ВЕЛОШОССЕ. Рабочие лошадки и плохие манеры

15:02, 16 августа 2004
svg image
1186
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кроме того, сборные формируются совсем по иному принципу, нежели профессиональные команды. На Играх не платят зарплату. А потому каждый (кто-то открыто, а кто-то втайне) мечтает о первом месте и не очень-то жаждет исполнять роль рабочей лошадки. И, пожалуй, лишь итальянцы в этом смысле являются исключением. В адрес тренера апеннинцев Франко Баллерини в преддверии Олимпиады было брошено немало критических копий. Наставник оставил за бортом команды целое созвездие ярких гонщиков. Остались дома призер “Тур де Франс” Иван Бассо, открытие нынешнего сезона и чемпион “Джиро д’Италия” Дамиано Кунего, его титулованный партнер по “Саеко” Джильберто Симони. И даже лучший спринтер современности Алессандро Петакки оказался невостребован, хотя его шансы на успех в Афинах расценивались высоко. Однако в команде Баллерини уже был лидер — мастер именно таких однодневных гонок Паоло Беттини. И тренер решил не создавать проблем с микроклиматом, проигнорировав всех тех, кто мог составить ненужную конкуренцию его ставленнику. Звезд заменили гонщики среднего уровня — те самые рабочие лошадки. В итоге тактика полностью оправдала себя.

На первой половине гонки Беттини держался скромно, находясь под плотной опекой верных оруженосцев. Время решающих событий еще не пришло, хотя для некоторых фаворитов гонка закончилась на первом же из семнадцати кругов. В завал угодил чемпион мира в этой дисциплине испанец Игор Астарлоа заодно с именитым голландцем Михаэлем Боогердом и лучшим молодым гонщиком недавнего “Тур де Франс” Владимиром Карпецом. Пострадал и еще один представитель Пиренейского полуострова — Хосе Иван Гутьеррес. Это стало сокрушительным ударом по испанской команде, которой не помог избежать провала даже звездный подбор гонщиков.

После драматичных событий на стартовом круге велосипедисты некоторое время ехали неторопливо, как на параде. Никто не хотел выкладываться почем зря на ранней части трудного двухсоткилометрового пути. Всеобщее спокойствие нарушил Магнус Бакстедт. Но на что рассчитывал могучий швед? Его рискованное путешествие превосходило по авантюрности затеи древнегреческих героев. Даже если бы все олимпийские боги пришли на помощь “викингу”, это вряд ли позволило бы ему добиться успеха. Ведь шведу противостояли полторы сотни блистательных спортсменов. Фавориты засуетились, лишь когда за скандинавом, оторвавшимся на четыре минуты, бросились француз Ришар Виранк и венгр Ласло Бодроги. Вскоре трое смельчаков объединили усилия, и тем самым дали знак главным действующим лицам: пора приступать к активным действиям. Скорость резко выросла, и, к сожалению, справиться с новым темпом не смог наш Александр Усов. До тех пор белорус ехал наравне с великими, но, будучи без команды, держался в “хвосте”. Как только начинались рывки, Усов оказывался в компании отстающих. Понимая, что положение не сулит больших перспектив, наш гонщик сошел с дистанции и был далеко не одинок в этом решении. Около половины участников поступили также.

Однако, стремительно уменьшаясь в размерах, пелетон, давно настигнувший Бакстедта, Виранка и Бодроги, все еще сохранял целостность. За два круга до финиша на медали претендовала группа из 40 велосипедистов, и казалось, что им придется выяснять отношения на финише. И тогда на авансцену вышли итальянцы. Последовало несколько проверочных рывков, причем партнеры Беттини, выходя на первую позицию, каждый раз оглядывались, удостоверяясь, как там лидер, не отстал ли? Паоло был в порядке и напомнил о себе, отважившись на атаку на одной из горок. Никто из конкурентов не нашелся с ответом, и лишь никому не известный молодой португалец Сержиу Паулинью сумел увязаться за итальянцем. Беттини, похоже, не имел ничего против партнерства, и вдвоем они стали методично наращивать преимущество. Внушительная группа преследователей была разобщена. Ульрих, Хамильтон, Винокуров, Гончар в тот момент мало походили на фаворитов, выглядели усталыми и деморализованными. Самый побеждающий гонщик сезона испанец Алехандро Валверде пытался было рвануть в погоню за Беттини, но в итоге на последнем круге почти остановился от бессилия.

В этой ситуации уже никто не сомневался в успехе предприятия Беттини и Паулинью. Но кто же станет олимпийским чемпионом — главный фаворит или португалец, на которого не ставил никто? Решая дилемму, гонщики затеяли на последних метрах игру в “гляделки”, смотря то друг на друга, то на пелетон, который все еще был далеко, но приближался стремительно и неотвратимо. Нервы не выдержали у молодого. Паулинью начал спурт с невыгодной первой позиции, после чего его легко обогнал Беттини. Но португалец не расстроился — он и о втором месте не мечтал. А бронзу выиграл Аксель Меркс, который хоть в чем-то превзошел своего знаменитого отца Эдди Меркса, в активе которого нет олимпийских медалей. Профессионалы раньше не выступали на Олимпиаде.

В женской гонке фактор командных действий был не столь значим, так как страну могли представлять максимум три гонщицы. Выбор состава отдавался на откуп тренерам. Причем во многих сборных имели место громкие скандалы на почве распределения лицензий. Например, литовка Жилюте ехала в Афины в полной уверенности, что выступит в групповой гонке. Однако уже по прибытии в столицу Олимпиады выяснилось, что наставник сборной, по настоянию двух других членов команды сестер Поликевичюте, заменил ее на Эдиту Пучинскайте. В ответ Жилюте собрала вещи и отказалась от дальнейшего участия в Олимпиаде, несмотря на то что она оставалась первым номером в гонке с раздельным стартом и планировала выступить в трековых дисциплинах.

Не обошлось без склок и в немецкой команде, свидетельством чему неприличный жест серебряной медалистки Юдит Арндт. Дело в том, что не получила билета в Афины ее подруга и одна из сильнейших спринтерш планеты Петра Росснер. И хотя место в составе самой Арндт под сомнение никто не ставил, на финише она продемонстрировала руководству немецкой сборной все, что о нем думает.

В белорусской команде таких сложностей нет, ведь у нас всего две гонщицы мирового класса — Зинаида Стагурская и Ольга Гаева. На трассе в Афинах они в меру сил помогали друг другу. Поначалу белоруски смотрелись здорово, без проблем справляясь с темпом пелетона, нередко выходя на лидирующие позиции. Однако с приближением к финишу скорость возрастала, борьба становилась более напряженной, и нашим велосипедисткам приходилось все сложнее. Стагурская едва избежала падения, когда на ровном месте рухнула на асфальт трехкратная олимпийская чемпионка Цийлаард-ван Моорсель. Это говорило лишь об огромном напряжении в гонке. Ведь постоянно кто-то из гонщиц шел вперед. Первой спокойствие нарушила испанка Иттуриага, затем счастья искали канадки, их примеру следовали другие гонщицы средней руки. Куда серьезнее выглядели рывки неугомонной Арндт — вот уж кого нельзя было отпускать вперед. Однако далеко не все попутчицы немецкой гонщицы могли выдержать предлагаемый ею темп. Пелетон рвался на части, причем Стагурская и Гаева, как правило, оказывались не в авангарде. Когда Арндт делала передышку, скорость гонки снова падала, а пелетон воссоединялся. Но затем немка начинала новую атаку. Все это напоминало Сизифов труд. Однако на последнем круге Арндт ушла-таки в отрыв на пару с австралийкой Карриган. Представительница Зеленого континента тактически грамотно построила гонку, не тратя сил понапрасну, и совершила всего одну, но результативную атаку. Поэтому на финише борьбы не получилось. Свежая Карриган играючи опередила изможденную Арндт, которая от досады не нашла ничего лучшего, чем показать своим тренерам, а заодно и всему миру средний палец.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?