Ищем бренд! Где твои “крылья”?
Кто знает, может, национальная сборная Беларуси по футболу потому до сих пор толком и не “катит”, что вот уже без году четверть века своего существования не имеет броского, художественного самоназвания, прижившегося на родине и узнаваемого за кордоном? “Не дело это, братцы, безлико зваться “белорусской сборной” или просто “нашими” — резонно посчитали в Белорусской федерации футбола. И в середине первого летнего месяца, вооружившись девизом “Кораблю, как человеку, нужно имя позарез!”, с подачи того еще креативщика Владимира Бережкова запустили в народ, как оказалось, резонансную тему: поиск для национальной команды аутентичного наименования. И, на радость и гордость инициаторов и “неабыякавых” болельщиков, все заверте…
Если разобраться, все бренды футбольных сборных можно условно поделить на полдесятка основных категорий:
1.Цвет или элементы государственных флагов и гербов (“оранжевые” — Голландия, “зеленые” — Ирландия, “бело-голубые” — Аргентина, “шашечные” — Хорватия, “трехцветные” — Франция, “жовто-блакитные” — Украина, “крестоносцы” — Швейцария, “три льва” — Англия).
2.Тотемы (“соколы” — Словакия, “горные орлы” — Албания, “белые волки” — Узбекистан, “слоны” — Кот-д»Ивуар, “ежи” — Эстония).
3.Ментальные характеристики (“воины инь-янь” — Южная Корея, “наши парни” — Исландия, “волшебные мадьяры” — Венгрия, “селесао” (“избранные”) — Бразилия, “бафана-бафана” (“мальчики”, “парни”, “ребята”) — ЮАР).
4.Образы (“драконы” — Уэльс, “великая китайская стена” — Китай, “пиратико”, “пиратский корабль” — Греция, “чхоллима” (“крылатый конь”) — Северная Корея).
5.Сочетания цвета, географической привязки, ментальных характеристик с тотемами и образами (“красная фурия” — Испания, “красные дьяволы” — Бельгия, “тартановая армия” — Шотландия, “лисы пустыни” — Алжир, “неукротимые львы” — Камерун, “орлы Карфагена” — Тунис, “белые орлы” — Сербия, “черные звезды” — Гана).
Короче, в смысле общих направлений и идей “все уже украдено до нас”. Но разве узко поле для полета болельщицкой фантазии? Крутись как хочешь даже в русле общепризнанных канонов. И пользователи байнета активно ввязались в мозгобойню. Кто-то действительно творчески и с уклоном в славную историю (“Лiцьвiны”, “Вершнiкi Пагонi”, “Белы шыхт”), кто-то по приколу (“Дранiкi”, “Жесточайшие”, “Сiнявокiя”, “Малайцы”). А кто-то просто посредством кликов на предложенные pressball.by в первом туре голосования варианты. К слову, тот стартовый опрос принес такие результаты:
Бульбашы | 28.8% | 970 |
Партизаны | 12.7% | 426 |
Тутэйшыя | 8.2% | 277 |
Кривичи | 7.4% | 250 |
Белыя рыцары | 6.1% | 205 |
Буслы | 5.7% | 191 |
Васильки | 4.3% | 144 |
Хлопцы | 4.0% | 135 |
Мальцы | 2.7% | 92 |
— | — | — |
Другое название | 8.1% | 271 |
Бренд не нужен | 12.0% | 405 |
Чуть позже в реестр был добавлен список “новичков”, со всякими “шпакамi”, “сябрамi”, “палешукамi” и прочими “радимичами”, “дреговичами” и “змагарамi”. По-настоящему конкурентоспособными из дополнительного “вброса” оказалось трио “белыя крылы” — “зубры” — “харугва”. Да настолько, что вся троица пробилась в финальный пул, на вчерашний день имевший следующий вид:
Белыя крылы | 42.1% | 643 |
Бульбашы | 23.8% | 364 |
Зубры | 17.6% | 269 |
Харугва | 16.5% | 252 |
Ну что вам сказать… Если от себя — как семья одессита Исаака Гроссмана признала Котю Фурса лучшим футболистом мира, так мои витебских корней сородичи единодушно выступили за уже на старте голосования с треском списанный в утиль вариант “мальцы”. А чо? Есть же южноафриканские “бафана-бафана” — “мальчики”, “парни”, “ребята”. Ну да ладно. Оставим милых сердцу “мальцев” для сборной Витебщины.
А теперь серьезно. Итоги инициированного маркетологами БФФ и похвально подхваченного на вытянутые руки креативными пользователями байнета “референдума”, конечно, не будут означать, что уже завтра в новостных лентах, с телеэкранов, на страницах газет футбольную сборную Беларуси синонимично и в узаконенном порядке начнут величать “партизанами” или “харугвай”. Однако срез народных настроений, вкусов и пожеланий, согласитесь, любопытен, показателен и важен. В этом смысле выбившийся в явные фавориты бренд “белыя крылы”, красиво отсылающий к пронзительному творчеству нашего литературного классика Владимира Короткевича, выглядит эффектным, сущностным, ненавязчивым, самодостаточным. И главное — звучит гордо. Особенно на фоне позорно подпирающих лидера уничижительных “бульбашоў”. Вы, кто в шутку ли, на полном ли серьезе отдавал голоса за совковую “картофельную” “мянушку” белорусов, можете себе представить, чтобы украинцы называли свою национальную команду “хохлами”? Или россияне свою — “москалями”, “кацапами”? Вы хотите лезть с “бульбянымi пысамi” в европейский калашный ряд? Вы не найдете там ничего, кроме насмешек и пренебрежения. “Картошкой” “фурию” не перешибешь, “тартановую армию” не закидаешь. Как бы вы не относились к метафизике…
Впрочем, понятно, что поборникам “бульбашоў” (надеемся, все же ироничным) при любом раскладе “не светит”. “Светит” ли голосующим за “белыя крылы”? Не факт. Но ведь мы не торопимся. Ждали двадцать четыре года — подождем еще чуток. Давайте продолжим спорить. Давайте продолжим предлагать.
Если исходить из приведенной выше субъективной классификации, то самый простой путь — загнать в коллективный “поисковик” первые два пункта. Но здесь мы неизбежно упремся в примитив, неоригинальность или, того хуже, шутовство.
Возьмем цветовую гамму. “Красно-зеленые”? Да мало ли в мире национальных команд, имеющих головным, “державным” комплектом форму такой расцветки. Та же Португалия, сборные африканских, арабских стран… Кроме того, в Беларуси с середины 90-х, давайте без экивоков, существуют противоречия в отношении к государственной символике. И значительная часть наших болельщиков категорически воспротивится такому брендированию — будь то “красно-зеленые” или “чырвона-зялёныя”.
Панацеей для нас мог бы стать нетривиальный тотем. И он у белорусов есть — роскошный, аутентичный, величественный. Вот он, роет копытом землю, трясет рогатой-бородатой головой, выпускает из широченных ноздрей воинственный пар. Вы догадались — речь о зубре. Но с его продвижением по футбольному большаку мы опоздали лет на десять. Ибо действительно классный бренд “зубры” давно и успешно, художественно и коммерчески, использует хоккейное минское “Динамо”. Посягни на него сейчас еще и родимая “пилка ножна” — и это породит в болельщицких головах и душах как минимум когнитивный диссонанс. Не говоря уже о попранных этических соображениях.
Так что же, на раздольных белорусских просторах другой какой животинки не водится, чтобы ее на брендовое благо не потиранить? Водится, а как же. Не львы да тигры с гепардами, леопардами и прочими пантерами, разумеется. Но тоже твари благородные. Да только мало-мальски пристойных для наименования сборной страны давно расхватали конкуренты со всего света. Македонцы — “красные рыси”. Алжирцы — “лисы”, пусть и “пустынные”. “Ежей” и тех эстонцы увели. Пуще других подгадили узбеки, захапав для сборной гордое и вполне подходящее нам название — “белые волки”. Белорусам можно, конечно, назваться “шэрымi”. Да только что ж мы, всего-то и способны, что кусать лежащих с краю за бочок?
Остаются лоси и зайцы. Барсуки и бурундуки. Белки и дятлы еще. Представьте: на “неукротимых львов” войной идут “бешеные бурундуки”. Или с “орлами Карфагена” не болит голова сражаться у “неугомонных дятлов”. Или эстонских “ежей” голым забралом пугают “грациозные лоси”…
И здесь на авансцену выходят они. Белокрылые и красноклювые. Символы процветающей Беларуси. “Буслы”! От которых минимальным ассоциативным рядом мы снова возвращаемся к пока локальному идеалу — “Белыя крылы”. Здесь вам и цвет, и тотем, и образ с ментальными характеристиками. И вот уже представляются трибуны “Борисов-Арены” или реконструированного “Динамо”, на надрывный манер Валерия Ободзинского распевающие: “Бе-елые-е кры-ы-ылья, бе-елые-е кры-ы-ылья — полет неземной!”
Никому ничего не собираюсь навязывать. Мне просто нравится. А вам?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь