ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА. Аня и Таня
Анна БАТЮШКО о своей серебряной отзывается довольно скептически. Нет, значение второго места на Играх она не оспаривает, просто на чемпионате мира награда за третье была покрасивее, да еще и коробочку под нее буквально всучили. Аккуратную такую, из красного дерева. Мы вместе разглядываем афинский кругляш и находим 925-ю пробу под ногами богини Ники. “Это, Аня, единственная медаль, полностью изготовленная из материала, название которого она носит”, — комментирует эрудированная подруга Татьяна СТУКАЛОВА. Таня менее привередлива: ее вполне устраивает более скромный приз из бронзового сплава. Тем более что госплан предсказывал ей максимум шестое место.
— Состояние в белорусской команде наверняка было довольно напряженным: слишком уж долгим получилось ожидание олимпийской медали. Чувствовали себя накануне соревнований по-особому, ощущали дополнительную ответственность?
Аня: — Конечно, эмоции были особенными, это ведь не какой-то турнир, а Олимпийские игры. Вряд ли кто-то нервничал: все знают, что награды должны были появиться, не у нас, так у кого-то другого — не знаю, кому что планировали. У нас была своя задача, мы ее выполнили. Надеюсь, остальные поступят так же. Получается, что вначале мы как бы переживали только за себя, а теперь имеем полное право расслабиться и поболеть за других.
Таня: — Мы на самом деле не представляли, что происходит в других видах. Тренеры нас настраивали на свои соревнования.
Аня: — Хотя вчера нам сказали, что ожидались награды в легкой атлетике. Жаль, не получилось.
— Аня, вчера ты установила очередной мировой рекорд в рывке. Со стороны показалось, что это получилось как-то очень легко.
Аня: — Это только со стороны. (Смеется.) Хотя по себе чувствую, что на самом деле было не очень тяжело. В принципе, могла попробовать порвать и больше. После предыдущего рекорда были какие-то особые ощущения, а сейчас даже и забыла о нем поначалу. Мне потом сказали, вызвав реакцию: “А, точно!”
— А больше слабо? На тренировках какой максимальный вес поднимаешь?
Аня: — Честно говоря, большего не пробовала. Хотя знаю, что запас сил есть, потому что этот рву на два раза.
— Как это?
Аня: — Сейчас я подняла 115 один раз, а на тренировке могу сделать то же дважды подряд. Это говорит о некотором резерве.
— Аня как-то рассуждала перед Олимпиадой о том, как поведут себя конкурентки, приедут ли китаянки. А на деле очень многие спортсменки соревнования пропустили. Это сыграло в нашу пользу, не столько в смысле уменьшения конкуренции, сколько в моральном?
Таня: — Они не приехали, зато прибыли атлетки из Туниса, Южной Кореи, которых мало кто ожидал увидеть в Афинах. Одни сменились другими, и намного легче не стало. Болгарку сняли, а о пролете мимо Олимпиады китаянки прозрачно намекнул прошлогодний чемпионат мира, который та проиграла Наташе Скакун. Китайцы везут спортсменов исключительно под гарантированное золото, на серебро и бронзу они не размениваются. Они добыли только четыре лицензии из семи, потому к подбору команды относятся с особой тщательностью.
— Оглядываетесь на соперников во время турнира?
Таня: — Не знаю, как Аня, но я старалась не смотреть. Рядом была Цакири, так вокруг нее репортеры буквально кишели, даже на мой помост залезали. Хотя когда последний подход выполняла кореянка, не смотреть на нее было невозможно. Казалось, она поднималась час, если не больше. К счастью, не встала.
Аня: — У меня один конкурент — Наташа Скакун. (Смеется.) Не скажу, что ко всем присматриваюсь, но не глядеть же постоянно в пол, в самом деле. Время от времени попадается на глаза, как кто-то рвет или толкает. А так, конечно, стараюсь следить прежде всего за собой.
— От выступлений конкурентов зависит выбор тактики…
Аня: — Ну, этим занимаются тренеры, которые следят за таблицей.
— И с вами не обсуждают?
Аня: — Подходят и говорят: поднимешь столько-то. Хотя со мной последнюю попытку в рывке обсуждали. Слышала, что хотели сначала поставить на 500 граммов больше прежнего рекорда. А какая разница, сколько рвать — 114 или 115? Вот тут уже я сказала, сделала выбор. И все же всегда лучше, когда инициатива исходит от тренера.
— Но о самочувствии-то справляются?
Таня: — Меня перед толчком спрашивали. А что можно сказать, пока не начнешь движение? Делали оценки уже по ходу.
— Для женщин похудение — обычный процесс. Наверное, сгонка веса для вас тоже естественна?
Таня: — Нас это практически не беспокоит.
Аня: — Скорее, мы себя придерживаем. Скажем, у меня с утра перед соревнованиями был лишний килограмм. Зашла пару раз в баню, посидела в свое удовольствие, без фанатизма. Ничего страшного. По сравнению с тем, как “гоняет” Виталик Дербенев — земля и небо. Для него это просто ужасно.
Таня: — У меня тоже нет особых проблем. Скажем, перед отъездом было 3-4 лишних килограмма. И ничего. Тем более здесь жара, есть особенно не хочется. Да и от нервного напряжения что-то “сгорает”.
— Какой у вас рацион перед соревнованиями?
Аня: — Едим, что захотим.
Таня: — Не совсем, конечно. (Смеется.) Стараемся употреблять гарниры, немного мяса и овощи. А вот после соревнований — полное раздолье.
Аня: — Таня так даже в день выступления покушала, а я ограничилась ужином накануне. Зачем выступать голодными?
— Как пережили ночь “до” и ночь “после”?
Аня: — Стараешься не думать о деле, не перегорать раньше времени, хотя, конечно, не очень-то получается. Все равно заранее выходишь на помост, прогоняешь в мыслях движения. Зато после мы, наверное, раз десять спать ложились. Совершенно не хотелось. Легли, потом в два часа встретились на балконе. Поговорили, разошлись, в четыре часа снова встретились. И так далее.
Таня: — Накануне главной задачей было отдохнуть. Как сказал Виктор Евгеньевич (Шершуков. — “ПБ”.), надо постараться выспаться. Сделали все возможное. А потом, и правда, не могли заснуть. Не понимали, как так получилось, что на тяжелоатлетическом помосте стояли три славянки. Ведь с Азией у нас разница в развитии женской штанги — лет 20. Тем более что мы втроем давно сдружились.
Аня: — Я Наташку знаю еще с прошлой Олимпиады, где мы в “58” отработали. Тогда выступили одинаково, она стала седьмой, а я — восьмой из-за разницы в собственном весе. Потом она перешла в “63”, а через год — и я за ней. И Таня к нам присоединилась.
— Аня, когда мы встречались в Сиднее, ребята — Гена Олещук, Виталий Дербенев — подшучивали над тобой на тему женской тяжелой атлетики. Сейчас уже они могут тебе позавидовать.
Аня: — Подшучивали по-доброму, любя. У меня всегда с ними были замечательные отношения. Они радуются за меня, я за них. Будем болеть за мужчин в оставшиеся дни Олимпиады.
— Как пережили то, что Гена не попал в Афины?
Аня: — Немного расстроились, он, понятно, сильно огорчился, потому что у него были шансы. Ничего, бывает. Надеюсь, ему еще представится возможность завоевать награды.
Таня: — Конечно, все переживали. Даже не могли такого предполагать. Знаете, у меня самой были такие ситуации, когда сидишь дома, смотришь соревнования и понимаешь, что можешь поднимать такие же веса, обыгрывать тех, кого видишь на экране. Особенно обидно, когда выпадаешь из обоймы в расцвете сил.
— Таня, ты ведь тоже могла не поехать в Афины?
Таня: — Да, в мою пользу все решилось за месяц до Игр. В Минске был последний прикидочный старт. В принципе выступила нормально, в свою силу, но не скажу, по каким критериям тренеры остановились на моей кандидатуре. Выбор-то был. В категории до 75 кг есть Вероника Лукашевич, она неплохо по юниорам выступала и на взрослой “Европе” стала четвертой. Недавно с чемпионата континента в Норвегии вернулись кадетки, там Ольга Недорезова из Витебска, моя землячка, взяла серебро, девочка из Могилева стала чемпионкой. В общем у сборной есть резервы.
— Существование женской тяжелой атлетики вызывает немало споров. А как относитесь к мужским художественной гимнастике или синхронному плаванию?
Аня: — Пускай плавают, мне-то что. (Смеется.)
Таня: — Я с удовольствием сходила бы посмотреть.
Аня: — Ну ведь в балете есть мужчины, правильно? А принципиального различия с художественной гимнастикой не вижу. Народу-то нравится.
— Как сами решились прийти в тяжелую атлетику?
Таня: — Сложно ответить. Хотелось просто спортом заниматься, а нашли себя в этом виде.
Аня: — С тех пор он нам нравится все больше и больше.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь