Александр Метлицкий. Убирать ногу — не в моем стиле
Но наш полузащитник в почете и за рубежом — в альпийской Австрии он прослыл легионером-долгожителем, который даже в тридцать девять держал марку. Во время одной из побывок герра Метлицкого на родине мы присели на часок, чтобы вспомнить то, что не забывается…
Парк Челюскинцев и Мадейра
— В 1981-м, когда еще не закончил школу, играл в парке Челюскинцев на “Хрустальный мяч” за СДЮШОР-5. Встречались с могилевским “Днепром”. Победили 2:0 — я оба мяча забил. А на трибуне сидел Вениамин Владимирович Арзамасцев — пригласил на просмотр в дубль минского “Динамо”. Но с первого раза не срослось. Все просмотровые спарринги “слили” — армянам, грузинам, петербуржцам… Причем с серьезным счетом. Мне сказали: “Подожди”. Поступил в институт, попал в “Буревестник”. Зимой 81-го в том же парке Челюскинцев играли “товарняк” с динамовским дублем. Закончили 1:1, и Арзамасцев подошел уже с конкретикой: “Ты едешь с нами на сбор”.
В Эшерах увидел все круги ада. Водитель смеялся: из автобуса я выходил, как 90-летний старик — просто выползал. Тем более тогда условий не было никаких. Поля — катастрофа. В одном из спаррингов потерял бутсу, причем даже не почувствовал. Нога уже подмерзла — холодного копчения. Бежал по болоту хлюп-хлюп. Потом вижу: одна нога босая. Говорю Игорю Павловичу Белову: “Палыч, кажись, бутсу потерял”. А он: “Ну ищи”. Игра идет, между делом рыскаю глазами. Смотрю — торчит. Вытащил, надел — дальше побежал.
Но это была хорошая закалка. 8 марта подписал первый контракт. В конце дебютного сезона за дубль проиграли в “Сокольниках” московскому “Спартаку” — 2:3. Хотя, по-моему, могли стать чемпионами. После этого подошел кто-то из клуба и сказал: “Тебя вызывают в сборную U-19 на турнир в Акапулько. Особо не расслабляйся”. Вызов действительно был, правда, на том все и затихло. Как мне позже люди сведущие объясняли: зачем брать какого-то Метлицкого из Минска, если там хватает своих москалей, которых в поезд закинул и поехал? А турнир был представительный. Слетались все юниорские сборные, которые готовились к чемпионату мира-1983.
Хотя потом все-таки приглашали в U-19. Поиграл и за “молодежку”. Когда та лишилась шансов в отборе на EURO в 1983-м, на последние поединки подключили ребят помоложе. Помню, поехали в Португалию и победили там хозяев во главе с Паулу Футре. Матч, правда, уже ничего не решал. А тем же вечером отправились на Мадейру — была договоренность о спарринге с “Маритиму”. Никогда не забуду! Из Лиссабона, по-моему, полтора часа лететь. И где-то на середине пути как начало трясти! Попали в такую качку, что не дай бог еще раз пережить. Темнота и разряды молний! Люди все пакетики израсходовали и еще просили. Мы-то, спортсмены, покрепче были — легче перенесли. Тем более нам в нагрузку вина надавали, а поскольку официальная часть сезона закончилась, позволили себе “посмеяться”. Приземлились в ночь, а уже в обед игра на жаре. Пока силы были, еще бодались, а потом “слили” — 1:4.
Из матчей за основу “Динамо” помнится гол месяца Харину — так попал, что между крестовиной и мячом карта не пролезла бы. Еще помнится “Памир” в 1989-м. “Горели” 0:1. Вышел на 40-й минуте и забил два, причем второй на последних секундах. В том же сезоне Тбилиси обыграли, и я Габелия победный между ушей запулил. После матча идет хмурый — захотелось поддержать, пошутить: “Отар, да не расстраивайся…”. А он с грузинским акцентом: “Чэго не расстраивайся, тут такое дэло…” Оказывается, на выданье стоял. Приезжали смотреть его из какого-то бельгийского клуба. А человеку за тридцать — возраст. Если б от меня не пустил, может, и забрали бы, а так не срослось. Говорю: “Ну сказал бы — сильно не старался бы”.
