Список Пышника. Больше, чем школа

21:28, 20 июля 2016
svg image
1979
svg image
0
image
Хави идет в печали

В каждом клубе высшей лиги найдется тот, кто прошел через школу Юрия ПЫШНИКА. Эта армия прошлых и нынешних футболистов по-прежнему называет тренера Батя.
73-летний Пышник восьмой год на пенсии, обустраивает дачу и растит уже правнуков. Но не перестает следить за большим футболом и не теряет связи со многими своими воспитанниками.

— Начинал тренерскую работу я в 1970-м, с ДЮСШ-5, которой руководил Леонид Андреевич Лапунов. Там проработал пять лет, а затем был переведен в РУОР, которому отдал 33 года. С таким огромным количеством людей свела меня судьба… РУОР — не просто футбольная школа была, дети образование получали. Мы на сборы в Закарпатье учителей по всем предметам с собой возили, чтобы они там месяц занимались с детьми. И ученики у нас сильные были. Игорь Криушенко с золотой медалью закончил. Сережа Яромко от золотой отказался, потому что хотел участвовать в союзной Спартакиаде, а она совпадала с экзаменами. Получил серебряную…
Юрий Антонович читает с листика: готовился, выписывал фамилии, чтобы ненароком никого не забыть и не обидеть.
— Многие работают тренерами сейчас: Гончаренко, Скрипченко, Ермакович, Журавель, Андрей Пышник, Радушко, Яромко, Криушенко, Солодовников, Григоров, Малеев. Многие продолжают игровую карьеру за границей: Жевнов, Мартынович, Шитов, Кисляк, Рекиш. Многие остались в Беларуси: Янушкевич, Ковель, братья Концевые и Чухлей, Сарока, Пархачев, Тишкевич, Лесько, Алисейко, Гаев. Гигевич и Сащеко продолжают играть в первой лиге. Многие уже завершили карьеры: Кутузов, Лухвич, Тумилович, Кирилл Савостиков…
Список Пышника кажется безграничным. И Юрий Антонович может рассказать о каждом, кто в нем есть. Мы говорим о многих, однако для этого материала выбираем лишь несколько личностей.

Братья Солодовниковы

— Сережа и Валера — это мой первый выпуск, 1958 год рождения. Одни из тех, кто достиг больших успехов в футболе, сами стали тренерами. К сожалению, с Валерой случилась эта авария… Такими целеустремленными в юности были. Никаких нарушений дисциплины, страсть к игре безграничная! Играют, постирают пятки, говорю: “Все, отдыхайте”. Отвечают: “Нет, мы будем играть!” Разрезали бутсы, забинтовались — и дальше на поле. И это Спартакиада школьников! Таких игроков сегодня нет и быть не может. Бойцы, что говорить. Отец у них рано ушел, с одной мамой остались. Вячеслав Сиваков, который тренировал братьев в Гродно, отрекомендовал их мне.

Тумилович

— О, Ге-е-ена… Столько историй про него понарассказано, я думаю, все их уже знают. И про то, как он на автобусе команды катался, и про загулы его. Неординарный парень, конечно. Помню, перед Спартакиадой шли экзамены. Спортсменов освобождали, остальные сдавали. Гена посидел в коридоре, а потом пошел и дал звонок на перерыв. Учителя в ступоре — ну, надо, значит, отпустить детей. И тут пошли шпаргалки… Таким вот Гена и остался в жизни.
У него спортивная семья, брат Андрей легкой атлетикой занимался, тоже талантливый парень, мать — волейболистка. Привела она мне его как-то — мол, посмотри. Оценил: ростовые данные хорошие, быстрый, резкий в свои 13 лет. Сразу на ворота его поставил — руки-то длинные. Несмотря на характер, к работе относился добросовестно. Работоспособность потрясающая, она в сочетании с талантом позволила вырасти в отличного голкипера.
Но дисциплина, конечно, хромала. В общежитии парней постоянно проверяли. Если кого-то поймали — на утренней тренировке получал по первое число. Не церемонились. А Гена — местный, столичные же парни жили дома. Был, так сказать, под наблюдением семьи. Впрочем, это действовало далеко не всегда. Были два дружбана — Тумилович и Кирилл Савостиков. У второго были проблемы, но потом парень преобразился, закончил РУОР, был на хорошем счету, поиграл в БАТЭ…

Журавель

— Прекрасно помню, как забрал Володю из Мозыря. С гастритом, что неудивительно при тогдашних-то полесских катаклизмах. Посадили его на специальное питание вместе с гимнастками. Так потиху и выходили парня для большого футбола, а затем для тренерской деятельности. Училище, считаю, дало ему путевку в жизнь. С тех пор он практически не изменился: немного замкнутый, тихий, улыбается редко. И в то же время очень способный, постоянно анализирует, делает выводы, благодаря этому многого и добился.
С удовольствием смотрел матчи его “Динамо” в Лиге Европы. Большой прорыв сделал в групповой раунд, а там у “Фиорентины” выиграл. Считаю, Чиж очень ошибся с его заменой.
А с Володей мы на связи. Не то чтобы постоянно, но пару раз созванивались. Он взял паузу, но теперь-то надо работать, семью кормить. Слежу за его “Гомелем”.

Кутузов

— Мы в Пинске иногда проводили сборы, выезжали на пару недель. Там Виталика тренировал Саша Шевелянчик. Пришла его мать, попросила посмотреть мальчика. Приехали они с тренером в Минск, и парень мне приглянулся. Смышленый, видна индивидуальность. У него своеобразная техника была: нога здоровая, 44-й или 45-й размер, и он ей все, как лопатой, гребет. Забрал. Мать благодарила, просила заменить отца, которого у парня не было.
Самое главное в работе с Виталиком было не мешать ему проявлять свою индивидуальность. Вот сейчас все просят быстрее отдать пас. Я никогда так не говорил. Передачу сделать всегда можно, а ты попробуй обыграй. Индивидуальное мастерство — то, на чем зиждется футбол.
Помню, когда Виталик играл за БАТЭ и накрутил Мальдини. В перерыве звонок, прямо из раздевалки: “Юрий Антонович, меня приглашают в “Милан”. Я ему и выпалил: “Виталя! Собирай шмотки и чеши скорее отсюда!”.
В Италии любят индивидуально сильных футболистов. Но там он изменился, конечно. Виталик — этакий рубаха-парень. А появились деньги — с дисциплиной проблемы начались, семейные дрязги. Помню, приехал он в гости с красавицей-женой, еще до развода. В красной шубе, часах за сколько-то тысяч. Я как глянул на него: “Виталя, зачем тебе это все?!”
Он меня никогда не забывал, постоянно с ним на связи были. Майки свои из “Милана” мне дарил, костюмы спортивные, куртку из “Пармы”. Хороший парень, но, считаю, рано изжил себя в футболе. Мог бы еще больше пользы принести. Свалился на него большой талант, но не смог им распорядиться.

Гончаренко

— Виктор — из тех футболистов, которые начинали там, где не было никаких условий. В его Хойниках и поля-то нормального не найти. Зато эти парни знали, чего стоило выйти из деревень на такой уровень. Как-то Витя благодарил еще в молодости: “Антоныч, там мои знакомые детства уже спились все, а я здесь…”
Работоспособный был, настырный, пахал, как проклятый. Но случилась эта травма. Мы тогда очень плотно сотрудничали с БАТЭ, я лично хорошо общался с Капским. Просил его: “Толя, дай парню шанс, возьми в тренерский штаб”. Дело в том, что Гончаренко, будучи игроком, готовил себя к тренерской работе, еще до травмы. Пытливый. Приходил на тренировки и вел конспекты. Даешь упражнения какие-нибудь — стоит, записывает. Литературу, в том числе зарубежную, которая тогда уже появилась, буквально проглатывал. Поэтому ни капли не удивился, что Виктор достиг таких успехов.

Жевнов

— Юра тоже из маленького города, из Добруша, как и другой мой воспитанник Володя Малышев — он мне Юру и посоветовал, когда уже учился в Москве. Говорил, есть, мол, у нас хороший паренек. Юре было 13. Посмотрел на него: шустрый, быстрый, невысокого роста, однако с отменной прыгучестью. Долго не думал — все, забираю. Абитуриентом его немного подержали, а потом зачислили.
Юра очень трудолюбив. Добросовестный, порядочный и работоспособный. Человек, преданный своему делу. Был у него на свадьбе в “Robinson Club”, где сборная базируется. Такое торжество было, из “Зенита”, где он тогда играл, футболисты приезжали, артисты из Санкт-Петербурга!.. И по сей день общаемся постоянно.

Андрей Пышник

— О сыновьях — отдельная история. И Сергей, и Андрей учились у меня в РУОРе. Сергей сейчас работает с детьми в частной школе, а Андрей, как известно, в минском “Торпедо”. Ему всегда нравился футбол, еще с детства постоянно брал его с собой на тренировки, в лагерь спортивный ездили. Нареканий к Андрею никогда не было, однако иногда приходилось заставлять учиться. Каждый день я вставал на работу в 5.30 и ехал в Стайки. И Андрей сонный плелся со мной на автобус. В 8.00 — первое занятие, в 16.30 — второе. Сложно, конечно, такой график выдержать, тем более при тогдашних условиях. Однако выбирать этот путь сына не принуждал.
Как и тренерский. Эта жилка была в нем всегда, у Андрея пытливый ум, он всегда что-то ищет. Есть нюх на таланты. Сергей может звонить два-три раза в неделю, а Андрей — каждый день. Он фанат, постоянно изучает какие-то статистические выкладки. Звонит — не только о футболе, конечно, говорим, но постоянно обсуждаем и игру. Ему это нравится, я чувствую.

Щетников

— Много было футболистов, которые не наделены сверхталантом, однако за счет настырности, работоспособности и бойцовского характера добивались больших высот. Но, к сожалению, были и те, кто не смог раскрыться. Сережа Щетников — один из моих любимых воспитанников. Хорошо сложенный, физически развитый, фигура чем-то напоминала Усаторре. Много занимался плаванием. Скорость на высоте, играл на позиции правого полузащитника. Но увы… С дисциплиной были проблемы. Борис Игнатьев, который работал в юношеской сборной СССР, просил: “Отдай его в Москву, мы наставим его на путь истинный”. Не получилось. Связался там Сережа с компанией и вскоре закончил с футболом. Провел только один матч в высшей лиге за московское ”Динамо", выйдя на пять минут. А жаль — Щетников был очень похож на молодого Адамова. Но такая вот судьба…
Юрий Антонович рассказывает еще о многих, жонглируя фамилиями и фактами, хотя в его голове их, должно быть, внушительная база данных. Он говорит о Ермаковиче и Лунинце, о Скрипченко и Малорите. О таких разных по характеру братьях Концевых, о душе компании Кисляке, о таланте и светлой голове Путило. Список Пышника не кончается.
— Самое большое достижение — в том, что у нас было не просто училище, а нечто большее. До сих пор меня приглашают на свадьбы, на дни рождения. Вот звонил на днях Артему Концевому, поздравлял с днем рождения — тепло пообщались. Футболисты приезжают в гости ко мне, я — к ним, зимой зовут на турниры друзей. Это самая большая ценность.

Текст был опубликован в июньском номере журнала “Большой футбол”. Приобрести журнал можно в интернет-магазине Белорусской федерации футбола (www.bff.by).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?