Новая роль. Андрей Ященко: слушать и слышать
Контракт с белорусским флагманом — несомненный персональный прорыв для Андрея. И повод надеяться, что уж брестским транзитом Ященко наконец-то проследует в сборную Беларуси. Если, конечно, выдержит в новом клубе закалку горнилом острейшей конкуренции.
— Давай с места в карьер: когда брестские купцы положили глаз на лучший гомельский товар, и был ли уместен торг?
— Да не было, по сути, никакого торга. В принципе вариант перехода в БГК возник в конце прошлого сезона. Разговоры шли, но без конкретики. Все зависело от масштабов мешковской селекции и трансферных решений. Применительно ко мне определяющую роль играла ситуация с Камышиком. У Димы истекал срок контракта, и было неясно, останется ли он в Бресте. В итоге клуб заключил с ним новое соглашение. Это означало, что сотрудничество со мной откладывается, иначе полусредних в команде намечался бы явный перебор. А потом Камыш попал в переплет — эта страшная авария в Таиланде… Короче, в начале июля мне снова позвонили из Бреста — уже с четко сформулированным предложением. Выходит, несчастье Камышика повлияло на мою судьбу. Так бывает в жизни. Пользуясь случаем, хочу пожелать Диме скорейшего выздоровления и возвращения на площадку.
— Долго размышлял над перспективами карьерного поворота?
— О чем вы? Ждал, очень обрадовался и не колебался ни минуты. Смена обстановки, свежие впечатления, другие стимулы и мотивация. А главное — качественно иной уровень партнеров, команды в целом, соревнований. Лига чемпионов, СЕХА-лига — только от возможности поучаствовать в них захватывает дух!
— Будучи немало одаренным, перебираться в авторитетный клуб в двадцать четыре года — не поздновато ли?
— Согласен, возраста для спортсмена достиг зрелого. Многие игроки и в двадцать громко заявляют о себе. Может, и пересидел в родном “Гомеле”. С другой стороны, предложений, от которых нельзя было отказаться, ранее не получал. Оставалось пахать и терпеливо ждать своего часа.
— Когда-то он пробил и для твоего ровесника и гомельского партнера Дениса Волынцева. Парень подавал большие надежды, примерял форму национальной сборной. Однако год в БГК для него не задался, и талантливый разыгрывающий вернулся на берега Сожа. Пример неудачной брестской побывки Дениса не отпугивает?
— Волков бояться — в лес не ходить. Впрочем, эта пословица с БГК не вяжется. Здесь живут совсем не по волчьим законам. Наоборот, создают атмосферу семьи. Я это ощущаю. И об этом, к слову, рассказывал Волынцев. Вспоминал о мешковском коллективе только в позитивном ключе. Не знаю, что не сложилось или что пошло не так у Дениса в Бресте в игровом плане. В чужую душу насильно лезть с прямыми расспросами некрасиво. Я просто зарубил себе на носу: попасть в классную команду — не значит сразу же стать в ней важным звеном. Надо постоянно работать, развиваться, учиться, советоваться. Слушать и слышать. Не стесняться спрашивать и подсматривать за опытными игроками. Именно так напутствовал меня и тренер “Гомеля” Сергей Цыганков.
— Гомельский рулевой отпустил тебя на повышение с легким сердцем?
— Ну, как с легким… Какому тренеру не грустно терять игрока основы? Но расстались с “Гомелем” тепло. Все за меня рады. И тренеры, и руководство понимают, что воспитанникам нужно прогрессировать, добиваться значимых достижений. Я же не в коллектив физкультуры устроился, а в лучший клуб страны, сделавший себе имя в Европе. Такой престижный переход работает ведь и на имидж “Гомеля”.
— Как прошла июльская часть дебютной брестской предсезонки?
— Нормально. В Гомеле никогда не жаловался на слабую “физуху”. И здесь на занятиях по ОФП язык на плечо не вешал. Кардинальных отличий не заметил. Характер и объемы нагрузок практически идентичные. А вот в игровых упражнениях, работе с мячом эффект новизны ощутил — в тактических нюансах, перемещениях, комбинациях. Интересно!
— На новом месте тебе ведь встретились и хорошо знакомые лица.
— Само собой. С вратарем Димой Потоцким неоднократно пересекались в “молодежке”. С Андреем Юринком, вернувшимся в Брест из аренды в СКА, регулярно соперничали на внутреннем фронте. И вообще против многих мешковцев доводилось часто играть в чемпионате и Кубке Беларуси. Это, конечно, облегчает адаптацию.
— Однако вряд ли делает ее совсем беспроблемной. Ты ведь впервые оказался в клубе, в котором половина обоймы — легионеры…
— Не скажу, что все легко и ровно. Непривычная ситуация. Ментальных барьеров вроде не стоит. А вот языковой… Уровень моего английского пока не позволяет непринужденно и полноценно общаться с нашими иностранцами. А у некоторых из них с русским пока не все в порядке. Как-то выкручиваемся, мешая языки. Но, думаю, в ходе сезона эта проблема отпадет.
— Условиями контракта удовлетворен?
— Деталей раскрывать не буду. Скажу лишь, что доволен всем: зарплатой, питанием, экипировкой. Живу на съемной квартире, которую клуб сразу же арендовал для меня. Только по семье скучаю…
— Звучит так, как будто ты уехал от родных за дальний кордон, в многомесячную разлуку…
— Ха, Гомель, конечно, не на другом краю света. Но ведь от этого скучаю не меньше, потому как семья перебраться в Брест пока не может. Трехлетнюю дочку Полинку устроить в детсад не проблема. А вот жену держат в Гомеле профессиональные дела. Она в прошлом году окончила медуниверситет. Теперь нужно проходить интернатуру, а для этого — собрать уйму документов. Но в скором будущем мы обязательно воссоединимся.
— Кстати, как супруга отреагировала на смену клубной прописки?
— Очень обрадовалась. Все- таки, считай, остались дома. Я говорил, что особо заманчивых предложений у меня не было. Однако один вариантик, польский, имелся. У жены он энтузиазма не вызывал, не хотелось срываться пусть даже в ближнюю заграницу. А Брест — родная Беларусь. И условия — лучше польских.
— Отрабатывать их будешь на профильной позиции?
— А как иначе? Меня на нее и брали.
— Спросил так, потому что в “Гомеле” тебя, правшу, едва ли не систематически использовали в амплуа правого полусреднего…
— Это не от хорошей жизни. В задней линии был дефицит игроков с бросковой левой. А после травмы Димы Смоликова он обострился до предела. Что было делать тренерам, кроме как переводить меня на правую сторону атаки? Не использовать же сзади угловых. Пришлось перестраиваться в интересах команды. Поначалу было тяжело, дискомфортно. Но вскоре освоился, привык, нащупал специфику. И, надеюсь, пользу “Гомелю” в нападении приносил. Верю, так будет и в БГК.
— Не опасаешься осесть на “банке” в условиях жесткой конкуренции?
— На такой вопрос обычно следует дежурный ответ: бояться конкуренции глупо, она двигатель прогресса и идет исключительно на пользу. Не стану оригинальничать. Любой гандболист хочет играть как можно больше. Многое зависит от видения игры тренером, от распределения функций. В БГК высокие, габаритные полусредние. Их основная задача — продуктивно атаковать с дальней дистанции. Мои обязанности, как понимаю, несколько иные. Не только точно бросать издали, но еще и обыгрывать, идти в прорезки, стягивать, взаимодействовать с линейными и краями, подносить снаряды. Моя фактура это позволяет.
— К слову, о фактуре. Помню тебя щупловатым пацаном. Теперь ты добавил ширины в плечах и стали в мускулах. И все же кажется, что еще наесть килограммов и нарастить мышечную массу не помешает…
— Наверное. Мне и первый тренер Олег Михайлович Кунцевич, и Сергей Николаевич Цыганков не раз об этом говорили. Но я ведь и так уже не худобина. И, с другой стороны, если наберу вес и сильно накачаю мышцы, то утрачу главный козырь — скорость. Поэтому “толстеть” надо с умом. Тем более мне. Не смотрите, что я поджарый. Поесть и поспать люблю, хотя калории расходую быстро.
— Не могу не затронуть и тему, наверняка больную для тебя. Работяга, талант, в прошлом игрок юношеской и молодежной сборных, безоговорочный лидер третьего клуба страны и лучший бомбардир последних чемпионатов Беларуси. И с таким “профайлом” ты ни разу не удостоился вызова даже на сборы национальной команды…
— Мне как-то не с руки рассуждать об этом. Тренерам виднее. Вообще-то несколько лет назад Юрий Анатольевич Шевцов пригласил на сбор. Но именно тогда у меня случилась травма, и о своей неготовности я честно ему сообщил. С тех пор — тишина. Обиды нет. Отношусь к ситуации философски. Вызовут — полечу на крыльях. Но пока, видимо, не дозрел. Значит, надо доказывать состоятельность. В этом и заключается моя персональная задача на сезон: закрепиться в составе БГК, не подвести клубных тренеров и быть на приметных ролях во всех турнирах, попасть на карандаш наставникам сборной. Новые ориентиры заводят…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь