ЦЕРЕМОНИЯ. Огонь в мире воды

15:04, 16 августа 2004
svg image
1220
svg image
0
image
Хави идет в печали

Главное — не участие

“Знаешь, Коля, шоу буквально сносит крышу”, — восхищался накануне белорусский тележурналист Александр Хромылев, присутствовавший на репетиции. Жаль, не всем удалось увидеть представление даже по телевизору. К примеру, членам делегаций, которые выходили на поле Олимпийского стадиона, значительную часть времени пришлось ожидать в подтрибунном зале. Из белорусов за знаменосцем Александром Медведем отправились 88 человек — меньше половины делегации. Это вполне естественно: многие спортсмены готовились к стартам в субботу, а церемония всегда затягивается до полуночи, да и для возвращения в Олимпийскую деревню нужно довольно много времени. Потому среди шедших по дорожке Олимпийского стадиона спортсменов можно было пересчитать по пальцам: небесно-песочную колонну щедро разбавили тренерами, докторами и официальными лицами. Правда, то что белорусы пойдут на параде лишь 94-ми — в соответствии с греческим, а не английским алфавитом, — стало сюрпризом для некоторых наших журналистов, заранее не ознакомившихся с порядком выхода команд. И потому, не обнаружив за бельгийским белорусского флага, имея в виду “вопрос Сивакова”, из уст одного из коллег вырвалось: “Все-таки бойкотировали”…

Разогрев

А поздним вечером в четверг корреспонденты “ПБ” разделились и отправились на разные предолимпийские вечеринки. Саша Стадуб — на спонсорскую, организованную фирмами “Canon”, “Nikon” и “Kodak” специально для аккредитованных на Играх фоторепортеров (там он успел омочить ноги в теплых водах Эгейского моря): снимающую братию собирали “на коктейль” в прибрежном районе Вульягмени, в живописном местечке на самом берегу. Уютно, приятно, но очень далеко — минут сорок на такси в один конец от журналистской деревни “Паллини”. На мою долю выпала “парти”, организованная муниципалитетом района Марусси. Представьте себе узенькую, мощеную камнями улочку, упирающуюся в современную сцену на фоне старенькой часовни. По всей длине мостовой, метров на двести-триста — столы, уставленные всевозможными ресторанными яствами, вином, мороженым. Вокруг в самой обыкновенной очереди толкутся сотни аккредитованных журналистов, болельщиков из Литвы, Италии, Словении, Голландии, местных бабушек и дедушек, детишек в майках сборной Греции с жутко популярной здесь надписью “Харистеас” на спине. Причем аборигены ничуть не стесняются с невинным выражением лица и якобы совершенным незнанием английского нагло влезть в середину очереди. Впрочем, в атмосфере всеобщего праздника, которую создавали музыканты, фокусники и разрезавшие толпу девчонки на ходулях, никому даже в голову не приходило ругаться. Считаем, болельщицко-журналистская репетиция получилась.

Обещанное же перемещение “крыши” с облюбованной на голове позиции началось гораздо раньше заявленного времени. Решив покинуть прохладный пресс-центр ради осуществления давней мечты — посетить Акрополь, мы сознательно обрекли себя на серьезное испытание. На улице — 35 градусов в тени и 42 — на солнце, а этой самой тени на высоком холме, где расположены творения древних греков, практически нет. И все же удовлетворение от прикосновения к истории и фотографий на фоне Парфенона перевесило: обратно вернулись усталые, но счастливые. Оставалось ждать, каким образом современные греки проведут аналогию между античными и нынешними временами на церемонии открытия.

Вечером на Олимпийском стадионе все началось с приятного сюрприза: обещанные драконовские меры безопасности на деле оказались совсем не страшными: всего один кордон проверки — и пожалуйста, дорогие гости. Жаль только, что место для обзора нам попалось не совсем удобное — в угловом секторе…

Голограмма истории

Вряд ли имеет смысл описывать все подробности представления, которое телезрители видели в прямой трансляции. Сидевший за спиной греческий журналист после окончания театральной части попросил сравнить увиденное с сиднейскими впечатлениями. Признался честно: затрудняюсь ответить. Конечно, озеро посреди стадиона — это очень оригинально, хотя, к сожалению, сюрпризом не стало благодаря расторопным британским коллегам, сообщившим подробности церемонии открытия задолго до старта Игр. Наверное, именно потому “крыша” осталась на месте и позволила оценить увиденное без особых эмоций…

А посмотреть было на что. Особенно понравилась “движущаяся выставка” из стилизованных фигур, последовательно оживлявших фрагменты искусства культурно-исторических периодов: миноического (Крита) и теранского (Санторини) (2000-1400 гг. до н.э.), микенского (1700-1200 гг. до н.э.), геометрического (1050-700 гг. до н.э.), архаического (700-480 гг. до н.э.), классического театра (534-260 гг. до н.э.), классического (480-232 гг. до н.э.), эллинского (480-30 гг. до н.э.), византийского (324 гг. до н.э.- 1453 гг. н.э.), традиционного (1453-1832) и современного. Галерея была удивительно похожа на голографические открытки, рисунок на которых не имеет никакого смысла под острым углом зрения, но вдруг обретает объем и подвижность, когда оказывается прямо перед глазами.

Разваливающаяся в воздухе скульптура, расчерченная узорами лазеров, горящие на воде олимпийские кольца, поднимающийся из центра “озера” подиум с оливковым деревом, грохот барабанов и десятки тысяч крошечных “звездочек”, созданных врученными каждому посетителю стадиона миниатюрными фонариками — атмосфера праздника на трибунах, безусловно, существовала.

Поклон огню

А вот традиционный парад спортсменов, думается, уже изжил себя в нынешнем виде. Все-таки скучное шествие, занимающее большую часть торжественной церемонии, интересно каждому из болельщиков на протяжении всего лишь нескольких минут: когда по дорожке проходят представители его страны либо неких дружественных или просто экзотических народов. Все остальное время приходится скучать или прогуливаться вокруг стадиона, пожевывая какой-нибудь сэндвич или кусок пиццы за три евро штука. После представления на пресс-конференции журналисты задали вопрос олимпийскому руководству: не стоит ли ограничить количество спортсменов от каждой страны, принимающих участие в параде? Боссы и режиссеры шоу ловко ушли от ответа. Впрочем, об этом волноваться пока рано: до следующей церемонии — четыре года.

Как ни старались шпионы-журналисты выведать мельчайшие подробности, одна загадка все же оставалась неразгаданной до 16.00 пятницы, когда в главном пресс-центре начали распространять изготовленный в строжайшем секрете медиа-гид по церемонии — каким образом будет зажжен факел, спроектированный (как, кстати, и фантастическая крыша стадиона — из стекла и стали) знаменитым испанским архитектором Сантьяго Калатарвой. Случившееся вполне соответствовало духу ультрасовременных Игр. Один из видеоэкранов в торце арены услужливо наклонился, и сложная конструкция опустилась прямо пред очи последнего факелоносца.

Прокол поджигателя

С последним, увы, вышел единственный, но весьма неприятный для хозяев скандал (все так боялись пятницы, 13-го!). Изначально предполагалось, что право зажечь пламя над Олимпийским стадионом будет доверено уникальному Костасу Кентерису — единственному бегуну в истории, которому удалось выиграть 200-метровку на Олимпиаде, чемпионате мира и Европы, — но накануне знаменитый греческий легкоатлет оказался фигурантом странной истории, поставившей на уши всю страну. Кентерис вместе с подругой по сборной серебряным призером Игр-2000 на 100-метровке Екатериной Тану не явился на обязательную допинг-пробу! Впоследствии оба провинившихся были обнаружены в больнице, куда с небольшими травмами попали после падения с мотоцикла. Изучение места аварии выявило много странного, позволяющего предполагать, что ЧП было не случайным, а сымитированным, поэтому, не дожидаясь вердикта дисциплинарного комитета МОКа, НОК Греции исключил Кентериса и Тану из своей команды на Играх-2004. А на пресс-конференции перед церемонией открытия попросту сообщили, что окончательный выбор в пользу обладателя сиднейского золота в парусном спорте Никоса Какламанакиса был сделан исходя из символики — дескать, страна — хозяйка Олимпиады по большей части окружена водой.

Если все же вернуться к вопросу греческого коллеги, то между австралийской и греческой церемониями я поставил бы знак равенства. Обе получились по-своему оригинальными и захватывающими, настраивающими на волну спортивного праздника, длящегося две с небольшим недели.

Цифры и факты

СТАДИОН. Находится в районе Марусси, на севере Афин. Построен в 1982 году, полностью реконструирован с 2000 по 2004 год. 72000 мест. Крыша весит 18700 тонн и накрывает 25000 квадратных метров.

ВОДА. На главную арену представления ее залили 2,162 млн. литра. “Озеро” простиралось на 9645 квадратных метров. Заполнение заняло 6 часов, осушение — 3 минуты. Для дренажа использовались 10 отверстий диаметром 0,5 метра. Каждое из них поглощало 3000 литров воды в секунду. Подземный резервуар, размещенный по периметру арены, способен вместить до 2,3 млн. литров.

СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ВОЗДУХЕ. Размещена в 36,5 метра от пола. Использовано 37 км стальных канатов. Участвующие в представлении люди и фигуры перемещались по 24 независимым траекториям. Задействованы 72 контролируемые компьютером лебедки, способные поднять 22,5 тонны груза. Система канатов использовала 180 тонн движущихся противовесов.

КОЛЬЦА ОГНЯ. Диаметр каждого кольца — 17,5 м. Пошло 190 метров труб и еще 1 км для подачи природного газа — его сожжено 450 кубометров. Горелки расположены в 30 см под водой.

КАМЕРА И ТОННЕЛЬ. Камера в центре арены: 23 метра в глубину и 25 — в диаметре. Для ее постройки извлечено 15000 кубометров земли. Сцена-лифт в камере имеет 10 метров в диаметре и может поднять 45 тонн груза. Сцену поднимают три 110-киловаттных мотора. Длина тоннеля, ведущего к камере, — 40 метров.

ВОЛОНТЕРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ. Участвовало 2428 человек. Большинство — греки, также были задействованы граждане 14 других стран. Старшему — 70 лет, младшему — 7. Прослушивания заняли 270 часов, для переговоров сделаны 51443 телефонных звонка.

ВОЛОНТЕРЫ ПОДДЕРЖКИ. К изготовлению костюмов, освещению, разработке сценария и координации действий привлечено около 2200 человек. Старшему — 75 лет. При наборе более 700 часов ушло на собеседования с волонтерами. Большинство из них — греки, а всего представлена 31 страна, в том числе и Беларусь.

РЕПЕТИЦИИ ВОЛОНТЕРОВ. Первая состоялась 28 мая. Всего тренировки заняли около 600 часов в течение 85 дней. В среднем каждый провел по 12 репетиций. Во время прогона парада спортсменов длину колонн имитировали 3,5 км веревки. По ходу было выпито 700 тысяч бутылок воды. На сцене для репетиций, расположенной на окраине Афин, было вычерчено 2 км линий.

АЛЛЕГОРИЯ. Высота поднятой из центра озера головы — 17,3 метра. Высота статуи Куроса — 9 метров. Высота классической статуи — 5 метров. Суммарный вес всех статуй — 10,5 тонны.

КЛЕПСИДРА. Использованы 11 независимо управляемых платформ. Общая длина процессии — 307 метров. Общая грузоподъемность платформ — 120 тонн. Платформы перемещались на 146 колесах. Двигатели работали на электробатареях, способных после полной зарядки действовать до 4 часов.

ФАКЕЛ. Спроектирован Сантьяго Калатравой. Длина — 31 метр, обхват — 4,7 метра. Сделан из стали, верхние 1,5 метра — из нержавейки. Вершина факела расположена в 47 метрах, во время зажжения — в 12,7 метра над поверхностью арены. Пламя поднимается на высоту 6,5 метра и имеет 1,5 метра в диаметре.

МУЗЫКА. Всего записано около 320 часов. Участвовали 18 композиторов.

ОСВЕЩЕНИЕ. 1838 театральных прожекторов, из которых 1592 управляются автоматически. Для подачи энергии и управления задействовано 24 км мультипроводного, 5,5 км фиброоптического, 2,2 км “CAT 5 Ethernet” кабеля. Управление — с 6 пультов. Для создания проекций использовано 8 самых мощных в мире проекторов “Barco XLM”, суммарным количеством 216 тысяч люменов света.

ЗВУК. Более 370 колонок. 859900-ваттная звуковая система. 480 усилителей. 20 тысяч метров звукового кабеля.

СВЯЗЬ. 575 двусторонних радиостанций. 337 переносных систем шумоподавления. 2970 внутриушных динамиков. 84 радиочастоты. 8 км звукового кабеля и кабеля передачи данных. 1 км “тактического” фиброоптического кабеля. 2 высокоскоростных пункта лазерной передачи данных.

ЭНЕРГИЯ. 16 генераторов. Общая мощность эквивалентна 202600 60-ваттным лампочкам.

КОСТЮМЫ. 10000 метров ткани. 2000 литров клея. 15 км ниток. 150 галлонов краски. 2500 вешалок. 7152 пары носок. 4000 пар обуви.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?