Еще раз про БАТЭ. Хороший, добрый, злой. Между Карагандой и Астаной

21:37, 30 августа 2016
svg image
1497
svg image
0
image
Хави идет в печали

Что пора что-то менять и наконец сделать команде больно. И произвести Большую Встряску, после которой случится Большая Перезагрузка и откроется второе дыхание.
Песни это настолько старые, что давно навязли в зубах, и в этом месте вы читали бы другой текст, кабы не одно “но”. На эти древние припевы можно попробовать посмотреть под интересным углом. Через призму Анатолия Капского, который тоже говорит о том же самом. И уже не первый раз.
Когда три года назад БАТЭ проиграл Караганде, Анатолий Анатольевич также вышел к прессе. В числе сказанного им тогда звучало: “Увы, у нас есть ребята, пораженные вирусом самоуспокоенности”… “К моему огорчению, какие-то прелести, бытовые привилегии некоторые товарищи начинают воспринимать как данность”… “Нам бы хотелось, чтобы ребята, чего-то достигнув в своей жизни, не останавливались, а стремились к новым высотам”… “У нас в команде есть люди, которых мы про себя называем сенаторами. У них очень высокие зарплаты, и нам хотелось бы от них больше ответственности и лидерских качеств”
После Астаны Капский снова говорил. Дал разгромный брифинг на “Борисов-Арене”, и в нем отчетливо угадывались мотивы трехлетней давности. Разве что теперь они были приправлены другими эмоциями. Пресловутую самоуспокоенность иллюстрируют слова про очереди за новыми контрактами, про то, что “многие игроки живут так сладко”, у них “большие зарплаты”, в аэропорту они шастают по дьюти-фри, покупая “памперсы, духи и крем”, а тренерам в это время “надо пивка попить”
И тогда, и теперь биг-босс БАТЭ не только разбирал завалы, но и говорил о будущем. Про необходимость серьезных мер во избежание застоя крови и закупорки сосудов. Про крутые решения, которые необходимо принимать. Про толстую стружку, которую пора снимать с бездушной команды. Три года назад это звучало менее резко, сейчас — произносится с надрывом. Сегодня речь вообще идет “о глобальном обновлении всех структур клуба”.
И в этом месте открывается главное. А будут ли меры, решения и стружка?

***

Всем известно, что БАТЭ позиционируется как единая команда-семья. Клуб лелеет своих футболистов, не бросает их в трудных обстоятельствах, после завершения карьеры дает рабочие места, устраивает тренерами в детско-юношеские институты. Это реальные дела и в общем дела благие — и несть числа интервью, в которых бывшие и нынешние игроки славят руководство за чуткость и заботу. Дмитрий Мозолевский по гроб жизни будет обязан Капскому за оплату операции на тазобедренном суставе, без которой с футболом пришлось бы завязать. И Мозолевский такой не один.
На этом идиллическом фоне Капский удивительно уверенно сохраняет за собой имидж руководителя жесткого, сурового, который до двух не считает. Который не церемонится с подчиненными, устраивает головомойки в раздевалке, а в особо тяжкие дни ему под руку лучше вообще не попадаться. Он катком проходит по осевшему в дубле Олехновичу. Поминает сытых “сенаторов”, заседающих на скамейке с большой зарплатой. Называет игроков дармоедами и вещи своими именами.
Казалось бы, о какой семье можно говорить в таких ежовых рукавицах и в таком черном теле? Если “глава семейства” никогда не выпускает из рук дрына, команда по идее должна его бояться и беречь от него задницу, чтобы не перепало…
Но ответьте себе на один простой вопрос: что важнее в жизни — слова или дела? Или сформулируем иначе. Что настоящее, подлинное в футбольном Борисове? Родственная атмосфера, когда все друг другу братья? Или экспансивные лейтмотивы в духе “всех уволю!”, расползающиеся по новостным лентам на радость интернет- комментаторам? Ответ очевиден. Особенно если знать, что за угрозами рассчитать и выгнать в действительности мало что стоит…

***

Надо оговориться. Анатолию Анатольевичу очень тяжело. Мы, слава богу, давно знакомы, могу заверить: разрываясь на несколько фронтов, Капский живет футболом, как никто другой. Зарплаты, трансферы, агенты, пресса — он все пропускает через себя и все воспринимает с широко открытыми глазами. Операции на сердце, трехдневная кома в Вильнюсе, запальчивое обещание уйти из БАТЭ в монастырь — это все тоже оттуда, с футбольного поля. За двадцать лет он вытаскивал клуб из сложнейших ситуаций, когда случались оглушительные провалы, когда не ставало денег, когда сбегали налево тренеры и игроки. Кто-то скажет, что КАА сам создал такую систему абсолютизма и единоначалия. Я скажу, что это именно та система, в которой Капский остается Капским. А БАТЭ остается БАТЭ.
Просто всякая система, как медаль, имеет обратную сторону. И на этой стороне можно видеть всякое — и говорить о всяком. Например, о том, что… Что мы знаем как бы двух Капских.
Один — вот такой отчаянный “самодержец”, человек-вулкан, состоящий из ярчайших интервью и громких командных собраний. Другой — осмотрительный управленец, который говорить может что угодно, но работает при этом деликатно. И на крайние меры никогда не идет.
Давайте вспоминать. После Караганды ведь никаких революций в БАТЭ не произошло. Борисовчане вылетели в июле, впереди был трансферный период — из основных игроков ушли только двое. Бордачев в “Томь”, Радьков в “Терек”. Те самые “сенаторы” досидели в “сенате” до конца сезона и окончания контрактов. Не было кардинальных реформ, перестройки и ускорения, не было репрессий.
После Караганды заявление по собственному писал Виктор Гончаренко. Заявление осталось без удовлетворения. И это не к разговору о том, что стоило расстаться с самым успешным тренером в истории БАТЭ. Это к тому, что не следует ждать ухода Ермаковича в ближайшем будущем. При всем своем суровом имидже и мощной лексике Капский — очень осторожный менеджер. И еще — добрый человек.

***

Мало кто обратил внимание, но в ответном матче с “Астаной” в стартовом составе БАТЭ вышли пятеро игроков, которые уезжали из Борисова, а потом в него вернулись. Если бы не переломы у Веремко и Глеба, таких возвращенцев могло оказаться семеро — и мы увидели бы ретроспективную версию старого доброго БАТЭ из прошлой жизни. Это все из практики знаменитого “отогрева” — и эта практика обширна. Сюда же можно подгрести и Филипенко, и Кривца, и Нехайчика. Конечно, Капский возвращал их всех не от хорошей жизни, под конкретные нужды и соотнося цену с качеством. Но наверняка ведь было в тех реверсивных трансферах и мотив помощи своим парням в трудный час. Почти все они прибывали домой потрепанными — после незадавшегося легионерства. И были приняты как родные. От доброты душевной.
Что говорить, если этим летом даже блудного сына Гутора БАТЭ всерьез рассматривал на место уехавшего в “Нанси” Черника. Того самого Гутора, который вероломно перебежал из Борисова в минское “Динамо”, поверив агентским россказням про светлое завтра. Обида была огромна. Руководитель другого склада немедленно вычеркнул бы фамилию ренегата из всех списков. Но Капский не такой.
Прошло время — и никаких обид. И кто знает, может, однажды еще вернется Гути в родной клуб “отогреться”. И Анатолий Анатольевич расскажет, что все плохое забыто, а сейчас у них мир, согласие и общие задачи.

***

Большинство игроков играет в Борисове не первый год. К тому, что есть “два Капских”, они привыкли. Они знают, что сердитые слова в раздевалке, на собрании и в прессе — это всего лишь сердитые слова. Они звучат и звучат, и не только после поражений в еврокубках — в родном чемпионате у БАТЭ достаточно бескровных матчей, чтобы расчехлить мегафон. Футболисты слушают — и знают, что цунами нужно просто переждать, покраснев для приличия. Что интервью живет один день, а потом все возвращается в наезженную “семейную” колею.
Все, кто учился в школе, сталкивался с образом злого, но доброго учителя. Тот может раскричаться, размахаться указкой и погрозить оставить на второй год. А потом остынет, оттает, потреплет по макушке. И все пойдет как прежде. И колокольчик прозвенит на торжественной линейке 1 сентября.
Не отсюда ли прорастают корни той самой самоуспокоенности БАТЭ и того самого застоя? Не оттого ли нет реальной встряски, что большая семья нерушима — и в пиковый момент, вылетая в трубу, звучит лишь огненная лексика, а на деле нет ничего, даже парочки “ритуальных жертв”? Вот и теперь: есть лишь закрытое трансферное окно, действующие контракты, а зима еще далеко. К зиме все устаканится. БАТЭ станет чемпионом. Анатольич добрый, все простит. И можно будет снова попить пивка и поискать в дьюти-фри духи и памперсы.
Если, конечно, в этот раз Капский не перейдет от слов к делу.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?