Euro-2016. С места события. От зари с Дюгарри

21:17, 11 июля 2016
svg image
400
svg image
0
image
Хави идет в печали

Его совсем облысевшая, но радостная голова на бортах вагонов и стенах вокзалов — лицо французской железной дороги. Которая была официальным партнером чемпионата Европы и неофициальным — всех его болельщиков, бороздивших Францию вслед любимым командам.
Поезда здесь бывают разные. Бывают сверхскоростные “TGV”, свистящие мимо полустанков с невероятной скоростью. От Парижа до Марселя — за три с небольшим часа, а ведь это почти 800 километров. Бывают не особо торопливые “Intercite”, которые едут медленнее, но вдумчивее и в окне все показывают подробнее.
Бывает даже то, о чем я бы в жизни не догадался, — ночные поезда, как у нас. Я ехал на таком из Парижа в Тулузу. Все почти как у нас, только теснее. В купе — не по две полки с каждой стороны, а три. То есть в нем действительно можно только спать, и больше ничего. Дают какие-то одеяльца, но духота там стоит такая, что больше пригождается бутылка воды. Которую тоже дают. Сел (то есть лег) в Париже в одиннадцать вечера, проснулся в Тулузе под дембельский топот орд бельгийских болельщиков в шесть утра.
Поезд Марсель — Ницца покажет вам абсолютно все красоты Лазурного побережья. Немалую часть пути он идет вдоль него, и весь вагон бросает свои занятия и смотрит на эти открыточные бухточки, яхты, Канны, волны. Я ехал с полным вагоном шведов, которые прильнули к окнам и порывались сойти, не дожидаясь Ниццы.
“Кругосветный” поезд Бордо — Марсель — это для тех, кто хочет не торопясь посмотреть на бурые горы, на виноградники, на коров и овец. Это поправит нервы любому, даже расстроенным итальянцам, уступившим накануне в серии пенальти немцам. Я, правда, не досмотрел до конца, потому что вылез в Ниме — еще одной точке на планете, где вы можете побывать один раз в жизни на 10 минут, а потом поедете дальше, в Лион.
А ночной вокзал “Сен-Шарль” в Марселе, где уже немцы сидели прямо на полу, прислонившись к стене, обхватив голову руками? Это удивительная и не требующая пояснений сцена: грандиозная лестница со статуями на каждом этаже, уходящая с вершины вокзального холма вниз, на марсельскую улицу. И на этих ступенях — море допивающих последнее французское пиво немцев, а под ними — гудящее море машин с высунутыми наружу руками, в которых развевается французский триколор.
Вокзал — это такое же знаковое место в жизни “пробивающего выезды” болельщика, как и стадион. Первый раз вы попадаете на Лионский вокзал в Париже, как в другую галактику, а в последний — как домой. Вы смотрите на часы на башне, как на свои наручные.
Поезда здесь тоже опаздывают, и, бывает, даже намного. По пути из Бордо в Лион из-за ремонта путей я застрял на час в Масоне — том самом, где родился Гризманн. Правда, потом гнали триста почти до самого Пар-Дье. Но все равно под конец всем раздали формы для возмущения и последующего возмещения: опоздание больше часа — значит, случай страховой.
Я уже давно понял: главное отражение характера страны — ее железные дороги. Франция познается в пути, и как упустить шанс не проехать все города-хозяева чемпионата Европы? Лучше подорваться в шесть и отправиться в путь с Дюгарри, чем потом корить себя за врожденную лень. Тем более что EURO»2016 был в принципе объезжаем без сверхусилий.
Вот тому, кто проедет все 13 стадионов EURO»2020, можно будет смело ставить памятник. Да и будут ли такие люди в принципе? Сегодня Амстердам — завра Баку, сегодня Санкт- Петербург — завтра Бильбао, сегодня Бухарест — завтра Брюссель… Интересно, во сколько обойдется минимальная стоимость такой карусели, даже если отталкиваться исключительно от географии, а не от футбола? А еще интересно, как станут освещать этот панъевропейский чемпионат журналисты.
Мы не знаем будущего. Но зато мы точно знаем, что мы еще не раз шепнем судьбе за эти поезда летом-2016.

“ПРЕССБОЛ” НА EURO»2016

10.06 Париж — Сен-Дени — Париж 30 км
11.06 Париж — Марсель 780 км
13.06 Марсель — Лилль 1000 км
16.06 Лилль — Ланс — Лилль 80 км
17.06 Лилль — Сент-Этьен (через Лион-Пар-Дье) 755 км
21.06 Сент-Этьен — Марсель (через Лион-Пар-Дье и Женеву) 680 км
22.06 Марсель — Ницца 215 км
25.06 Ницца — Париж 945 км
26.06 Париж — Тулуза 680 км
2.07 Тулуза — Бордо 245 км
3.07 Бордо — Лион (через Ним) 790 км
7.07 Лион — Марсель (через Валанс) 317 км
8.07 Марсель — Париж 780 км
10.07 Париж — Сен-Дени — Париж 30 км
ВСЕГО 7327 км

ГОРОДА: 10 (все). СТАДИОНЫ: 10 (все). МАТЧИ: 13 (из 51).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?