ЗАРИСОВКА. Mobilis in mobili
Двигатели спокойствия
Поверхностный взгляд: самой мерной и вяло текущей в Афинах является жизнь местных служб безопасности. С их стороны проявления активности буквально минимальны. Любой пост охраны всегда поражает безмерным спокойствием, дос- тойным отражения на картинах Левитана. За первые пять дней на наших глазах в греческой столице военные всего однажды сподобились на нечто экстраординарное: при подъезде к стрелковому стадиону днище журналистского автобуса проверили зеркалами — не прицепились ли террорист или грозно тикающее взрывное устройство. В остальном ребята в зеленом и темно-синем спокойно, без особого рвения выполняют положенную по инструкции работу: что-то спрашивают у водителей при подъезде к объекту, управляют сканирующими устройствами и металлоискателями и запрещают снимать на видео контрольно-пропускные пункты.
Здесь нет заборов из колючей проволоки в несколько рядов или бетонных блоков, перегораживающих подходы к основным аренам. К парадному входу, точнее парадному пропускному пункту главного пресс-центра, можно подъехать на обычной машине по обычной улице. В сиднейском Олимпийском парке, спрятанном за километрами заборов, такое было абсолютно невозможно.
С другой стороны, невидимость полиции и армии даже приятна и напоминает о незаметности арбитра в игровых видах спорта. Мы искренне надеемся, что на самом деле никто не дремлет, находится на страже безопасности, а огромный дирижабль небесным оком высматривает злоумышленников из затянувших город облаков.
Как и все люди, ребята в форме бывают толковыми и узколобыми. К примеру, после церемонии открытия корреспондента “ПБ” направили не в ту сторону (совершенно обычное дело). Осознание ошибки пришло, когда пропускной пункт (обычные ворота, без всяких металлоискателей!) остался в трех метрах за спиной. Возвращение оказалось безрезультатным. “Извините, сэр, но сюда нельзя!” — “Так я же отсюда вышел мимо вас пару секунд назад!” — “Извините, сэр, вам придется обойти”. Добавим, что обход означал путешествие длиной в пару километров. С другой стороны, однажды ради заплутавшей бригады “ПБ” такие же ребята в погонах легко открыли массивные железные ворота с висевшим на них ярко-красным “кирпичом”. Мол, конечно, здесь ходить нельзя, но мы вас пропустим, только больше не блуждайте.
Двигатели участников
Теперь о том, что обладает самыми настоящими моторами — транспортной системе. Как заметила в интервью “ПБ” замминистра спорта Галина Забурьянова, именно эта часть олимпийской жизни вызывает больше всего нареканий. Хотя, если честно, мы пока не поняли, почему. Может быть, спортсмены куда-то и опаздывают, но с журналистами дело обстоит вполне сносно. Конечно, из нашей деревни “ОТЕ-Паллини” на объекты ходит считанное число автобусов. Например, на Олимпийский стрелковый центр шаттлы отправляются только до полдесятого утра, с расчетом на то, чтобы успеть к ранним квалификациям. Если же вы решили попасть на соревнования, начинающиеся, допустим, в 12.00, вам придется ехать на арену через главный пресс-центр. Конечно, это не очень удобно, потеря времени составляет минут 50, но жаловаться не хочется: сложно было ожидать, что небольшая деревенька будет крупным транспортным узлом. В конце концов, до пресс-центра у Олимпийского стадиона всего 20 минут пути, а это значительно меньше, чем мы тратим в Минске на путешествие из дома до редакции.
Зато кататься на автобусах здесь — одно сплошное удовольствие. Большая часть дальних маршрутов протекает по специально (!) выстроенным к Играм шикарным автобанам, на фоне которых дорожное покрытие минского проспекта Скорины покажется обычной проселочной дорогой. Уверен, эти магистрали, вмещающие по три-четыре полосы в одну сторону, в сумме тянутся не на одну сотню километров и включают длинные тоннели и живописные многоярусные развилки. Кроме того, почти всюду, даже на узких городских улочках, одна (а то и две) из полос очерчена красной линией и помечена того же цвета олимпийскими кольцами: на части дороги безоговорочное преимущество проезда имеет задействованный на Играх транспорт.
Двигатели языка
Люди, призванные помогать организаторам и гостям, как и везде, до безобразия улыбчивы и доброжелательны. Они будут благодарить тебя, даже когда пытаются выдворить из недозволенной зоны. Очень символичным в этом смысле показался листок, вывешенный, извините, над унитазом в общественном туалете. Мол, бросайте, пожалуйста, использованную бумагу в корзину, наша канализация ее “не переваривает”, извините за неудобство, спасибо за понимание.
Увы, за вежливостью во многих случаях кроется некомпетентность. Значительная часть волонтеров не способна ответить даже на простейшие вопросы или указать нужное направление движения. Подобное случается буквально каждый день: в субботу на фехтовании такой божий одуванчик без тени сомнения отправил иностранного коллегу, спросившего дорогу в пресс-центр павильона для фехтования, в прямо противоположную сторону, а в воскресенье уже прессболовцам пришлось бегом делать крюк по перегороженному заборами двору тяжелоатлетической арены в Никайе, дабы выбраться из тупика, в который нас послала пара куривших у выхода добровольцев, чтобы успеть на стоящий за забором автобус для журналистов.
Здесь не чувствуешь себя чужим. Совсем не из-за волонтерского разгильдяйства (большинство все-таки способно оказать реальную помощь), а потому, что здесь постоянно звучит русская речь. Прежде всего благодаря обилию коллег из бывшего Советского Союза. Иногда получается довольно смешно. Накануне церемонии открытия возвращался из Марусси, где, как мы уже рассказывали, местный муниципалитет закатил вечеринку с размахом. На остановку следом подошли несколько русских коллег, явно не терявших время попусту на празднике. При посадке в автобус один из них, покачиваясь, решил, на всякий случай, уточнить, куда его собираются отвезти. “Эм-пи-си?” — поинтересовался он у меня. “Вроде бы”, — ответил я, вызвав смех российской диаспоры. Конечно, хорошо быть белорусом, но все же весело, когда тебя принимают за иностранца.
Русскоговорящим гостям, не владеющим английским, здесь приходится непросто. На этот случай на крупнейших объектах имеются переводчики. В главном пресс-центре работают молдаванка и давно живущая в Греции россиянка, в журналистской деревне “Паллини” — местная девушка Кристина, изучающая русский язык. А наши номера убирает дружная команда из пары украинских иммигранток.
Двигатель прогресса
А напоследок вновь о рекламе. В одном из предыдущих номеров мы говорили, с каким уважением относятся здесь к спонсорам, не допуская на олимпийские объекты с продукцией компаний-конкурентов. Впрочем, у дела есть и обратная, весьма любопытная сторона, о которой прочитал на днях в “Financial Times”. Ознакомившись со статьей, обратил внимание: и правда — Афины, считающиеся одним из самых засоренных рекламой городов мира, в этом плане выглядят чисто и аккуратно. В местах прохождения основных олимпийских путей размещены только олимпийские щиты, в редких случаях разбавленные киноафишами “Гарри Поттера” или нового фильма “Король Артур”. Мало того, на всех изображениях логотипы фирм уменьшены до минимальных размеров, а на переднем плане — олимпийская тема в рисунках, фотографиях знаменитых спортсменов и так далее. К примеру, на вас может строго глядеть местный кумир, трехкратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Пиррос Димас, под ним крупными буквами лозунг: “Я не подниму всю страну”, а в уголке небольшая эмблема “Альфа-банка”, одного из семи греческих спонсоров, в сумме выделивших на нужды Оргкомитета около 200 млн. евро.
Даже символ игр “Coca-Cola”, вкладывающая деньги в Олимпиады с 1928 (!) года, лишена крупнейшей рекламы — огромного экрана со светящейся красной бутылкой — на площади Синтагма в центре Афин. Взамен “газировками” разрешили раскрасить поезда метро.
Всего с городских стен, заборов и рекламных щитов снято около 10 тысяч “враждебных” рекламных плакатов. Как метко заметил бывший маркетинговый директор МОКа Майкл Пэйн, нельзя принимать самую грандиозную в мире вечеринку и не приодеться соответствующим образом…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь