счастливчиков

2 июня Томас Бах огласил имена беженцев-олимпийцев. Выходцы из Сирии, Южного Судана, Эфиопии и Конго будут соревноваться в трех видах спорта — легкой атлетике (шестеро), плавании и дзюдо (по два). Все они пройдут допинг-контроль на общих основаниях. Объявляя состав, Бах не жалел эмоций: “Эти спортсмены продемонстрируют миру, что, несмотря на невообразимые трагедии, которые им пришлось пре- одолеть, каждый может внести вклад в развитие общества благодаря своим талантам, навыкам и силе человеческого духа”.

Рами АНИС, 25 лет (Сирия, представлен НОКом Бельгии, плавание, 100 м баттерфляй)
Рами вырос в Алеппо, крупнейшем городе Сирии. Плавать начал в 14 лет. Когда взрывы и похищения людей стали частыми, родители отправили Рами в Стамбул к старшему брату. “Думал, еду в Турцию на пару месяцев, а потом вернусь домой”. Но месяцы превратились в годы. Рами тренировался в бассейне “Галатасарая”, однако, не имея турецкого гражданства, не мог выступать в соревнованиях. На надувной лодке юноша доплыл до греческого острова Самос, а затем добрался до бельгийского Гента. Там его наставником стала финалистка московской Олимпиады Карен Вербовен.

Юсра МАРДИНИ, 18 лет (Сирия, НОК Германии, плавание, 200 м в/с)
Участница чемпионата мира-2012 также пережила опасное средиземноморское путешествие. У берегов Турции лодка беженцев села на мель. Сестры Мардини прыгнули в воду и толкали судно в сторону Греции. “Среди нас были люди, не умевшие плавать. Мне было бы стыдно, если б наш корабль утонул”. В сентябре 2015 года из Греции они отправились в Германию. Вскоре Юсра приступила к тренировкам в берлинском клубе “Шпандау 04”.

Иоланде MАБИКА, 28 лет (Демократическая Республика Конго, НОК Бразилии, дзюдо)
Бои на востоке ДРК разлучили малышку Иоланде с родителями. Она помнит, как их подобрал вертолет и отвез в столицу Киншасу. Там в центре для перемещенных детей она стала заниматься дзюдо. Способная девушка добилась права выступать на чемпионате мира-2013 в Рио-де- Жанейро. На зарубежных турнирах тренер всегда отбирал у нее паспорт и держал впроголодь. Устав от многолетних издевательств, Мабика после соревнований сбежала из отеля. Она нашла приют в школе дзюдо, основанной призером афинской Олимпиады, чемпионом мира-2005 Флавио Канто. “Выиграть медаль — значит изменить мою жизнь. Надеюсь, моя семья увидит меня, и мы встретимся”.

Пополе МИСЕНГА, 24 года (Демократическая Республика Конго, НОК Бразилии, дзюдо)
История Мисенги как две капли воды похожа на случай с Мабикой: потеря семьи, центр для перемещенных детей, дзюдо, феодализм тренеров, чемпионат мира-2013, бегство, школа Флавио Канто и надежда на олимпийское чудо. “Дзюдо помогло мне обрести спокойствие, собранность, целеустремленность”.

Йиеч БИЛЬ, 21 год (Южный Судан, НОК Кении, бег на 800 м)
Йиеч Биль бежал с родины еще 2005-м, попал в лагерь для беженцев в северной Кении. “В лагере у нас нет никаких условий: ни спортзала, ни специальной обуви, с утра до вечера печет солнце. Но я хочу показать моим коллегам-беженцам, что у них есть шанс и надежда”.

Джеймс Нян ЧИЕНГДЖИК, 28 лет (Южный Судан, НОК Кении, 800 м)
В 13 лет Джеймс покинул родину, скрываясь от повстанцев, которые насильно вербовали детей-солдат. В Кении он посещал школу, известную подготовкой бегунов на длинные дистанции. У него не было кроссовок. “Мы все получили много травм из-за неправильной обуви. Если у вас есть две пары кроссовок, помогите тем, у кого нет ни одной”.

Паулу ЛОКОРО, 24 года (Южный Судан, НОК Кении, 1500 м)
Всего несколько лет назад Пауло был пастухом и ничего не знал об окружающем мире. Многолетняя война заставила парня бежать в соседнюю Кению. Живет в лагере для беженцев, тренируется в спортивной школе недалеко от Найроби под руководством Теглы Лорупе. “До приезда сюда я не знал, что такое кроссовки”.

Розе ЛОКОНИЕН, 23 года (Южный Судан, НОК Кении, 800 м)
Розе также жила в лагере беженцев на севере Кении. Года полтора назад тренер предложил ей участвовать в забеге на 10 км. К своему удивлению, она прибежала второй! Талантливую девушку перевели в тренировочный лагерь возле Найроби готовиться к Олимпиаде. “Не могу поверить, что за год с небольшим поднялась на такой уровень”.

Йонас КИНДЕ, 36 лет (Эфиопия, НОК Люксембурга, марафон)
Йонас уже пять лет живет в Люксембурге. Он берет уроки французского и работает водителем такси. И, конечно, тренируется. В октябре прошлого года он пробежал марафон за 2 часа 17 минут и выполнил олимпийский норматив. “Обычно я тренируюсь раз в день, но когда узнал о команде беженцев, перешел на двухразовые занятия. Олимпийские игры — это большая мотивация!”

Энджелина НАДАИ, 21 год (Южный Судан, НОК Кении, 1500 м)
“Когда мне было шесть лет, наше село разрушили. Родители, слышала, живы, но прошлый год был очень голодным”. Помогать родителям — главная мотивация Энджелины. Она мечтает об участии в топ-турнирах с крупным призовым фондом. “Если есть деньги, ваша жизнь может измениться”.

Огонь — из рук в руки

Беженцы участвуют в эстафете Олимпийского огня. Бывший сирийский спортсмен Ибрагим Аль- Хусейн, потерявший часть ноги в результате теракта, нес олимпийский факел через лагерь беженцев Элеонас близ Афин. Неделю спустя его 12-летний соотечественник Ханан Дaкка участвовал в первом этапе эстафеты уже в Бразилии, где он живет и учится в школе.
Мир должен знать: беженцы — обычные люди. Надо лишь помочь им реализовать себя.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?