ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА. Испорченная песня

15:00, 16 августа 2004
svg image
1556
svg image
0
image
Хави идет в печали

Последовательно наращивая соревновательный класс двукратный чемпион Европы подошел к Афинам в полной готовности взять олимпийскую медаль. Это было бы справедливо. Словно предчувствуя появление в копилке белорусской сборной первой награды Игр, некоторые мои коллеги воскресным вечером не ушли домой, а остались у экранов редакционных телевизоров. Радостные возгласы “Дербенев — красавец” раздавались в комнатах вплоть до последней попытки Седата Артука в толчке. Когда будущий бронзовый призер невероятным образом спас, казалось, неподъемную штангу, в “Прессболе” установилось тягостное молчание. Ни в чем не повинный турок в один момент нажил себе, как минимум, пяток врагов. Такую песню испортил…

Возвращение короля

Все предусмотреть невозможно. Каюсь, прогнозируя бронзовую медаль Виталия в “Олимпийском прологе”, даже не рассматривал возможность возвращения в самую легкую мужскую категорию чемпиона Сиднея Халила Мутлу. Легендарный турецкий штангист, четыре года назад оформивший свое второе олимпийское золото, затем перешел в более тяжелый вес. Именно в категории 62 кг турок выиграл последний перед Играми чемпионат мира. Причем с солидным запасом. Трудно сказать, что подвигло “Домкрата” экстренным образом сменить прописку. Вероятнее всего, Халил все-таки не был полностью уверен, что “шестидесятники” позволят ему легко отскочить в Афинах. С другой стороны, лишние шесть килограммов надо ведь как-то согнать. Удивительно, но Мутлу это удалось: на контрольном взвешивании за два часа до старта прибор показал 55,930. Приговор “мухачам” был подписан. Втиснувшись в установленные рамки, турок сразу похоронил золотую интригу, ибо переиграть уникума практически нереально. Таким образом, вакантными оставались лишь два места на пьедестале.

Парадоксы арифметики

Претендентов на них хватало с избытком. Первым несомненно, считался Ву Мейцзинь — чемпион мира 2003 года. Помнится, в Ванкувере общую победу китайцу принес великолепный толчок — 160,0. Год назад в призерах засветились опытный румын Адриан Жигау и турок Седат Артук. Причем Дербенев тогда также поднял бронзовую сумму, но по показателю собственного веса оказался вне пьедестала. Афинское взвешивание особых иллюзий не принесло — 55,850. И китаец, и турок были легче. Стало быть, Дербенев для вхождения в тройку сильнейших должен был поднимать больший вес, нежели конкуренты. Такая вот непростая задачка…

Первый казус, сразу стоивший медальной инициативы, постиг Жигау уже в первом подходе. Рядовые 120,0 неожиданно стали неподъемными для румына, для которого рывок является профилирующим движением. Адриан заметно нервничал, терял концентрацию — явно не справлялся с огромным психологическим напряжением. Олимпийский пресс придавил не только его: вслед за незадачливым румыном как груши посыпались сильные штангисты из Тайваня. Например, у Ван Шиньюаня солидные 125,0 были заявлены только для стартового подхода. Но, видимо, его тренерский штаб оказался во власти иллюзий. Ничего похожего на удачную попытку у Вана не наблюдалось. Артук 125,0 взял легко, однако вылить подходы в отличную серию турку не удалось — с весом 127,5 Седат даже не встал. Дербенев в этом плане выгодно отличался от соперников. Для затравки заказав 120,0, Виталий затем в непринужденной манере последовательно зафиксировал 125,0 и 127,5. Могилевчанин настолько классно технически исполнял рывок, что тренерская осторожность немного удивила. В заключительном подходе явно напрашивались 130,0. Хотя Александра Гончарова можно понять: мало ли что. Зачет-то идет по двум упражнениям, и для толчка Дербенев нужен был абсолютно здоровым. Что касается Мутлу, то фаворит впервые вышел на помост лишь когда вес снаряда составил 130,0. Турок разобрался со штангой спокойно. Китаец Ву осилил вес лишь с третьей попытки. Халил нашел адекватный ответ — 135,0, после чего пробовал штурмовать мировой рекорд — 140,0, но безуспешно.

Второе движение далось Дербеневу с гораздо большим трудом. Начальные 145,0 заставили поволноваться: при фиксации веса Виталий никак не мог свести ноги вместе. Артук же сразу легко взял 150,0, опередив белоруса в сумме двоеборья на 2,5 кг. Могилевчанину ничего не оставалось делать, как прибавлять аж 7,5 кг. Первая попытка успехом не увенчалась: Виталий легко взял снаряд на грудь, но при выбросе вверх штанга “продавила” спортсмена. Ситуация становилась тревожной. Белорус лишился инициативы в наращивании веса и вновь вынужден был выйти на 152,5. На зубах, на жилах он все-таки вытащил этот вес, вызвав у тренеров неописуемый восторг. Но с помоста Виталий сходил, обхватив голову руками. О чем он думал в тот момент? Трудно сказать. Может, сожалел об утраченной второй попытке, которая пришлась бы сейчас в самый раз? Вернее всего, Дербенев уже тогда осознал, что поднятых 280,0 в сумме двоеборья ему может не хватить для медали. В распоряжении Артука оставались два похода на 155,0. В первом ничего похожего на успех. Штанга в его руках буквально ходила ходуном. Во втором — то же самое, только каким-то невероятным усилием турку все же удалось ее успокоить. В итоге у Артука те же самые 280,0, но какие разные по значимости места в протоколе. Кстати, точно такой же вес осилил выступавший в группе “В” Оскар Альберто Фигероа, но колумбиец оказался тяжелее белоруса, поэтому разместился на пятой строчке.

А золото и серебро спокойно разыграли Мутлу и Ву. Результативными у них оказались лишь первые подходы — 160,0 и 157,5 соответственно. Таким образом, Халил Мутлу оказался четвертым человеком в истории мировой тяжелой атлетике, кому довелось трижды примерять высшие награды Олимпийских игр. Великий турецкий атлет стал в один ряд с легендарными Наимом Сулейман-оглу, Пирросом Димасом и Акакиосом Какиашвилисом.

На Играх не рискуют

Как сообщил наш специальный корреспондент в Афинах, за могилевчанина соотечественники болели отчаянно. Руководители делегации и журналисты развернули два больших флага на парапете трибуны, где стоять вообще-то запрещено, и битый час ругались со сменявшими друг друга волонтерами. В конце концов, те вызвали полицию, но белорусы уже грустно свернули флаги и уходили: к тому моменту Виталий ДЕРБЕНЕВ лишился шансов на медаль. Наверняка наш тяжелоатлет и его тренеры почувствовали поддержку, потому как процедура приветствия получилась умилительно долгой.

Сильно расстроен?

— Оценка выступлению — “удовлетворительно”. Бывает, что все получается удачно или из рук вон плохо. Сейчас вышло нормально.

Можно ли сказать, что завоевать медаль не удалось из-за того, что не смог выполнить все шесть попыток? Какой результат в толчке, где одна из попыток была сорвана, вы планировали?

— Может быть, и это сыграло роль, а может, тактика оказалась неправильная. Сумма получилась запланированная. Все должно было идти гладко, по накатанной. Собственно, в рывке так и было. А в толчке… Конечно, все решил второй подход.

Что случилось: нога пошла назад?

— Нет, просто неправильное техническое движение.

Показалось, что в рывке остался запас. Можно было бы попробовать поднять 130?

— В принципе, да. Резервов, возможно, хватило бы и на 132. Но рисковать можно на небольших соревнованиях, на Олимпиаде — нельзя. Здесь все решает одна ошибка, что со мной и произошло. В принципе, в толчке можно было пойти на 155. Если бы оказалась удачной вторая попытка…

Виталий, до Олимпиады было неизвестно, выступит ли в вашей категории Мутлу…

— Его присутствие в протоколе меня не удивило. До 62 килограммов ему выступать очень тяжело. Сейчас у нас собрались все сильнейшие, кто готовился специально к Олимпиаде.

Мутлу ведь давно не выходил на помост…

— После предыдущей Олимпиады и травмы плеча он выступил только на последнем чемпионате мира.

Насколько серьезно занимались сгонкой веса?

— Как обычно. Скажу только, что согнать хотя бы 100 граммов после 56 килограммов сложнее, чем согнать килограмм в диапазоне от 57 до 56.

Так может, все-таки стоило заявиться в более тяжелую категорию?

— В свое время мы думали об этом, но решили выступать в самой легкой.

Перед Олимпиадой вы говорили, что по приезде в Афины будете приспосабливаться, “входить в градус”. В чем это выражалось?

— Занимался сгонкой веса. В целом чувствовал себя нормально. Старались никуда из деревни не выходить, ведь температура в пятницу была 40 градусов, сегодня — 41. Поэтому было сложно. Даже преодоление 50 метров до сауны требовали определенного настроя.

Вы зависите от климатических условий?

— Естественно, самочувствие бывает разным. При 25 градусах в Сиднее, при 30 здесь — все в порядке. Но когда температура выше, а ты еще занимаешься сгонкой веса… Кто не пробовал, не поймет.

Завидный прогресс

Самых лестных слов за свое выступление заслуживает 22-летняя Анастасия Новикова — жодинская спортсменка, чей стаж занятий тяжелой атлетикой составляет лишь два года. Но за это время Настя уверенно вошла в элитную компанию категории 53 кг и даже примерила бронзовую награду чемпионата Европы-2004. Рывок белоруска прошла идеально, безукоризненно исполнив все три попытки. Перед вторым упражнением Новикова делила третье место с колумбийкой Мабель Москерой. Толчок Настя также начала неплохо — в дебюте зафиксировала 102,5. Но затем сказался недостаток опыта. Вместо того чтобы динамично толкнуть с груди 107,5, как ей громко подсказывал Виктор Шилай, белоруска вес явно передержала. Добавив в заключительном подходе 2,5 кг, штангистка выпустила из рук гриф еще на начальной стадии движения. Тем не менее шестое место на Олимпиаде для молодой штангистки — результат, сулящий заманчивую перспективу.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?