Дмитрий Бага. Золото можно везти в Борисов

21:32, 23 июня 2016
svg image
798
svg image
0
image
Хави идет в печали

Именно столичный клуб, цвета которого в прошлом сезоне также защищал белорусский вратарь Андрей Горбунов, станет следующим местом работы футболиста, покинувшего израильский “Хапоэль” из Хайфы. Остаток отдыха Дима проводит на родине. Корреспондент “ПБ” воспользовался моментов и встретился с ним за чашечкой кофе.

— Прошли твои первые легионерские полгода. Как оценишь?
— С какой стороны ни посмотри — везде плюсы. Было интересно все поменять: клуб, чемпионат, страну проживания. Израильское первенство, откровенно скажу, ничуть не сильнее нашего. Есть хорошая команда “Маккаби” из Тель-Авива, есть “Хапоэль” из Беэр-Шевы, который в этом году всех удивил и стал чемпионом. В остальном — средний уровень.
Что до интереса к футболу, телевидение, спонсоры, магазины атрибутики, болельщики — сравнивать с Беларусью даже нелепо. У нас только БАТЭ что-то пытается делать, какие-то акции, старается завлечь людей. Там это практикуют все, в том числе “Хапоэль” из Хайфы, который боролся за выживание. Мы шли на предпоследнем месте — и собиралось шесть тысяч. Мы проигрывали, после игры свистели, критиковали, но на следующий матч снова приходило шесть тысяч. А когда дерби — вообще тридцать. Нам такое и не снилось.

— Переживал, впервые переезжая в другую страну?
— Было такое. Все-таки здесь и язык родной, и близкие люди под боком. С удовольствием узнал, что в “Хапоэле” есть литовец Тадас Киянскас, с которым хорошо сдружились и сейчас едва ли не каждый день общаемся. Помогал мне. В итоге все волнения развеялись буквально за пару дней. Быстро привык и к команде, и к погоде, и к жизни в Хайфе.

— Переключиться с ежегодной примерки золотых медалей на борьбу за выживание было сложно?
— В моем случае нет. Думаю, все-таки надо адекватно оценивать свой статус. Я полгода не играл в БАТЭ. И не имел права заявлять: мол, хочу в клуб, который борется за чемпионство. Понимал, что в любом случае не попаду в топовую команду. Так что это не было проблемой.

— БАТЭ ведь играет в групповом раунде Лиги чемпионов почти каждый год. И не важно, сколько у тебя игровой практики — по-моему, игроки в нем априори выше уровнем, чем аутсайдер чемпионата Израиля…
— Первостепенная причина, как бы ни банально это звучало, — белорусский паспорт. В Греции встречались с партнерами моего агента, общались. Они говорят: да, все знают множество классных белорусских футболистов, но вы везде легионеры. В топ-5 вообще попасть невозможно. Мне кажется, сейчас, для того чтобы туда из Беларуси уехать, нужно обладать талантом уровня Саши Глеба в лучшие годы.
Дай бог, Сережа Черник перейдет в “Нанси”. Это будет здорово и для него, и в целом для белорусского футбола. Но в Лиге чемпионов за БАТЭ много кто хорошо играл. А на повышение ушел только серб. Это ведь не просто так. А чем был хуже Младеновича Гордейчук? А Макс Володько?..

— Но уровень того же твоего “Хапоэля” — намного ниже БАТЭ?
— В плане футбола — однозначно. У нас в команде есть парень, который играл против БАТЭ за “Ирони” из Кирьят-Шмоны несколько лет назад. Все говорил мне: “Ах, Алекс Глеб! А Родионов, Брессан — было без шансов”. По организации дел — все скромно. Если БАТЭ взять за 10 баллов, то “Хапоэль” — балла 3-4, не больше.
Зато атмосфера чемпионата просто несоизмерима. Люди любят футбол. Не важно, победил ты или проиграл, они за тебя. В Беларуси как? Выиграли два матча: молодцы, конечно, но это соперники были слабые. Проиграли — это вы кривоногие. А как в Израиле? Уступили два раза — народ все равно идет на стадион, болеет, победили — еще больше людей приходит.

— Дерби Хайфы жаркие?
— Очень. Подавляющее большинство горожан болеют за “Маккаби”. Когда мы играем в гостях, наших на трибунах тысяч пять, хозяев — в пять раз больше.
Уже за неделю до дерби чувствуешь нагнетание обстановки. Видно, что матч очень принципиальный. Мы как-то с Тадасом сидели в городе, пили кофе. Подошли болельщики и на полном серьезе говорят: “Вы можете вылететь в Д2, но обязательно обыграйте “Маккаби”. Это для них реально значит куда больше, чем турнирная ситуация. Еще как-то на заправке подошел парень. Узнал, пожелал удачи, был очень дружелюбен, а потом сказал, что всю жизнь болеет за “Маккаби”. Так что какой-то агрессии к “чужим” футболистам не было и в помине.

— Израильский футбол — специфичный?
— И не говори. Просто потому, что в нем отсутствуют понятия дисциплины и тактики. Напрочь! Это напоминает игры на тренировках “пять на пять”, когда сначала все обороняются, а затем все атакуют. Первое время вообще не понимал, что происходит. Думал: ну ладно, может, одна игра, может, тренер такой. Пришел другой. Действительно начал повторять что-то про дисциплину. Но это продлилось буквально два дня. Есть какие-то базовые понятия, но не более того. У нас 15-летние пацаны гораздо лучше тактически подкованы.

