Euro-2016. Своя колонка. Слагаемые успеха
Если брать первый пункт, то, естественно, на передний план выходит личность главного тренера. И Фернанду Сантуш, и Крис Коулмэн проделали большую работу. Оба неоднократно заявляли — и это проскакивает в интервью игроков, например, Криштиану Роналду, — что “мы все одна команда”. То есть на первом плане оказывается мотивационная составляющая. В этом плане, конечно, примерное равенство. Может, небольшие мои симпатии были на стороне сборной Уэльса. Читал, как она выстраивалась — это началось еще в 2004-10 годах, когда у ее руля стоял Джон Тошак. Именно при нем появились Бейл, Рамсей, Аллен, Уильямс, которые сейчас составляют костяк коллектива.
Еще один момент, который мне понравился, — работа в связке с тренером “молодежки”. Ее возглавлял Брайан Флинн, о котором, если честно, узнал совсем недавно. Тошак говорил о нем так: “Если ваша собака имела валлийские корни, Брайан об этом знал”. То есть они тщательно искали футболистов. Насколько же важна кропотливая работа тренера сборной в плане знания своих игроков! Она в принципе не видна, но если бы Флинн не нашел материал, то я наверняка никогда не узнал бы об этом специалисте.
До матча посмотрел статистику сборной Португалии и сравнил ее с показателями валлийцев. Диаметрально противоположные цифры. Если брать начало турнира, то португальцы входили в тройку команд, ставивших во главу угла контроль над мячом. В поединке с исландцами — 69 процентов времени, с австрийцами — 63, с венграми — 60. И вот когда наступила стадия плей-офф, я был настолько поражен цифрами! С хорватами — 44 процента, с поляками — 46, с валлийцами — 48. Налицо проявление прагматизма. Может, португальцы наступили на горло собственной песне. Что-то не получалось, начали искать новые сочетания по линиям и отошли от привычного стиля, потому что во главу угла был поставлен результат. Противоположные цифры у валлийцев. Со словаками — 49 процентов, с англичанами — 35, но затем показатель стал расти. 53 процента в матче со сборной России, 54 — с североирландцами. Единственное, из этого контекста выпал поединок с бельгийцами. А с португальцами — опять 52. Цифры говорят, в насколько разном состоянии подошли команды к полуфиналу. Пиренейцы отошли от привычного стиля, а валлийцы прибавляли по ходу турнира.
Когда я начал читать о Коулмэне, то понял, что в сборной Уэльса стало применяться что-то похожее на команду Германии. Там уделяется большое внимание мелочам. И на гаджеты футболистов стали устанавливаться тактические программы. Туда сбрасывался анализ соперников, и игроки до матча знали, кому и как придется противостоять. Они могли поглощать эту информацию, даже находясь в номерах. То есть современные технологии стали применяться в спорте высших достижений.
Вторая составляющая — анализ тактики игры. Естественно, сборная Уэльса не отошла от привычной расстановки 3-5-2. Ключевой потерей в центре поля стал Рамсей — футболист, бывший связующим звеном между линиями полузащиты и атаки. У португальцев сопоставимой потерей стал Пепе, но это игрок оборонительного плана. Заменить защитника по позиции бывает намного легче, чем креативщика, который разгоняет атаки и может сам их завершить.
Сборная же Португалии варьировала тактику по ходу чемпионата, однако расстановка 4-4-2 оставалась неизменной. Это было либо линейное построение, либо “ромб” в середине поля, как в поединке с валлийцами. Я так понимаю, такая схема на полуфинал была выбрана только из-за того, что 3-5-2 дает преимущество в центре поля, а широкое расположение линейных сборной Уэльса, в данном случае Тэйлора и Гантера, при постоянном развороте с фланга на фланг обеспечивало преимущество на флангах. И с помощью “ромба” португальцы его нивелировали. Но мы говорим не о механистическом построении, а о гибком. Тактика менялась на протяжении как отдельных игр, так и всего турнира. У валлийцев она могла становиться 5-3-2, 5-2-3 и так далее. Соперникам против таких команд играть очень тяжело. И на первый план здесь уже вышла интерпретация футболистами тренерских требований. В первые десять минут полуфинала велась борьба за центр поля. Португальцам удалось связать валлийскую полузащиту — видимо, причиной стало отсутствие Рамсея. Соперник заставил команду Уэльса действовать в не свойственном ей ключе. Ведь в лучших поединках на EURO британцев отличали быстрый переход из обороны в атаку и атаки на максимальных скоростях. Но сейчас что-то подобное получилось только в районе 23-й минуты, когда Бейл пробил прямо в голкипера. Еще для себя отметил, как выигрывалась борьба за центр поля. Это происходило за счет перестроений четверки футболистов. Если проведем сравнение построений сборных Португалии и Уэльса, то, естественно, оно было в пользу португальцев.
Третий момент — игроки. Не сказал бы, что полуфинал свелся к противостоянию Криштиану Роналду и Бейла. Но чем отличаются классные мастера? Они выдают лучшие матчи именно на стадии плей-офф. У меня всегда стоит перед глазами пример Марадоны на чемпионате мира 1986 года. А в 1982-м это был Паоло Росси. Любой топ-турнир подчеркивает значимость для командных действий отдельных футболистов. Вроде бы матч Португалия — Уэльс протекал в ничейном ключе, возможно, шел к дополнительному времени. И вот здесь на первый план вышли индивидуальности. Тренер — понятно, тактическая схема — тоже, но на поле выходят футболисты. Да, у Роналду в ходе турнира получалось не все. Всплеск случился лишь во встрече группового турнира с венграми, где Криштиану сделал дубль. Бейл же — полная противоположность, он начал очень ярко. Однако сейчас именно гол и результативная передача Роналду в ключевых эпизодах развернули игру в сторону победы сборной Португалии.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь