Euro-2016. С места события. От зари с Дюгарри
Его совсем облысевшая, но радостная голова на бортах вагонов и стенах вокзалов — лицо французской железной дороги. Которая была официальным партнером чемпионата Европы и неофициальным — всех его болельщиков, бороздивших Францию вслед любимым командам.
Поезда здесь бывают разные. Бывают сверхскоростные “TGV”, свистящие мимо полустанков с невероятной скоростью. От Парижа до Марселя — за три с небольшим часа, а ведь это почти 800 километров. Бывают не особо торопливые “Intercite”, которые едут медленнее, но вдумчивее и в окне все показывают подробнее.
Бывает даже то, о чем я бы в жизни не догадался, — ночные поезда, как у нас. Я ехал на таком из Парижа в Тулузу. Все почти как у нас, только теснее. В купе — не по две полки с каждой стороны, а три. То есть в нем действительно можно только спать, и больше ничего. Дают какие-то одеяльца, но духота там стоит такая, что больше пригождается бутылка воды. Которую тоже дают. Сел (то есть лег) в Париже в одиннадцать вечера, проснулся в Тулузе под дембельский топот орд бельгийских болельщиков в шесть утра.
Поезд Марсель — Ницца покажет вам абсолютно все красоты Лазурного побережья. Немалую часть пути он идет вдоль него, и весь вагон бросает свои занятия и смотрит на эти открыточные бухточки, яхты, Канны, волны. Я ехал с полным вагоном шведов, которые прильнули к окнам и порывались сойти, не дожидаясь Ниццы.
“Кругосветный” поезд Бордо — Марсель — это для тех, кто хочет не торопясь посмотреть на бурые горы, на виноградники, на коров и овец. Это поправит нервы любому, даже расстроенным итальянцам, уступившим накануне в серии пенальти немцам. Я, правда, не досмотрел до конца, потому что вылез в Ниме — еще одной точке на планете, где вы можете побывать один раз в жизни на 10 минут, а потом поедете дальше, в Лион.
А ночной вокзал “Сен-Шарль” в Марселе, где уже немцы сидели прямо на полу, прислонившись к стене, обхватив голову руками? Это удивительная и не требующая пояснений сцена: грандиозная лестница со статуями на каждом этаже, уходящая с вершины вокзального холма вниз, на марсельскую улицу. И на этих ступенях — море допивающих последнее французское пиво немцев, а под ними — гудящее море машин с высунутыми наружу руками, в которых развевается французский триколор.
Вокзал — это такое же знаковое место в жизни “пробивающего выезды” болельщика, как и стадион. Первый раз вы попадаете на Лионский вокзал в Париже, как в другую галактику, а в последний — как домой. Вы смотрите на часы на башне, как на свои наручные.
Поезда здесь тоже опаздывают, и, бывает, даже намного. По пути из Бордо в Лион из-за ремонта путей я застрял на час в Масоне — том самом, где родился Гризманн. Правда, потом гнали триста почти до самого Пар-Дье. Но все равно под конец всем раздали формы для возмущения и последующего возмещения: опоздание больше часа — значит, случай страховой.
Я уже давно понял: главное отражение характера страны — ее железные дороги. Франция познается в пути, и как упустить шанс не проехать все города-хозяева чемпионата Европы? Лучше подорваться в шесть и отправиться в путь с Дюгарри, чем потом корить себя за врожденную лень. Тем более что EURO»2016 был в принципе объезжаем без сверхусилий.
Вот тому, кто проедет все 13 стадионов EURO»2020, можно будет смело ставить памятник. Да и будут ли такие люди в принципе? Сегодня Амстердам — завра Баку, сегодня Санкт- Петербург — завтра Бильбао, сегодня Бухарест — завтра Брюссель… Интересно, во сколько обойдется минимальная стоимость такой карусели, даже если отталкиваться исключительно от географии, а не от футбола? А еще интересно, как станут освещать этот панъевропейский чемпионат журналисты.
Мы не знаем будущего. Но зато мы точно знаем, что мы еще не раз шепнем судьбе за эти поезда летом-2016.
“ПРЕССБОЛ” НА EURO»2016
10.06 | Париж — Сен-Дени — Париж | 30 км |
11.06 | Париж — Марсель | 780 км |
13.06 | Марсель — Лилль | 1000 км |
16.06 | Лилль — Ланс — Лилль | 80 км |
17.06 | Лилль — Сент-Этьен (через Лион-Пар-Дье) | 755 км |
21.06 | Сент-Этьен — Марсель (через Лион-Пар-Дье и Женеву) | 680 км |
22.06 | Марсель — Ницца | 215 км |
25.06 | Ницца — Париж | 945 км |
26.06 | Париж — Тулуза | 680 км |
2.07 | Тулуза — Бордо | 245 км |
3.07 | Бордо — Лион (через Ним) | 790 км |
7.07 | Лион — Марсель (через Валанс) | 317 км |
8.07 | Марсель — Париж | 780 км |
10.07 | Париж — Сен-Дени — Париж | 30 км |
ВСЕГО | 7327 км |
ГОРОДА: 10 (все). СТАДИОНЫ: 10 (все). МАТЧИ: 13 (из 51).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь