Мой Euro. Первая кровь

21:41, 16 июня 2016
svg image
515
svg image
0
image
Хави идет в печали

К сожалению или к счастью, но я отношусь ко вторым. Мне надо так, чтобы до хрипоты, до потери голоса и пульса, до полусмерти при поражениях и почти до нирваны при победах. А такое возможно, только если играет клуб или сборная твоей страны. Уж так отец приучил с самого детства, еще в 1974 году взяв на свой страх и риск шестилетнего сына на переполненный “Динамо”. А вернее сказать, заразил, не зря ведь болельщик от слова “болеть”. До сих пор перед глазами победный гол динамовцев на последней минуте в том матче, и я в компании с кепками и шляпами лечу ввысь…
Поэтому для меня чемпионаты Европы, по большому счету, заканчиваются еще на предварительной стадии, где, к нашему несчастью, раз за разом завершает свой путь к европейской короне сборная Беларуси. Конечно, по старой памяти симпатизирую украинцам или россиянам, если они попадают в финальный турнир, переживаю за команды, не имеющие фаворитского статуса, за дерзких новичков, но все равно это не сравнимо с настоящим болением.
По той же причине последним “моим EURO” считаю чемпионат Европы-1988 в Германии. И пусть это была сборная СССР, но тогда другой у нас не было. Кроме того, в той советской команде играли два белоруса, два Сергея — Алейников и Гоцманов, что добавляло и гордости за синеокую, и эмоций, и так бивших через край. А еще то континентальное первенство отложилось в памяти буйством красок — родители наконец изыскали внутренние резервы и поменяли старую черно-белую “Зорьку” с плоскогубцами вместо переключателя каналов на новый цветной “Фотон”. Наконец-то о цветах формы команд можно было судить не только со слов комментатора. Помню шок, который испытал, когда увидел на экране чуть ли не полностью оранжевые трибуны в первом матче с голландцами. Но та игра, хоть и победная для сборной СССР, запомнилась не так хорошо. Наверное, потому, что игры в исполнении наших мы, собственно, и не увидели — гол Раца в контр- атаке был красив, однако все остальное время подопечные Валерия Лобановского просидели у собственных ворот.
Следующая встреча с командой Ирландии была прервана на полуслове — студенту уже четвертого курса РТИ Сергею Южику пришлось срываться с места в душную июньскую ночь после первого тайма и ехать в вычислительный центр МАЗа, где он проходил практику. Это сейчас есть мобильные телефоны и можно все узнать, не отходя от кассы, а тогда… Наши проигрывают, кошки скребут на душе, а ты в полном вакууме, пока не доберешься до работы. Была надежда, что в троллейбусе попадется кто-нибудь с радиоприемником, но все нормальные болельщики сидели в это время у голубых экранов. Вряд ли когда-либо еще на проходной автозавода видели человека, который так спешил на ночную смену. Зато потом были улыбка девушки-оператора и одно слово из ее уст — Протасов. Еще долго счастливый студент со следами помады на губах стоял под прохладной воздушной струей кондиционера в машинном зале ЕC-1035…
Битва с ирландцами стала определяющей для сборной СССР в плане психологии, и дальше “красная машина” заработала на полных оборотах. Сначала серпом и молотом прошлась по англичанам, причем голом отметился Сергей Алейников. Сделал все белорусский хавбек, как и в игре с венграми на предшествующем чемпионате мира в Мексике, быстро и красиво, и получил за скорость вторые часы “Сейко”. Потом был полуфинал с итальянцами, о котором мне нечего сказать, кроме того, что апеннинцы выступили в роли масла для ножа.
И, наконец, круг замкнулся. С чего начали, тем и заканчивали — матчем с Голландией. Но только за время чемпионата из робкого безусого юнца с пионерским значком на груди к финалу сборная СССР выросла в бородатого мускулистого мужика.
И вполне могла победить, кабы не фантастический гол ван Бастена, взятый ван Брекеленом пенальти и… отцы из Суринама, явившие Голландии и миру Рууда Гуллита и Франка Райкаарда. Как тогда ругали и смеялись над уже ставшим легендой комментатором Владимиром Перетуриным, предложившим в прямом эфире финального матча завезти в СССР отцов из Суринама, чтобы в будущем получить своих “гуллитов”. А вот в других странах не смеялись, а взяли идею на вооружение. Может, не специально, а интуитивно, но факт остается фактом: сейчас никто уже не удивляется бельгийцам с фамилиями Лукаку, Дембеле, Азар или Бачуайи, немцам Озилу, Боатенгу, Джану и Хедире или сборной Франции, которую смело можно назвать “черной жемчужиной” из-за обилия игроков с африканскими корнями.
Можно по-разному относиться к подобной “натурализации”, но и отрицать положительного воздействия вливания свежей крови глупо. Это как в генетике, давно доказавшей, что браки между родственниками, особенно близкими, приводят к вырождению нации, а если вы хотите иметь здоровое потомство, то лучше поискать себе половину “не из нашего района”. Оказывается, и в футболе эти законы работают, и точкой начала эксперимента можно считать EURO»88, а автором идеи — Владимира Перетурина. Может, пора и белорусам подсуетиться в этом плане? Все равно процесс глобализации не остановить, и если пустить все на самотек, то так и останемся в хвосте европейского, да и мирового, футбола.
Подводя итог, скажу, что чемпионат в Германии вспоминается с теплотой и гордостью, несмотря на поражение в финале. Когда еще придется попереживать за родную сборную в финале топ- турнира? Единственный осадок — Сергею Гоцманову так и не дали звания заслуженного мастера спорта, хотя он участвовал в четырех матчах из пяти и заработал пенальти в финале, не реализованный Белановым. В сборной были люди куда менее заметные и полезные, тем не менее им “змс” дали. Но они были из киевского “Динамо”, как и главный тренер национальной команды. Впрочем, это уже скорее политика, которая постоянно вмешивается в спорт и ничего, кроме грязи, после себя не оставляет. Лучше мы туда не полезем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?