— А у тебя еще позиция такая…
— Да, играл при схеме 4-3-3 “нижнего” опорного полузащитника. То есть входил в пятерку оборонительных футболистов. И поначалу вообще был в шоке. С другой стороны, может, поэтому футбол там более зрелищный, ориентирован на атаку. Разве что против “Маккаби” из Тель-Авива приходится постоянно действовать в обороне, да и то не “сжирают”. Но нет такого, чтобы команда весь матч добровольно сидела в защите. Человек лучше попробует в одиночку троих обыграть. Не получится — еще раз попробует. Может, для зрителя это и лучше. Для израильского — наверняка.

— Как тебе Хайфа?
— Супер! Для жизни это отличный город. Как и вся страна. Она, конечно, дорогая, но мне нравится. Все спрашивают про взрывы, теракты. В Хайфе я этого вообще ни разу не почувствовал. На юге, в Иерусалиме, Беэр-Шеве, наверное, обстановка другая. В Тель-Авиве том же. Он мне, кстати, безумно понравился. Мегаполис такой, небоскребы, реальный Нью-Йорк. Американский “стайл” везде, зарплата на чеках. Правда, говорят, для жизни не приспособлен — пробки бывают даже в два часа ночи.

— Если все нравится, почему уехал?
— У нас сложились хорошие отношения с президентом клуба. И вот он мне говорит, что тренер хочет заменить в межсезонье сразу 12 игроков. Нужно ждать конкретики до конца июня. Мол, решаем что-то с финансированием. Сказал честно: хочу остаться, но, если будет предложение, уйду. Не в моей ситуации ждать месяц. И буквально через неделю звонит Женя Гайдук: “Атромитос” тебя хочет, постоянно звонят. Взвесил “за” и “против”, по деньгам не проигрываю, чемпионат намного сильнее, команда иногда участвует в еврокубках. Считаю, это шаг вперед.

— С Горбуновым говорил?
— Конечно. Андрей вообще молодец, уже греческий успел выучить. Он в “Атромитосе” всем доволен. Ему вроде предложили новый контракт, может, еще и останется. Спрашивал, но он пока ничего не говорит по этому поводу.

— Ты съездил в Грецию — что увидел?
— Офис, базу и отель. Все понравилось. База по сравнению с “Хапоэлем” — другой уровень. С тренером Трояносом Делласом познакомиться не успел, но мне уже выслали программу подготовки, расписание сборов, спаррингов. 30 июня улетаю в Грецию. В целом сложилось впечатление, что очень профессиональный клуб.

— Уверен, ты постоянно на связи с БАТЭ.
— Разумеется. Ну, с братом — это понятно. Кроме того, с Виталиком Гайдучиком на связи после каждой игры, да и не только с ним. 25-го обязательно собираюсь на “Витебск” съездить.

— Со стороны складывается впечатление, что каждый из игроков, покинувших БАТЭ, если уж совсем не растеряет свой уровень, в случае чего может вернуться в Борисов. Это так?
— В моей ситуации — нет. Был уверен, что в БАТЭ этим летом точно не буду. Думал или о “Хапоэле”, или о другом европейском клубе. Мне понравилось за пределами Беларуси.

— Надоел наш чемпионат? Как говорил Егор Филипенко, “выйдешь после матча Лиги чемпионов на поле в Новополоцке — и плакать хочется”?
— Конечно, надоедает. Не то чтобы мы зажрались — очень сложно переключаться. Ну а кто виноват, что чемпионат стал таким неинтересным? Сколько денег в песок закопали? Ведь их было реально много. Игроки отказывались идти на зарплату в пять тысяч долларов. Если бы умные люди занимались маркетингом, до сих пор бы на те средства жили. А деньги за год проели — и говорят, что бедные.
Посмотрите на тот же израильский чемпионат. В этом сезоне телевидение давало каждой команде по 400 тысяч долларов. В следующем году будет давать по 1,8 миллиона! Опять-таки — израильский чемпионат платный, и все его покупают. Это любовь к футболу или футбол такого высокого качества? Если думаете, что второе, скачайте и посмотрите любой матч. А затем мысленно уберите антураж, 20 тысяч человек с трибун. Это будет зрелище намного хуже белорусского чемпионата. Для меня все ясно: у нас просто не любят футбол.

— С очередным чемпионством БАТЭ все понятно?
— Как по мне — однозначно. Сначала еще думал о “Динамо”. Знаю, что у команды проблемы, но такая ситуация порою объединяет и команда выдает лучший результат. Но это не тот случай. Сыграли 3:3 с БАТЭ — радуются, “вау”. Ну что “вау”? Это просто ничья. А потом — сколько у них там безвыигрышная серия была? В общем, золото уже можно везти в Борисов, а игрокам БАТЭ спокойно готовиться к Лиге чемпионов. Единственная команда, которой сейчас может проиграть БАТЭ — это сам БАТЭ. Но пока есть Капский, такого никто не допустит.

— Есть опасение, что гегемония в чемпионате может негативно сказаться на выступлении в еврокубках.
— Конечно, от этого никто не застрахован. Это постоянный огромный прессинг со всех сторон. Поверь, я там был семь лет, пацанам очень тяжело, когда у тебя нет права на ошибку. Впрочем, большинство ребят уже адаптированы к этому. Все должно быть хорошо. Финнов, по крайней мере, точно надо проходить.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?