Еще кубковый финал с киевским “Динамо”… Игра выдающаяся, но ворошить не люблю. Обидно, что за доли секунды до конца отдали такой великий матч. Могли ведь не просто Киев обыграть, а, считай, всю сборную Союза. Там куда ни плюнь — везде звезда. Даже на скамейке запасных. От этого, конечно, осталась горчинка на всю жизнь, которая никогда не пройдет. Если бы дольше продержали счет 3:1 — было бы легче. А так 3:2 — и нервотрепка. И в конце череда казусов…
Кранкль и Старек
Когда играл в “Осиеке”, в Югославии уже самолеты летали — начинались боевые действия. А у меня мечта была — поехать в Англию. Там мой футбол. Но так как за сборную еще не заиграли, то рабочую визу не получил бы. Звал “Хайдук” — деньги в чемодане приносили. В “Црвене Звезде” мог оказаться, которая в 1991 году выиграла Кубок чемпионов. В “Осиеке” должность спортивного директора занимал человек, который был связан с тренером Любко Петровичем. Уже даже ездил в Белград, почти договорились. Но потом Петровича забрали в “Эспаньол”. В итоге я остался без клуба, и агент спросил: “Куда хочешь?” А я тогда выглядел супер — самый расцвет. “Физуха” в порядке — не ходил, а летал. Взяли бы куда угодно. Но к тому времени надоело сидеть без дела, сказал: “Ай, давайте в Австрию”. Оказался в “Рапиде”. Если бы знал, что еще лет двенадцать буду играть, то, может, куда-нибудь в Германию попробовал бы. Хотя из Вены потом хотели забрать “Шальке”, “Штутгарт”, “Франкфурт”… В газетах только про это и писали. А я не хотел — не знаю почему. До сих пор не понимаю.
Много памятных матчей и за “Рапид” сыграл. Однажды хорошенько попал вратарю “Зальцбурга” Ильзанкеру. Мячи были фирмы “Diadora” — каменные. Я метров с сорока пробил с отскоком от земли, да так, что прилетело в бровь. Минут пять не могли кровь остановить.
В 1992-м на финише чемпионата тому же “Зальцбургу”, который шел на золото, забил в гостях два мяча — победили 2:0. Причем один из них головой — метров с двенадцати точно в угол. А я не такой уж мастер игры на “втором этаже”, хоть и мог побороться.
У “Рапида” по именам сильный состав подобрался, но команды как таковой не получилось. Консель, Хатц, Пецль, Шеттель — все игроки сборной. Без вопросов должны были бороться за чемпионство. Однако никак не могли даже в “призы” попасть. В первый мой сезон стали пятыми, после этого сняли тренера Ханса Кранкля.
Кранкль — легенда. Глыба. Великий футболист был. Помню, как-то на тренировке подозвал правого полузащитника и говорит: “Иди поподавай мне”. Тот начал подавать. А в воротах стоял какой-то резервист. Вы бы видели! Сегодня все снимали бы это на айфон. Ханс каждый навес клал с лету точно в угол и подначивал кипера: “Ну давай, хоть один поймай!”
И человек он прекрасный. Требовательный, однако отлично понимающий футбол. Кстати, в свое время прощупывал меня на предмет получения австрийского гражданства. Когда Кранкль ушел, посыпались проблемы. Пришел какой-то Аугуст Старек, заерепенился. А я это не люблю — возникло недопонимание. На скамейку садил, рассказывал байки про легионеров…
Кстати, началось все со второго тура чемпионата-1992/93, ради которого, собственно, здесь и собрались. Поехали в гости к клубу “Адмира-Ваккер” — в пригород Вены. Хорошая команда, стадион достойный. В нападении играл Олаф Маршалл, который забивал из любых позиций. Даже в тройку попадали. И в 1992-м, если не ошибаюсь, закончили выше нас.
Правда, с “Адмирой” не было принципиального соперничества. Главный противник “Рапида” — “Аустрия”. Когда начинается столичное дерби, весь город затихает. Задача так и стояла: любой ценой обойти в таблице соседей. Никогда не забуду, как однажды победили в гостях 1:0, а во втором круге “влетели” на своем поле 1:5. У меня в доме жили в основном болельщики “Аустрии”. Вернулся с выезда, зашел в лифт и там — ха-ха, хи-хи… Внутри все аж кипело!
С “Адмирой” такого напряжения не было. Но мы в том матче здорово покуражились. Я невероятный гол забил метров с сорока. Назначили штрафной, вратарь поставил двоих в “стенку”. Один из них в момент удара поднял колено. Мяч срикошетил и залетел голкиперу за шиворот.
Вторым Родакс отличился. Я перехватил мяч в шпагате, отдал Кюбауэру, а тот сразу вперед. Родакс шустрый, как кузнечик: прыг-прыг — и перед воротами. Одного между ног проверил, другого на замахе убрал и дал Кналлеру “закидушку”. Красиво получилось.
Ну а третий: кто-то делал подачу справа, я головой сбросил Фьортофту, тот набежал и забил — 3:0. Казалось, матч сделан. Полностью контролировали ситуацию. Правда, “Адмира” до перерыва один отыграла.
Потом, когда пересматривал встречу, показалось, что “Рапид” поддушивали. Даже не знаю почему. Второй мяч хозяева вроде со штрафного забили. А при счете 3:2 судья отправил меня отдыхать. За что получил первую карточку, уже не помню. А вот про вторую могу рассказать. Выбегает нападающий, качает и уходит вправо. Я следом за ним, ставлю ногу, но сразу убираю. А он ныряет в стиле “давай на стол брошусь”. Сейчас так любят делать. Судья то ли позицию плохо выбрал, то ли не увидел, то ли не хотел видеть…
Еще репутация сыграла свою роль. В восьмидесятых в советском футболе хватало людей “полупробитых”, которые просто ломали соперников. Много жалоб поступало со стороны и тренеров, и спортивных функционеров. Надо было что-то делать, как-то оберегать игроков. Поначалу я спокойно к этому относился, однако потом понял, что необходимо защищаться. Когда перебрался в югославскую “Осиеку”, то ли фанаты, то ли журналисты даже нарекли Рэмбо. Там серьезный уровень был: Просинечки, Бобан, Шукер, Савичевич, Миятович… Требовалось поставить себя. Если бы поставил по-другому — быстро сложили бы. Но когда приехал в Австрию и продолжил играть в том же духе, сразу начали раздавать карточки. Вроде стиль там беговой-ударный — футбола мало. Но все равно поднимали шум-гам, если шел в единоборства по-серьезному. В минском “Динамо”, наверное, ни одной красной не имел, а там посыпались…
Вторая лига и долголетие
В принципе на этом игра и закончилась. Пришлось стать сзади и отбиваться. Когда “Адмира” сравняла, “Рапид” откровенно запаниковал. В итоге дожали нас — 4:3. Обидно. После этого матча вошел в клинч со Стареком. Тот начал говорить, мол, я необузданный. Ответил через переводчика, что играю как умею, что ногу убирать — не в моем стиле. Началось: “Да, но во имя команды…” А я во имя себя, что ли, боролся? Запомниться кому-то хотел? Да ну…
В общем, начались проблемы. Потом еще “Шпорт-Клубу” дома уступили, пропустив со штрафного после моего фола. Старека, видимо, совсем переклинило, да и у меня не на ту шестеренку легло. А после того, как я якобы специально не сыграл в финале Кубка Австрии, стали откровенно топить. Там досадно получилось. В полуфинале сгрубил, получил желтую — и “misses next match”. В итоге отдали кубок “Инсбруку” — 1:3.
В 1993-м покинул Вену, хотя был еще год контракта и вице-президент уговаривал остаться. Все крутили у виска: “Больной? Из “Рапида” во вторую лигу?” Ну да. Позвонил президент ЛАСКа, сказал: “Приходите, герр Метлицкий”. Я и пришел. Провел там четыре года, поднялись в элиту, болельщики чуть ли не на руках носили. Пока не появился еще один боярин — норвег. Начал ставить левым защитником, а мне уже тридцать три. Потом упрекал, что неважно выгляжу. Оказывается, хотел вместо меня привезти вьетнамского норвежца из “молодежки”. Ну ничего, поехал в Штайер — в “Форвертс”. И с ним сразу вышел в элиту. Правда, деньги быстро кончились. Отправился в “Санкт-Пельтен”, но там не сложилось. В этом возрасте были еще предложения из Голландии. Однако уже не хотелось из Австрии уезжать. Набрал президент “Пашинга”: “Ну что, герр Метлицкий?..” А клуб из третьего дивизион. Думаю: “Только этого не хватало…” Тем не менее поехал, и за два года вышли в компанию сильнейших.
Меня в команде очень уважали — уже к сорока годам клонилось. Когда заходил в раздевалку, становилась гробовая тишина. По оценкам газет находился среди лучших центральных защитников лиги. С президентом прекрасно ладил. Может, тренера это напрягало, конкурента видел. Он еще перед сезоном в элите сомневался во мне. В итоге, туров за шесть до конца, когда шли на втором месте и могли попасть в Кубок УЕФА, начал предъявлять претензии, ругаться. Я нашел травму и отказался играть. Закончили на пятом или шестом месте… Президент вроде хотел еще оставить в команде, но потом предложил вторым тренером. Я подумал и отказался. Решил закончить.
Наверное, если бы я был недоволен своей карьерой, это сочли бы за парадокс. Все-таки с легкими перерывами провел в футболе двадцать один год — серьезная цифра. Секрет долголетия? Когда уехал из Беларуси, а это случилось уже не в юношеском возрасте, полностью перестроился. Повернулся лицом к футболу. Может, даже тамошняя система повернула. Стал больше думать о себе, нежели о каких-то соблазнах. Если следишь, знаешь организм — все становится на места.
Возможно, где-то в карьере не повезло, а где-то даже очень повезло. Конечно, когда анализируешь, приходишь к выводу, что можно было бы поступить иначе в некоторых ситуациях, где на первый план выходили эмоции. Анализирую часто — к этому еще в минском “Динамо” приучили Вениамин Владимирович Арзамасцев и Иван Иванович Савостиков. У меня позиция такая. Говорили: “Надо думать, Саша”.
Но глобально ни о чем не жалею…
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ АВСТРИИ-1992/93
2-й тур
АДМИРА (Медлинг) — РАПИД (Вена) — 4:3
МАРИЯ-ЭНЦЕРСДОРФ. 29 июля 1992 года. “Бундесштадион”. 5500 зрителей.
СУДЬЯ: К.Флинцингер (Австрия).
АДМИРА: Вольфган Кналлер, Месслендер, Граф, Грубер (Цинглер, 87), Глатцмайер, Артнер, У.Мюллер, Льюнг, Бахер, Абфальтерер (Э.Огрис, 46), Маршалл.
РАПИД: Консель, Пуца, Реш, Пецль, Шеттель, Вебер, МЕТЛИЦКИЙ, Кюбауэр, Гагер (Грига, 87), Фьортофт (Хатц, 65), Родакс.
ГОЛЫ: 0:1 — МЕТЛИЦКИЙ (7). 0:2 — Родакс (32). 0:3 — Фьортофт (41, пас — МЕТЛИЦКИЙ). 1:3 — У.Мюллер (45). 2:3 — У.Мюллер (57). 3:3 — Э.Огрис (65). 4:3 — Маршалл (77).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Шеттель (2), Пуца (43), Маршалл (45), Э.Огрис (49), У.Мюллер (55), Артнер (86).
УДАЛЕНИЯ: МЕТЛИЦКИЙ (63), Хатц (88).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь