Euro-2016. С места события. 40 лет боли. Ужин с придурками

21:24, 28 июня 2016
svg image
786
svg image
0
image
Хави идет в печали

Смотреть на остатки англичан, которые отчего-то задержались в Тулузе, нет никаких моральных сил. Позавчерашнее поражение от исландцев оставило их в состоянии страшном. Их здесь, на юго-западе, оказалось удивительно много. Во время матча все британские пабы были густо засижены ребятами с георгиевским флагом на плечах и тремя львами на сердце.
До матча они красиво пели “Боже, храни королеву!” и “Three lions”, а после матча не пели, не пили, не бесились и вообще на полтора дня стали совершенно адекватными людьми. И единственной их мечтой была не очередная пинта, а отъезд куда-нибудь далеко-далеко, где нет красивой, но такой разочаровывающей Франции.
“30 years of hurt never stopped me dreaming”. “Тридцать лет боли, но я никогда не переставал мечтать”, — эти строки из официальной песни EURO»96 стали культовыми еще тогда и продолжают оставаться таковыми до сих пор.
Та песня “Three lions” по-настоящему уникальна в культурологическом плане. Нынче любое условное “Торпедо” (Болотное) в своих гимнах кричит об уникальности своего клуба, которому и “Реал” с “Барсой” не страшны, и у которого Кубок УЕФА уже практически в руках.
Группа “The Lightning Seeds” записала нечто с абсолютно противоположным текстом. Он вобрал в себя всю боль родоначальников футбола за “тридцать лет боли”. В нем не выпячена миссия премьер-лиги как пророка мирового ножного мяча. В ней кубки не в руках — в ней только мечты о них. И лишь скромное “Кубок Жюля Риме все еще блестит” отсылает нас к легендарной команде Бэнкса, Чарльтона и Мура.
В остальном — это альфа и омега, эпиграф и постскриптум к каждому выступлению англичан на топ-турнирах с тех пор. “Все, кажется, знают, с каким счетом это все закончится, все видели это раньше, они точно знают, они так уверены, что Англия опять продует, профукает все, но я знаю, что они умеют играть. Ведь я помню…” Отличный скетч всепрощающему болельщицкому сердцу. “Так много шуток, так много издевок, так много “ой, чуть-чуть не хватило”, все это изводит меня столько лет”, — и это официальный гимн главной в футболе страны к топ-турниру, песня, которую поют до сих пор! Кто еще смог бы сделать такое признание?
“Но я все еще вижу, как Мур отбирает мяч в том моменте, и как Линекер забивает, и как Бобби стреляет, и как Нобби танцует”, — красивые отсылки к культовым моментам английского футбола. Бобби Мур останавливает Жаирзиньо в матче с бразильцами в 1970-м, Линекер записывает на свой счет гол немцам в полуфинале чемпионата мира-1990, Бобби Чарльтон вколачивает чудо-гол Мексике в 1966-м, а Нобби Стайлз, еще одна легенда “Манчестер Юнайтед”, пляшет с тем самым чемпионским Кубком Жюля Риме после финального свистка решающего матча чемпионата мира-1966. Первого и последнего удачного для англичан.
Эта песня гениальна, потому что подходит к любому топ-турниру в исполнении сборной Англии. К огромному сожалению поклонников этой странной команды из странной страны.
В 96-м англичанам казалось, что 30 лет спустя после победы на чемпионате мира “Три льва” готовы к новому подвигу. И на том чемпионате Европы они действительно были хороши. Разницу между командой Терри Венейблса и будущими победителями немцами составил только один неудачный удар с “точки” в исполнении Гарета Саутгейта.
Песню пару раз переписывали к другим топ-турнирам, а теперь сделать это было проще всего — thirty и forty (тридцать и сорок на английском) отлично заменяют друг друга, не нарушая рифмы.
Англичане уступили крошечной Исландии, и нам не дано представить, насколько это для них болезненно. Чувство, несравнимое даже с нашей скорбью после того, как хоккеисты проиграли венграм или словенцам. Или после того, как команда Штанге уступила в Гомеле Люксембургу. Ведь что для нас спорт, если говорить откровенно? Это то, что разделяет международные новости и погоду. Килька в океане важных новостей. Пару кубиков в общеполитических СМИ.
А в Англии — действительно смысл жизни. Поэтому за трансляции своей премьер-лиги только на территории Англии телеканалы готовы платить 5 миллиардов фунтов за три года. Поэтому во Францию приезжают сотни тысяч болельщиков, включая даже тех, у которых нет и так и не появится билетов, которые просто пойдут в фан-зону и будут болеть там.
В общем, Гари Линекер не зря назвал проигрыш исландцам самым грандиозным в истории английского спорта. Ничего не поделаешь — теперь все, как в песне: ухмылки, издевки, подколки. И боль. Вот уже сорок лет.
В болельщицких откровениях позавчерашней ночи — и обида на Ходжсона за то, что ставил “мертвого Кейна, который даже подать нормально не может”, а не “Варди, который хоть что-то делает”. И презрение за обоюдоустраивавшую ничейку со словаками, которая перевела турнирные стрелки с Северной Ирландии в Париже на злополучную Исландию в такой же злополучной Ницце. И — главное — полное понимание, что пенять нужно только на себя. “А исландцы молодцы, чтоб они провалились. Показали нашим зажравшимся ребятам, как нужно биться за страну”, — и как с этим спорить?
Насколько серьезным был удар, видно по послематчевой тишине в Ницце и окрестностях. Оттуда никаких тревожных новостей. Никто не прыгал в фонтаны и не бил о тротуар посуду. Потому что траур есть траур. Он общенационален. Его можно не объявлять. Все и так всем понятно.
“Ну хоть простые французские обыватели вздохнут теперь спокойно!” — можете сказать вы и будете кое в чем правы. Франция против Англии в воскресенье на “Стад де Франс” — это было бы монументально. Это было бы феерично. Это было бы на всю Европу. Конечно, не обошлось бы без моральных и материальных издержек для жителей Сен- Дени и окрестного Парижа.
Но когда говорят о лютости английских фанатов и учиняемых ими разрушениях, стоит помнить о том, что легко забыть, глядя, как очередной пьянющий человек в майке с тремя львами писает в крайне непредназначенном для этого месте.
При том что англичане — самая пьющая и из-за этого самая бедокурящая болельщицкая братия на этом EURO (да и на всех остальных тоже), она довольно неплохо для ее поголовья и состояния контролируется. Во-первых, от выездов надежно отрезаны все боевики — мы вам об этом уже рассказывали, они просто сдают паспорта в полицию на все время топ-турниров и должны ежедневно отмечаться в участке.
Во-вторых, с англичанами всегда выезжают полицейские из так называемого футбольного подразделения. Они постоянно работают на матчах, они понимают принципы управления толпой именно фанатов, у них есть богатый опыт избегания и разруливания конфликтов как в матчах премьер-лиги, так и на выездах всех уровней. То есть если на секторе англичан или в городе в специальном пункте сбора “саппорта” вдруг начнет происходить что-то потенциально подозрительное, первым к ним обратится не французский омоновец с автоматом (который, кроме “Fuck off!”, ничего не услышит, так как просто не говорит по-английски и не может ничего объяснить). А констебль, которого они, может быть, даже знают по предыдущим выездам.
В-третьих, кроме полиции, есть и постоянные стюарды, которые еще глубже внедрены в сектора и чувствуют, когда грядут проблемы. И первые, и вторые ездят с болельщиками по всей стране, дежурят в местах наибольшего скопления англичан и не бросают своих пьяных сограждан на произвол судьбы.
В-четвертых, степень фанатской саморегуляции тоже довольно высока. Ассоциация английских болельщиков строго следит за соблюдением порядка. Если вы едете из одного города, где играла Англия, в другой, на вокзале вас обязательно встретят специальные люди — не полиция (хотя она тоже), а волонтеры, которые ответят на все вопросы, если надо. Дадут вам карту и фанзин в придачу — абсолютно бесплатная опция. Бесплатная настолько, что фанзин даже называется “Free lions”: “free” — это на английском и свободный, и бесплатный.
Я помню Марсель: парижский поезд встретили чуть ли не с песнями. “Free lions” в руки каждому — специальный выпуск по городу матча. В нем: телефон “горячей линии для английских болельщиков”, телефон британского консульства, телефон “посольства болельщиков” — будки в центре города, куда можно всегда обратиться.
Ненавязчивая реклама бесплатной SMS-рассылки для всех, кто едет во Францию. Бомбардировки сообщениями не будет, только важная информация, в том числе и сообщения от полиции. Разворот о том, что делать, где жить и почем есть в Марселе, минимальная информация, как добраться отсюда в Ланс — следующую точку на маршруте передвижений сборной Англии. Ну и чисто футбольное: кто крут в сборной Англии, кто главные козыри Леонида Слуцкого. Кстати, это Акинфеев, Вася Березуцкий и Дзюба (в принципе не попали только в Дзюбу).
Самое потешное — “Russia Music Quiz”, музыкальная викторина по России “от скаузера Фила”. Ребята, вопросы — огонь! Например: в каком альбоме “The Beatles” песня “Back in the USSR”. Или: Россия была фаворитом букмекеров на “Евровидении” в этом году, а какая страна выиграла с, возможно, антироссийской песней? Или: “Бони-М” стала второй в чарте 1978 года с песней о каком русском монахе? Rasputin, говорит ответ на странице 16.
А как вам это: в честь этого русского города был назван один из Уомблов — вымышленных зверьков из книги Элизабет Бересфорд? Оказывается, Tomsk. Или: этот ливерпульский артист был назван в честь Максима Горького? В ответах — некто Alexei Sayle. Родители копали почти так же глубоко, как составители теста.
Есть, конечно, и попроще: Петр Ильич Чайковский написал увертюру “1812” в честь победы над какой армией? Хотя англичане наверняка задумаются.
Но фанзин — это штрих. Чтобы можно было представить, сколько делается для того, дабы удержать многочисленную английскую армию в рамках порядка и административного кодекса. Вообразите, что бы было, если бы они были брошены на произвол, ходили, куда хотели, сами искали дорогу, спрашивали на ужасном французском у местных, какой травмай идет на стадион…
Англичан приезжает порой в два раза больше, чем продано билетов. Во Франции на трибунах количественно с ними могут поспорить разве что сами французы. “Велодром” с Россией, “Болларт Делелис” с Уэльсом, “Жоффруа Гишар” со Словакией — арены на 70, а то и на 80 процентов были заполнены болельщиками с Альбиона. А это от 30 до 50 тысяч только на стадионе! Смело прибавьте еще десять-пятнадцать тысяч безбилетников в фан-зоне, барах и на улице. А потом представьте задачу города и полиции. Это ведь не наш “крауд менеджмент” на полторы тысячи “кузьмичей” — масштаб совсем другой.
Кстати, проблем гораздо меньше, когда город заранее понимает, что будет происходить. Например, Тулуза свои матчи провела спокойно, хотя именно здесь сражались россияне и валлийцы. Но город грамотно продумал маршруты, расставил указатели и волонтеров. А самое главное — портативные туалеты и писсуары. Это спасло от нехорошего орошения не одну стену и избавило коммунальные службы от уборки батарей из десятков пластиковых стаканчиков, расставленных вдоль дороги, в которых уже, разумеется, не пиво, а продукт его переработки организмом.
Последний возможный всплеск английской активности — вчерашний — не был даже всплеском. За это французы благодарят исландцев, которые ловко наступили всем английским песням на горло. Всем, кроме одной, — “сорок лет боли, но я никогда не переставал мечтать”.
Она больше не прозвучит на стадионах Франции этим летом живьем, но в ушах тех, кто был на матчах “Трех львов”, она еще звенит. Как и “Боже, храни королеву!” — два простеньких куплета, заставляющих стекла дрожать. Как и “Please don»t take me home” — просьба, которая так и не была выполнена “мертвым” Кейном и такими же его товарищами.
Французы уже третьи сутки хихикают над своим соседом по проливу. Грандиозный позор команды Ходжсона для них — что комедия, за которой они провели время. “Ужин с английскими придурками” — примерно так бы назвали ее для проката те, кто вчера пил за голы исландцев в барах.
Кажется, они совсем не думают о том, что уже на выходных играть с загадочными посланцами Острова гейзеров предстоит уже “трехцветным”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?